А.По книге учителя ИЯ
Упражнения в обучении диалогу.
1. Упражнения в обучении диалогической речи с использованием текста-образца. (Прочтите диалог по ролям, заполните пропуски в реплике диалога, расширьте реплики диалога, составьте из данных реплик диалог, составьте один диалог из микро-диалогов)
2. Упражнения в обучении диалогической речи при пошаговом составлении диалога (при индуктивном пути). Опишите ситуацию и составьте по ней реплику. Разбейте диалог на микро-диалоги. Заполните своими репликами середину диалога.
3. Обучение диалогической речи путем создания ситуации диалога. Создайте диалог к серии картинок, диалогизируйте прочитанный текст.
Б. Упражнения в обучении диалогу по Роговой:
1) для обучения подготовленной диал.речи:
- ответы на вопросы;
- постановка ситуативных вопросов;
- диалогизция прослушанного / прочитанного текста;
- составление диалога на заданную тему;
-дополнение и видоизменение данного диалога.
2) для обучения неподготовленного диалога:
|
|
- дайте аргументированные ответы на вопросы;
- управляемый диалог без подготовки;
- дискуссии, диспуты;
- вопросно-ответные игры.
II. Монологическая речь
1. Монолог.речь – связное непрерывное изложение мыслей одним лицом.
Психологическая характеристика:
· Контекстная (без учета внешней ситуации)
· Непрерывна
· Понятна без неязыковых средств
· Последовательна и логична
· Характеризуется полнотой изложения
· Обращенностью
Лингвистическая хар-ка:
· Не является эллиптичной, характеризуется полносоставными предложениями
· Развернутое изложение мыслей.
Виды монологов по коммуникативной цели высказывания:
1. Монолог-сообщение
2. Монолог-описание
3. Монолог-рассуждение
4. Монолог-повествование
5. Монолог-убеждение
Начальный этап: описание, воспроизведение стихов песен, краткий рассказ по изучаемой тематике (6-10 предложений)
Средний этап: краткое сообщение, рассказ с оценкой, описание, характеристика людей, предметов, пересказ с опорой на текст (10-12 фраз), умение делать устное сообщение на 2-3 мин.
Старший этап:
Уровень А: монолог по изучаемой тематике, публичные выступления, характеристика событий. Говорение - 3 минуты.
Уровень В: Монолог по расширенной тематике, публичные выступления, представления социокультурного портрета своей страны и стран изучаемого языка, характеристика событий. Говорение 5 минут.(вспомните –экзамен на профильном уровне)
3. Этапы и пути обучения монологу:
1. Индуктивный (путь снизу вверх)
2. Дедуктивный (путь сверху вниз)
Индуктивный – это развертывание высказывания от элементарного предложения к законченному монологу.
|
|
1. Этап 1: задания, стимулирующие короткие высказывания. I like winter, and you?
2. Этап 2: уточнение, расширение высказывания. Say, why you like winter, what you like in it and what you do in winter.
3. Этап 3: самостоятельного развернутого высказывания. Explain why you like winter, may be you dislike smth in it. Compose a monologue about winter.
Дедуктивный. Исходная единица обучения – законченный текст, работа в три этапа:
1. Этап 1. Максимальное «присвоение» содержания текста (прочитать текст + ответить на вопросы + составить план текста и конкретизировать каждый пункт).
2. Этап 2. Пересказ исходного текста.
3. Этап 3. Говорение в измененных ситуативных условиях (исходный текст перерабатывается в текст – монолог на сходные темы).