Характеристика детей с различными типами ЗПР

Классификации детей с ЗПР

Тема: Классификации и дифференциальная диагностика ЗПР

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. В последние годы ученые отмечают рост количества детей с задержкой психического развития. По данным разных авторов в детской популяции выявляется от 6% до 25% детей с ЗПР различного генеза. Среди неуспевающих школьников младших классов дети с ЗПР составляют 50%.

В Международной классификации болезней, травм и причин смерти 10-го пересмотра (DSM-III-R) задержка психического развития рассматривается в разделе F8 под рубрикой F84 – Общие расстройства психологического развития. Основными признаками ЗПР считаются: появление расстройства в младенческом возрасте или в раннем детстве, тесная связь повреждения или задержки в развитии функций с биологическим созреванием ЦНС, постоянное течение расстройства без ремиссий и рецидивов.

Причинами ЗПР могут быть слабовыраженные органические повреждения головного мозга, генетически обусловленная недостаточность ЦНС и ее основного отдела, интоксикации, инфекции, травмы и т.п.

При ЗПР могут быть нарушены как отдельные структуры головного мозга, так и их функции в различных сочетаниях. Варьироваться может и глубина повреждений.

Классификация ЗПР (авт. М.С. Певзнер, 1966г.) (в основе лежит синдромологический принцип) Классификация ЗПР (авт. К.С. Лебединская, 1980г.) (в основе лежит этиопатогенетический принцип) Классификация ЗПР (авт. В.В. Ковалев, 1995г.) (в основе лежит патогенетический принцип)
1. Психофизический инфантилизм с недоразвитием эмоционально- волевой сферы при сохранном интеллекте. 1.Задержка психического развития конституционального генеза. 1.Формы, обусловленные задержанным или искаженным психическим развитием.
2. Психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности. 2. Задержка психического развития соматогенного генеза. 2.Формы, обусловленные дефектом зрительного, слухового анализаторов.
3. Психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный нейродинамическими нарушениями. 3. Задержка психического развития психогенного генеза. 3.Формы, обусловленные дефицитом информации, психогенные ЗПР.
4. Психофизический инфантилизм с нарушением познавательной деятельности, осложненный недоразвитием речевой функции. 4. Задержка психического развития церебрально-органического генеза. 4.Формы, обусловленные органическим поражением ЦНС на ранних этапах развития организма.
Тип ЗПР Краткая характеристика детей
ЗПР конституционального происхождения. К данному типу относят наследственно обусловленный психический и психофизический инфантилизм. У детей преобладают черты эмоционально-личностной незрелости, живость мимики. Такой тип ЗПР проявляется в аффективных вспышках, эгоцентризме, склонности к демонстративному поведению, истерическим реакциям. Может наблюдаться недостаточность отдельных специфических функций (зрительной и слуховой памяти, речи).
ЗПР соматогенного происхождения. Этот тип ЗПР обусловлен хроническими заболеваниями внутренних органов (сердца, почек, легких и т.д.). Заболевания вызывают задержку в развитии двигательных, речевых функций, формировании навыков самообслуживания, затрудняют смену фаз игровой деятельности. У дошкольников может наблюдаться неуверенность, робость, капризность, безынициативность. Круг общения детей сужен, существует недостаток сенсорного опыта.
ЗПР психогенного происхождения. Данный тип ЗПРсвязан с неблагоприятными условиями воспитания. Он может быть обусловлен безнадзорностью, социальным сиротством, культурной депривацией. Запас представлений об окружающем мире является бедным. Наблюдаются низкая работоспособность, лабильность нервной системы, несформированность произвольной регуляции деятельности, агрессивность, необдуманность действий, импульсивность или робость, плаксивость, фобии, отсутствие интересов. Дети не владеют навыками самообслуживания, не приучены к самостоятельности. Отмечается неадекватная самооценка, эгоизм, отсутствие трудолюбия.
ЗПР церебрально-органического происхождения. Здесь наиболее ярко выражены нарушения в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности. Существует два варианта ЗПР данного генеза: - с преобладанием черт незрелости эмоциональной сферы по типу органического инфантилизма; - с преобладанием симптомов поврежденности. При первом варианте отмечаются неврозоподобные и церебрастенические расстройства. При втором варианте наблюдаются энцефалопатические и нейродинамические расстройства, нарушения корковых функций. Дети не овладевают видами произвольной деятельности. У них задерживается формирование предметно - манипулятивной, речевой, игровой, продуктивной и учебной видов детской деятельности.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: