Предмет и методы философии.
Предмет философии (круг, изучаемых вопросов) – это содержание четырех основных разделов: онтология (наука о бытии), гносеология (учение о познании), человек, общество. В рамках данных разделов рассматриваются следующие частные вопросы: 1) сущность бытия; 2) происхождение бытия; 3) материя и ее формы; 4) сознание, его природа и происхождение; 5) взаимоотношение материи и сознания; 6) бессознательное; 7) человек, его сущность и существование; 8) душа и духовный мир человека; 9) общество; 10) общество и человек; 11) природа; 12) природа и человек; 13) духовная сфера жизни общества; 14) материально-экономическая сфера жизни общества; 15) социальная сфера общества; 16) общественно-экономические формации и проблемы цивилизации; 17) перспективы человека и общества; 18) экология и проблемы выживания; 19) особенности познания; 20) ограниченность и безграничность познания; 21) философские категории; 22) диалектика и многие другие вопросы.
Основные методы философии (пути и средства философского исследования): 1) диалектика (метод философского исследования, при котором вещи и явления рассматриваются гибко, критически, последовательно, с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин, следствий, единства и борьбы противоположностей); 2) метафизика (метод, противоположный диалектики, при котором объекты рассматриваются обособленно, статично, однозначно); 3) догматизм (восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых и носящих абсолютный характер); 4) эклектика (метод, основанный на произвольном соединении разрозненных понятий и концепций); 5) софистика (метод, основанный на выведении из ложных, но искусно поданных посылок, новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу); 6) герменевтика (метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов).
|
|
6. Структура философии:
Онтология | Учение о бытии |
Гносеология | Учение о познании |
Философская антропология | Учение о человеке |
Праксеология | Учение о практической деятельности человека |
Аксиология | Учение о ценностях |
Этика | Учение о морали и нравственности |
Эстетика | Учение о прекрасном, об искусстве |
Логика | Учение о правильном мышлении |
Философия языка | Лингвистическая философия |
Социальная философия | Учение об обществе |
История философии | Исследование жизни и творчества философов |
Философия и методология науки | Исследование особенностей и закономерностей научного познания |
Философия органично вплетена в ткань общества и имеет большое воздействие со стороны общества. На нее влияют политический и общественный строй, государство, прелигия. С другой стороны и сама философия влияет на исторический процесс своими передовыми идеями. Поэтому она имеет следующие функции:
|
|
1. она выполняет мировоззренческую функцию, т.е. помогает сформировать целостную картину мира.
2. методологическая, поисковая функция. В этом смысле она формулирует правила познания для всех частных наук.
3. функция социальной критики. Она осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.
4. прогностическая функция. Она означает способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем. Взгляд и предвосхищение будущего.
5. идеологическая функция. Участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов.
6. функция отражения или обобщения культуры. Философия является стержнем духовной культуры общества. Она формулирует наиболее значимые идеалы своего времени.
7. интеллектуальная функция. Способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ.
Ключевые понятия и слова: философия, мировоззрение, мифология, наука, гносеология, онтология, антропология, аксиология, этика, эстетика, эклектика, софистика, герменевтика, догматизм, метафизика, диалектика.
План – конспект лекции 2. «Философия как учение о мире и человеке».
Основные вопросы лекции:
1.Сущность человека. Исторический обзор взглядов на сущность человека.
2. Биологическое и социальное в развитии человека.
3. Индивид. Индивидуальность. Личность.