Исправление ошибочной записи в бухгалтерском учете

Понятие счетов, структура счета; Двойная запись; Взаимосвязь счетов бух учета, Синтетический и аналитический учет; Способы исправления ошибочных записей.

Счета бухгалтерского учета и двойная запись

15.10.2011.

Из баланса мы можем получит общие сведение о том, чем предприятие обладает. Но мы не можем получить данные о конкретной хозяйственной операции, которая произошла в определенный промежуток времени.

Хозяйственная операция- это факт, который свидетельствует о движение ценностей от одного субъекта к другому и это означает также уменьшение материальной ответственности у того субъекта, который объект отчудил.

Текущее наблюдение за хозяйственной деятельностью, контроль над ней осуществляется с помощью счетов бух учета. Они предназначены для текущего отражения хоз операций и фиксации тех изменений, которые произошли в хозяйственной деятельности. Счет- это текущая группировка однородных средств хозяйства и их источников. Например, счет «основные средства»- это счет, который говорит о группировке «основные средства». На этом счете отражается то количество средств, которые на нём имеются и произошедшие изменения. Счет- это определённый классификационный признак, позволяющий идентифицировать тот или иной объект бух учета.

Например, счет касс позволяет определить наличные денежные средства.

Был такой случай- был тех заказчик (Ашан) и ген подрядчик. Налоговые органы решили, что тех заказчик и ген подрядчик- это одно и то же. Налоговики сказали, что тех заказчик ничего не отражал на счете 20 и занизил налогооблагаемую базу. Ашан вел учет затрат на счете 08, ведение которого предусмотрено для застройщиков, а не вёл счет 20. Счет 08- там отражались долгосрочные финансовые вложения, которые осуществлялись. В результате, суд сказал, что Ашан, являясь тех заказчиком, не обязан был вести счет 20 и не должен был на этом счете всё отражать.

Важно, какой счет должен бы вестись, т.е., где мы были должны отражать все наши траты. Т.е. необходимо верно квалифицировать хозяйственную операцию. А квалификацию мы делаем в счетах бух учета. Таким образом, важно определение:

a) Стоимости хозяйственной операции;

b) Лиц, участвующих в её совершении;

c) Места и времени совершения хозяйственной операции;

d) Квалификации такой хозяйственной операции, т.е. точного установления, на какой счет бух учета такая операция должна быть отнесена.

Счет-это определённый классификационный признак, позволяющий идентифицировать объект. Он состоит из двух частей:

Ø Левая часть- дЕбет: «Он должен»;

Ø Права часть- крЕдит: «Он верит».

Например, видно, что имеется материалов на 10 тысяч рублей. Это называется сальдо начальное. Сальдо по-итальянски- это расчет, итог. Все счета открываются на основании баланса. Счета бывают по отношению к балансу:

· Активные;

· Пассивные.

Сальдо начальное мы берем из баланса, а сальдо конечно мы пишем в новый баланс.

Т.е. баланс устанавливает статику имущественного положения на определенную дату. После этого происходит выбытие основных средств, прибытие основных средств. Вот это всё отражается на счетах бух учета.

Одна и та же операция может вызывать взаимосвязанные изменения по дебету одного счета и по кредиту другого счета. Это называется двойной записью. Например, был заключен договор поставки. Есть накладная- будет отражена на счете увеличение материалов, а также на основании счета будет отражена эта операция по кредиту счета «расчеты с поставщиками». Т.е. одна и та же операция вызывает взаимосвязанные изменения в разных счетах.

Очень важно правильно установить, что должно учитываться на том или ином счете.

Счета делятся на активные и пассивные. В активных счетах всё увеличение идёт по дебету. В пассивных счетах всё увеличение идет по кредиту. Уменьшение в активных счетах идет по кредиту, а в пассивных счетах уменьшение идет по кредиту. Всегда сначала нужно посмотреть, какие два счета будут связаны. Способ двойной записи был изложен впервые в 1494 году в труде «Трактат о счетах и записях бухгалтерского учета». Автор- Лука Пачолли. Опубликован трактат был в Венеции. Способ двойной записи был изобретен практикой- купцы отражали все операции по одним и тем же признакам, и вели записи по кредиту и дебету. Но систематизировал это Лука Пачолли.

Смысл двойной записи: нужно сначала классифицировать объект бухгалтерского учета, потом нужно отразить хозяйственную операцию. Взаимосвязанные счета называют корреспондирующими счетами. Корреспонденция счетов- это типичная взаимосвязь счетов. Если произойдёт выбытие средств, то это может быть только за счет атипичной взаимосвязью. Это на взаимосвязь, которая не предусмотрена в бух учете. Обычно так делают, чтобы скрыть последствия хозяйственной операции.

Указание двух корреспондирующих счетов по дебету и кредиту называется бухгалтерской проводкой. Бухгалтерские проводки бывают двух видов:

1) Простые;

2) Сложные

Например, материалы, которые пришли по поставке, пришли в таре. Тару нужно учитывать отдельно. Нужно отдельно на счете учитывать тару, отдельно материалы. Тогда при сложной проводке определенная сумма пойдет на дебет счета тара, а другая сумма пойдет на кредит счета тара. Сложная проводка- когда увязываются дебет одного счета и кредит нескольких счетов.

Мы также должны понимать, что взаимосвязь счетов определяется на основании плана счетов бух учета. По этому поводу имеется несколько ссылок в законе о бух учете: ст. 5; на основании плана счетов в организации разрабатывается рабочий план счетов, т.е. тот перечень счетов, который может применяться в организации.

План счетов бух учета утвержден Минфином. Действует с 1 января 2001 года. имеется отдельный план для банковских организаций, который утверждается ЦБ.

План счетов бух учета состоит из двух частей:

1) Перечня счетов, который применяется в бух учете (например, основные средства, износ финансовых средств, незавершенное капитальное строительство);

2) Инструкция по применению плана счетов бух учета.

Фактически, план счетов бух учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности, а инструкция по плану счетов устанавливает единые подходы к применению плана счетов. Т.е. всегда стоит задача классификации того или иного объекта бух учета. Принципы, правила, и способы ведения учета устанавливаются различными Положения по ведению бух учета (ПБУ). Дается типовая корреспонденция счетов- это нормативно установленная взаимосвязь различных счетов. Мы узнаем, как осуществляется учет счетов на основании плана учета счетов. Т.е. это установление рамок для взаимосвязи различных счетов бух учета. Счета бух учета подразделяются на:

1. Синтетические счета
Счет основные средства-01;

К счету 01 могут быть и суб счета. Например, суб счет здание и сооружение; машины и оборудование. Суб счета ведутся по видам основных средств.

Например, суб счет 08- долгосрочные финансовые вложения. Описаны суб счета, которые могут быть открыты: 08.3- строительство объектов основные средств; 08.5- приобретение нематериальных активов.

Все эти счета (т.е. все счета 01) называются синтетические счета.

В законе есть определение понятие синтетического учета- это учет обобщенных данных бухучета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам.

2. А дробное деление этих средств называются аналитическим учетом.

Промежуточной группировкой являются суб счета.

Аналитический учет- это учет, который группирует детальную информацию об имуществе, обязательствах и хозяйственных операций внутри каждого синтетического счета.

Атипичные бухгалтерские проводки фальсифицируют те или иные хозяйственные операции. Например, были получены денежные средства- частично было отражены в кассе, а частично были внесены в расходы, которых не было. Это будет неправильная связь. В каждом платежном поручении указывается основание платежа. Это будет атипичная бухгалтерская проводка. Типовая корреспонденция устанавливает рамки, в которых должна быть отражена та или иная хозяйственная операция.

Все операции должны быть отражены в учете. Если есть отклонения, то это ненормально. А что если бухгалтер добросовестно заблуждался по поводу квалификации операции?

Запись всегда должна быть предусмотрена счетным планом.

Был случай с Ашаном. Можно там купить отдельно пакет, а есть бесплатные пакеты. Посчитали, что такие пакеты в расходы нельзя отнести. Ашан сказал, что есть технология продаж и продукт должен быть упакован. Это не является частью маркетинговой политики. Налоговая сказала, что пакеты не являются упаковкой. А Ашан доказывал, что это упаковка и должен быть отнесен в соответствующую статью расходов, а никак это не должно быть в расходах по рекламе.

Ещё один случай- есть одно предприятие, которое является монопольным экспортером драг металлов. Оно имело на своем балансе акции различных банков. Правительство решило, что это непрофильная деятельность и постановило отдать все акции Минимуществу. И так и было сделано. Всего акции были переданы на сумму полмиллиарда рублей. После этого налоговой орган сказал, что передача акций- это ваша доля и, будьте добры,заплатить налог на 90 млн рублей за безвозмездную передачу. Нужно было показать по счету 75 (расчеты с учредителем- т.е. с Правительством)- как задолженность. А причём здесь 75 счет? А безвозмездная передача запрещена. По сути, это же было сделано по Постановление Правительства- т.е. это было безвозмездное изъятие. В суд представили баланс, где видно, что УК не изменялся, изъятием долей и акций он не затронут. И никакой корреспонденции с УК и с 75 счетом нет. Если это не дарение, то никаких 90 млн налогов не нужно платить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: