Отёчность

19.11.2011.

Прошлый раз мы закончили рассмотрение метода документации и пришли к методу инвентаризации. В методе документации речь идет о основании операции и их учете, а во втором случае речь идет о наличии ценностей и сопоставление их с остатком.

Мы должны рассмотреть процесс проведения инвентаризации, этапы её проведения и оформление её результатов.

Этапы инвентаризации:

1. Инвентаризация определяется на основании плана инвентаризации, который определяется на основании приказа по учетной политике. Определяются сроки инвентаризация, учреждается инвентаризационная комиссия. Этот этап называется подготовительным. Разрабатывается также внутренняя инструкция о том, как нужно проводить инвентаризацию. Обычно инвентаризация должна проходить непрерывно. На первом этапе осуществляется подготовка.

2. После этого начинается проведение инвентаризации: взвешивание, пересчет, обмер и оформление инвентаризационных описей.

3. На третьем этапе (сравнительно-аналитические мероприятия) сопоставляются данный инвентаризационных описей и данных бух учета. Составляются сличительные ведомости. Они оформляют расхождение между данными бух учета, документального учета и фактическими данными. Все инвентаризационные описи составляются на основании унифицированных форм инвентаризационных описей. По каждому виду товарно-материальных ценностей есть своя форма. Акт инвентаризационной комиссии- это типовая форма. Сличительная ведомость- также типовая форма. Например, «Сличительная ведомость результат инвентаризации основных средств».

4. На четвертом, заключительном этапе оформляются результаты инвентаризации, осуществляется регулирование инвентаризационных записей, вносятся соответствующие записи в документы бух учета. В результате инвентаризации появляются либо излишки либо недостатки. Инвентаризационная комиссия осуществляет регулирование инвентаризационных разниц.

Что делать с излишками и недостачами?

a) Появился излишек. Есть статья 12 закона о бух учете, которая говорит, что нужно делать в случае излишка, а что в случае недостатка. Излишек должен приходоваться. После этого сумма излишка зачисляется на финансовые результаты.

b) Недостача имущества. Если выявлена недостача или порча имущества, то применяется правило естественной убыли. Инвентаризационная комиссия определяет, какой уровень естественной убыли по нормативным документам (есть соответствующие инструкции). Естественная убыль уменьшит указанную недостачу и порчу. Суммы, которые будут установлены, относятся на издержки производства. Такая сумма будет отнесена на издержки производства, если в пределах нормы. А если свыше нормы недостачи или естественной убыли- то на виновных лиц. Если они не установлены или суд отказал во взыскании с них убытков, то убытки от недостачи имущества и порчи списываются на финансовые результаты. Во всех этих операциях решение будет приниматься с участием юриста.

Какие ошибки бывают при осуществлении инвентаризации?

Наиболее распространённой- неправильное оформление инвентаризации. Например, состав комиссии один, а инвентаризацию проходили другие лица.

Если будет подтверждено, что те, кто подписал акт инвентаризационной комиссии, но не участвовал в самой инвентаризации, то инвентаризация будет признана недействительной.

Если непрерывный результат деятельности, а инвентаризационные документы не завизированы комиссией.

Инвентаризация проводится в тот момент, когда необходимо составить отчетность. Она вносит существенные коррективы в отёчность, которая будет создана на основе инвентаризационной деятельности.

Это элемент метода бух учета. Один из наиболее важных. Логическое завершение всех процедур бух учета.

Регулируется метод бух учета Законом о бух учете. Есть определение бух отчетности.

Отчетность- это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах её деятельности (ст. 2).

Также в статье 13 говорится об отчетности.

Классификация отчетности:

1) По периодичности:

i. Годовая;

ii. Промежуточная- месячная и квартальная отчетность.

2) По охвату или объему включенных в неё данных:

i. Индивидуальная;

ii. Сводная- отчетность ю.л. с учетом филиалов и представительств.

iii. Консолидированная- отчётность холдинга, включающего материнские и дочерние компании.

Правила составления отёчности регулируется нормативными документами:

1. Нормативные документы первого уровня- это законодательные акты федерального значения: Закон о бух учете. Бух отёчность должна обеспечивать внутренних и внешних пользователей информацией. Внутренние пользователи: руководители, собственники имущества. Внешние пользователи- подрядчики, инвесторы, кредиторы, страховые организации.

В законе о бух учете несколько статей посвящены составу отчетности.

Также это законы об АО, ООО, ГК, Указы Президента и ПП.

2. Положение по бух учету- есть ПБУ 4/09 «Бух отчетность организации»- утверждена Приказом Минфина от 6 июля 1999 года №43-н;

3. Инструкции, указания, разъясняющие документы в соответствии с отраслевой спецификой.

Приказ Минфина от 2 июля 2010 года № 66-н «О формах бух отчетности организации» (вступает в действие начиная с составления бух отчётности за 2011 год). Приказ утверждает:

a) Форму бух баланса и отчета о прибылях и убытках;

b) Форма отчета об изменениях капитала;

c) Форма отчета о движении денежных средств;

d) Форма отчета о целевом использовании денежных средств общественных организаций, не осуществляющих предпринимательской деятельности;

Организации самостоятельно определяют детализацию, могут вводить строки, определяют содержание пояснений, дополнений.

Бух отёчность оформляется в табличной или в текстовой форме. Приказ действует с момента составления отчетности за 2011 год.

4. Распоряжение самой организации, руководителя.

Рассматриваем подробно формы Приказа Минфина 2010 года №66-н.

1. Форма №1- бух баланс. Есть форма, там написаны статьи баланса.

2. Форма №2- отчет о прибылях и убытках.

В этом отчете нашли свое отражение финансовые результаты организации за определенный отчетный период. Организация показывает, каким образом убытки получены, сопоставляются расходы и доходы, увязываются доходы и расходы по различным видам. Показывается чистая прибыль и чистая убытка.

I. Первый раздел- расходы и доходы по обычным видам деятельность. По статье выручка от продажи продукции, работ и услуг записываются доходы, полученные от обычных видов деятельности. Показывается они без НДС, акцизов и иных обязательных платежей.

i. Себестоимость проданных товаров, работ и услуг. Разница между этой и первой строчкой показывает валовую прибыль.

ii. Коммерческие расходы. К ним относятся расходы, связанные со сбытом продукции: транспортные расходы, комиссионное вознаграждение подрядчикам и т.д.

iii. Расходы на содержание аппарата управления: управленческие общехозяйственные расходы, з/п, амортизация основных средств, которые относятся к таким расходам.

II. Второй раздел:

i. Проценты к получению- по ЦБ, облигациям и т.д;

ii. Проценты к уплате;

iii. Прочие операционные доходы (например, производство товаров);

iv. Прочие операционные расходы (например, банку по банковским счетам);

v. Доходы от участия в других организациях, прочие операционные расходы;

vi. Внереализационные доходы- причитающиеся к получению организацией штрафы, пени и неустойки;

vii. Внереализационные расходы – причитающиеся к уплате штрафы, пени и неустоек, убытке прошлых лет, списанная дебиторская задолженность, курсовые, отрицательные разницы и т.д.

В итоге выводим прибыль и убыток. С полученной прибыли начисляется налог на прибыль, её уменьшает и остается чистая прибыль, которую акционеры и участники обществ вправе распределять. Именно такая прибыль отражается потом в балансе как полученная прибыль по итогам отчетного периода.

Форма №6- это отчет об использовании денежных средств, имеющих целевую направленность- заполняется НКО. Там расписывается, сколько и по каким статьям получено организацией, сколько использовано. Выводится остаток: сколько средств использовано, сколько осталось.

Закон о бух учете регулирует не только обязательное наличие отчетности, но и сроки представления, а также требования к представлению.

Сроки представления отчетности:

Отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно. Правильно писать- «бух баланс по стоянию на 31 декабря».

Для организаций, созданных после 1 октября, отчётным годом является период с даты их гос регистрации по 31 декабря следующего года.

Требования, предъявляемые к бух отёчности:

1) Достоверность- реальное положение дел;

2) Полнота-включение в состав отёчности данных по филиалам, представительствам;

3) Последовательность- соблюдение сроков, периодов получения доходов и расходов и отражения показателей;

4) Соблюдение требований сопоставимости показателей- данные должны быть выражены в цифрах, которые сопоставимы между собой. Это одна валюта, показатели в одних единицах. Иногда глав бух должен в пояснительных записках, почему требование сопоставимости не выполнено: например, если производственные направления сильно поменялись. Осуществляли один вид деятельности, а потом вдруг стали другой вид деятельности осуществляет. Такие несоответствие объясняются в пояснительной записке, которая сопровождает любую отчетность. Все изменения в учетной политике и в такой записке отражаются;

5) Нейтральность выраженной информации;

6) Существенность.

