Требования в обучении монологу

А.По книге учителя ИЯ

Упражнения в обучении диалогу.

1. Упражнения в обучении диалогической речи с использованием текста-образца. (Прочтите диалог по ролям, заполните пропуски в реплике диалога, расширьте реплики диалога, составьте из данных реплик диалог, составьте один диалог из микро-диалогов)

2. Упражнения в обучении диалогической речи при пошаговом составлении диалога (при индуктивном пути). Опишите ситуацию и составьте по ней реплику. Разбейте диалог на микро-диалоги. Заполните своими репликами середину диалога.

3. Обучение диалогической речи путем создания ситуации диалога. Создайте диалог к серии картинок, диалогизируйте прочитанный текст.

Б. Упражнения в обучении диалогу по Роговой:

1) для обучения подготовленной диал.речи:

- ответы на вопросы;

- постановка ситуативных вопросов;

- диалогизция прослушанного / прочитанного текста;

- составление диалога на заданную тему;

-дополнение и видоизменение данного диалога.

2) для обучения неподготовленного диалога:

- дайте аргументированные ответы на вопросы;

- управляемый диалог без подготовки;

- дискуссии, диспуты;

- вопросно-ответные игры.

II. Монологическая речь

1. Монолог.речь – связное непрерывное изложение мыслей одним лицом.

Психологическая характеристика:

· Контекстная (без учета внешней ситуации)

· Непрерывна

· Понятна без неязыковых средств

· Последовательна и логична

· Характеризуется полнотой изложения

· Обращенностью

Лингвистическая хар-ка:

· Не является эллиптичной, характеризуется полносоставными предложениями

· Развернутое изложение мыслей.

Виды монологов по коммуникативной цели высказывания:

1. Монолог-сообщение

2. Монолог-описание

3. Монолог-рассуждение

4. Монолог-повествование

5. Монолог-убеждение

Начальный этап: описание, воспроизведение стихов песен, краткий рассказ по изучаемой тематике (6-10 предложений)

Средний этап: краткое сообщение, рассказ с оценкой, описание, характеристика людей, предметов, пересказ с опорой на текст (10-12 фраз), умение делать устное сообщение на 2-3 мин.

Старший этап:

Уровень А: монолог по изучаемой тематике, публичные выступления, характеристика событий. Говорение - 3 минуты.

Уровень В: Монолог по расширенной тематике, публичные выступления, представления социокультурного портрета своей страны и стран изучаемого языка, характеристика событий. Говорение 5 минут.(вспомните –экзамен на профильном уровне)

3. Этапы и пути обучения монологу:

1. Индуктивный (путь снизу вверх)

2. Дедуктивный (путь сверху вниз)

Индуктивный – это развертывание высказывания от элементарного предложения к законченному монологу.

1. Этап 1: задания, стимулирующие короткие высказывания. I like winter, and you?

2. Этап 2: уточнение, расширение высказывания. Say, why you like winter, what you like in it and what you do in winter.

3. Этап 3: самостоятельного развернутого высказывания. Explain why you like winter, may be you dislike smth in it. Compose a monologue about winter.

Дедуктивный. Исходная единица обучения – законченный текст, работа в три этапа:

1. Этап 1. Максимальное «присвоение» содержания текста (прочитать текст + ответить на вопросы + составить план текста и конкретизировать каждый пункт).

2. Этап 2. Пересказ исходного текста.

3. Этап 3. Говорение в измененных ситуативных условиях (исходный текст перерабатывается в текст – монолог на сходные темы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: