Семинар 6
Бытие человека в культуре и языке
Семинар 5
Темы для обсуждения:
1. Языковая, культурная и групповая личность.
2. Один язык = одна культура?
3. Культурные стереотипы.
4. Лингвистический национализм.
5. Коды культуры и эталоны русского мира.
6. Концепт “национальной личности и национальности в современном обществе”.
Литература:
1. Kramsch C. Language and Culture, ch. 6 Language and cultural identity, p. 65-78.
2. Komova T.A. On British/ American cultural studies, Unit 11, The Construction of national Identity: Britishness. p. 113-133.
3. Воркачев С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки - 2001 - № 1. - С. 64-72.
4. Гришаева Л. И., Цурикова Л. В. Введение в теорию межкультурной коммуникации. – М.: Academia, 2006.
5. Гудков. Д.Б. «Кровь» в соматическом коде культуры (по данным русской фразеологии) // Язык, культура, коммуникация: Сборник статей. М., 2003. – Выпуск 23.
6. Гудков Д.Б. Единицы кодов культуры // Язык, культура, коммуникация: Сборник статей. М., 2004. – Вып. 26.
|
|
7. Захаренко И.В. «Ноги» в соматическом коде культуры (на примере фразеологии) // Язык, культура, коммуникация. - М.2003 Вып. 25.
8. Маслова В.А. Лингвокультурология, гл. 5 Бытие человека в культуре и языке. С. 113-143.
9. Табалова Н.Г. Стереотипы как результат когнитивной деятельности человека. Стереотип России и русских в англоязычных СМИ // Язык, культура, коммуникация. - М, 2003. – Вып. 25.
10. Тер-Минасова С.Г. Война и мир языков и культур: Вопросы теории и практики межъязыковой и межкультурной коммуникации: Учебное пособие / С.Г. Тер-Минасова. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. – 286 с. – Главы 1, 2.
11. Филимонова Е.Н. Символика животных в переводных произведениях. «Священные животные» (на материале с корейского и китайского языков) // Язык, культура, коммуникация: Сборник статей. М., 2004. – Вып. 26.
12. Красных В.В. “Свой” среди “чужих”: миф или реальность? Гл. 11 Коды культуры и эталоны русского мира, с. 297-315, гл. 9, стр. 266–273.
Ответьте на вопросы:
1. Что такое языковая, культурная личность и групповая личность?
2. Можно ли поставить знак равенства между одним языком и одной культурой в России и в Великобритании?
3. Что такое культурный стереотип?
4. В чем сложность языковой и культурной личности?
5. Что такое языковой “перекресток”?
6. В чем проявляется лингвистический национализм?
7. Для чего создан стандартный язык?
8. Что такое культурный код? Приведите примеры.
9. Дайте определение “лингвистического права”, “лингвицизма”.
10. “Английскость” как культурная и персональная оценка. Национальность – национализм, гражданство – полномочия и другие концепты внутри социально-политического контекста.
|
|
Темы для обсуждения:
1. Сравнение как аспект ЛК.
2. Что значит “носитель языка”?
3. Культурная подлинность: кросс-культурный, межкультурный и мультикультурный империализм.
4. Культурный шок и межкультурная адаптация.
5. Культурный конфликт.
6. Национально-культурные особенности построения дискурса.
Литература:
1. Kramsch C. Language and Culture, ch. 7 Current issues, p. 79-85.
2. Komova T.A. On British/ American cultural studies, Unit 7 The concept of beauty and its cultural content. p. 65-71.
3. Маслова В.А. Лингвокультурология, гл. 6 Человек в зеркале сравнения. С. 144-192.
4. Тер-Минасова С.Г. Война и мир языков и культур: Вопросы теории и практики межъязыковой и межкультурной коммуникации: Учебное пособие / С.Г. Тер-Минасова. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. – 286 с. – Глава 3.
5. Красных В.В. “Свой” среди “чужих”: миф или реальность? Гл. 12 Теория и практика межкультурного общения. с. 316-333.
Ответьте на вопросы:
1. Кто такой “носитель языка”?
2. Расскажите о культурной подлинности.
3. Что такое “культурный шок” и как его избежать?
4. Подумайте о том, как можно преодолеть конфликт культур.
5. Какова роль сравнения в лингвистике и в мышлении?
6. Почему устойчивое сравнение представляет особую ценность для ЛК?
7. Концепт «красота» в классической литературе: Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Дж. Остин, Ш. Бронте о прекрасных мужчинах и красивых женщинах. «Красота и добродетель» как эстетические и моральные концепты.