Аудиторское заключение также должно предоставляться в ряде случаев- только для организаций, которые обязаны прилагать к своей отчетности итоговую часть аудиторского заключения.

По требованию бух отчетность предоставляется внутренним и внешним пользователям.

Бух отчетность не может быть коммерческой тайной.

Каким образом анализировать бух отчетность?

Все цифры, которые таким указаны должны показать, как работала организация за прошедший период времени. Мы можем сравнивать это с предыдущими периодами.

В бух балансе статьи сгруппированы по увеличению ликвидности. Можно сравнить, как изменились позиции в балансе, стали ли они более ликвидными или менее ликвидными. Эти данные мы видим из активов компании.

Такие показатели, как платёжеспособность, оборачиваемость, финансовая устойчивость, рентабельность.

К наиболее ликвидным относятся денежные средства и краткосрочные ценные бумаги.

К быстро реализуемым активам относится кредиторская задолженности и депозиты.

К медленно реализуемы- незавершенное производство, сырье, материалы.

Постоянные активы: здания, оборудования, земельные участки. Они трудно реализуемы.

В пассиве баланса показаны обязательства ю.л., которые делятся на наиболее срочные (кредиторская заложенность), краткосрочные пассивы (краткосрочные кредиты и займы), долгосрочные кредиты и займы (аренда), постоянные пассивы (собственные средства).

Баланс считается наиболее ликвидным, если наиболее ликвидные активы равны наиболее ликвидным обязательствам или перекрывают их. Если краткосрочные активы равны им или перекрывают их, то это вторая степень ликвидности баланса.

Показатели ликвидности: есть коэффициент абсолютной ликвидности. Это денежные средства плюс краткосрочные финансовые вложения, деленные на кредиторскую задолженность.

Коэффициент текущей ликвидности-оборотные активы минус расходы будущих периодов деленные на краткосрочную заложенность минус доходы.

Соотношение российской отёчности (РСБУ) и отёчности по международным стандартам(МСФО)

Российская ответственность- РСБУ. Вот по ней российские компании должны вести отчётность.

Но есть необходимость сопоставлять бух отчётность по российских стандартам и международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Международные стандарты гораздо шире и наиболее реально отражают положение компании.

Есть международные стандарты, которые регулируют определенные стандарты финансовой отчетности. В международных стандартах главное требование- возможность использовать и приносить доход и этого вполне достаточно, чтобы основное средство появилось в отчетности. Это достаточно большая разница с российскими стандартами.

Сроки амортизации средств. Выбранный способ уже не может меняться. Например, выбрали линейный способ, им и пользуемся всегда. В международных стандартах основное средство не продолжает учитываться, если его остаточная стоимость после амортизации равна нулю, а также можно менять способ амортизации.

У нас четко установлены рамки и такие рамки не позволяют установить те рамки, которые мы имеем. Например, у нас есть условные факторы ожидаемой сделки. В МФСО это можно отразить, а российские стандарты- нет.

Существенность выбирает само предприятие. Общепризнанный такое метод- более 5% от значения показателя от итоговой статьи этого показателя. Если он более 5%, то мы должны его обосновать. В МСФО существенный показатель может быть небольшим в денежном выражении, но может быть существенным на определенную дату.

Большая разница есть между отражением доходов. Методы отражения в бух отчетности разные. Для российского учета доходом является то, что соответствует:

a) Организация имеет право на получение выручки и её сумма может быть определена;

b) Имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдёт увеличение выгоды

Для МСФО документального подтверждения дохода не нужно, а нужна вероятность такого дохода. И мы такой доход в МСФО отражаем.

В МСФО нет разделения на краткосрочную и долгосрочную отёчность.

Сейчас много холдингов, в т.ч. с участием иностранного капитала, и российские стандарты пытаются приблизиться к МСФО. Но полного соответствия пока нет и не ожидается. Например, банки составляют отёчность по параметрам, установленным ЦБ.

Учетная политика: должны быть отражены способы ведения бух учета, используемый план счетов, способ амортизации, способ списания материально-производственных запасов, какой показатель считать существенным. Это всё отразиться на том, что отчетность не будет достоверной. Утверждается график документооборота.

Нужно предоставлять учетную политику с бух отёчностью. Это требование налоговых органов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: