Органы суда и юстиции в 1917-1922 годах

ТЕМА 17. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ, СУД, ПРОКУРАТУРА

Органы юстиции, суд и прокуратура во всей системе органов Советского государства занимают особое место. Назначение суда заключается в осуществлении правосудия, а прокуратуры - в надзоре за точным исполнением законов. В качестве центрального органа судебного управления по декрету II Всероссийского съезда Советов был создан Наркомат юстиции РСФСР. Его задача заключалась прежде всего в организации самой системы судебных учреждений и руководстве ею. Но этим его функции не исчерпывались: на наркомат была возложена еще одна ответственная задача- разработка норм советского социалистического права, кодификация законов, их толкование и опубликование. Во главе наркомата долгие годы стоял видный революционер и юрист Д.И. Курский. На местах вначале были учреждены должности комиссаров юстиции, наделенных единоличной властью, а с средины 1918 г. вместо них создавались постоянные органы- отделы юстиции исполкомов Советов, находившиеся в двойном подчинении. Они организовывали народные суды и трибуналы и контролировали их деятельность.

В первые же дни после революции вместо старых судов начали возникать новые советские суды, имевшие различные названия: революционный народный суд, суд общественной совести, ревтрибунал и.т.п.

По декрету о суде № 1 (ноябрь 1917) устанавливались два вида судов - народные суды и ревтрибуналы, которые рассматривали наиболее важные дела, главным образом о контрреволюционных преступлениях. Создание народных судов сначала отставало от образования ревтрибуналов. На местах предпочитали создавать именно ревтрибуналы, и поэтому первое время в них (до образования народного суда) слушались не только дела о контрреволюционных преступлениях.

В октябре 1918 г. при Реввоенсовете Республики был создан Военно-революционный трибунал, объединивший деятельность трибуналов в Красной Армии (фронтовых, армейских). Одновременно он являлся судом первой инстанции по делам особой важности.

По декрету о суде № 1 была упразднена старая прокуратура. Первые попытки ввести прокурорский надзор относятся еще к началу 1918 г., но тогда коллегия наркомата постановила специального прокурорского органа не создавать, а организовывать при ревтрибуналах “камеры обвинения”. Лишь в мае 1922 г. в составе наркомата был образован отдел прокуратуры.

Деятельность органов юстиции и суда в первое время несколько сдерживалась деятельностью других советских органов, в частности ВЧК. Поэтому в восстановительный период была проведена крупная судебная реформа.

Первым ее шагом стало слияние в 1921 г. трех систем трибуналов - гражданских, военных и транспортных. Ревтрибунал при ВЦИК, Военный ревтрибунал при РВСР, объединились в Верховный трибунал РСФСР. Он являлся судом первой инстанции по делам особой важности, кассационным органом, органом судебного надзора за деятельностью всех трибуналов. Трибунал состоял из Пленума и коллегий (кассационной, судебной, военной, военно-транспортной). Председатель трибунала назначался ВЦИК из числа членов коллегии НКЮста РСФСР. Местными органами трибунала являлись его областные отделения.

Вторым актом судебной реформы явилось ограничение прав ВЧК. Отныне единственными государственными органами, обладавшими правом вершить судебное разбирательство и выносить приговоры, становились судебные органы.

Третьим, самым важным актом судебной реформы стала ликвидация раздвоения юстиции на народные суды и ревтрибуналы, и если ревтрибуналы как органы борьбы с контрреволюцией играли решающую роль, то теперь, когда контрреволюция была в основном подавлена, было необходимо укрепить роль народных судов, которые должны были стать основным звеном судебной системы. В ноябре 1922 г. было принято “Положение о судоустройстве РСФСР”, которое устанавливало, что на территории РСФСР действуют народный суд, губернский суд и Верховный суд.

Четвертое мероприятие судебной реформы касалось прокуратуры. Проект об учреждении прокуратуры был подготовлен Наркомюстом РСФСР еще весной 1922 г. Однако он вызвал резкие возражения многих членов ЦК и правительства, противоставлявших прокуратуре как органу надзора за законностью “революционную целесообразность”. Бурная дискуссия о прокуратуре развернулась на IV Всероссийском съезде деятелей юстиции, где Н.В. Крыленко почти в одиночку защищал идею создания единой централизованной и независимой от местных властей прокуратуры. В начале мая 1922 г. вопрос обсуждался на третьей сессии ВЦИК. Против централизованной прокуратуры выступили Л. М. Каганович, Д.Б. Рязанов, Н. Осинский и др., потребовав подчинить местных прокуроров исполкомам Советов. Отповедь этим взглядам была дана в известном письме Ленина ”О двойном” подчинении и законности” (оно было продиктовано в Горках). Однако идею централизованной и независимой от местных органов власти прокуратуры тогда провести не удалось. 28 мая 1922 г.ВЦИК утвердил положение о прокурорском надзоре, согласно которому в составе Наркомюста РСФСР образовался отдел прокуратуры для надзора за соблюдением законов Во главе его в качестве прокурора республики стоял нарком юстиции РСФСР.

С созданием прокуратуры РСФСР значительная часть работы, которая ранее выполнялась губернскими отделами юстиции, отошла к прокурорскому надзору, поэтому с июля 1922 г. Наркомюст РСФСР приступил к ликвидации отделов юстиции губисполкомов и уездных бюро юстиции.

2. Юстиция, суд, прокуратура в 1923-1936 годах

После образования СССР в положении о Верховном суде СССР от 23 ноября 1923 г. предусматривалось образование Прокуратуры Верховного суда СССР. Органы надзора состояли как бы из двух этажей: первый - прокуратуры республик, второй-Прокурор Верховного суда СССР. Управление военной прокуратурой возлагалось на помощника Прокурора Верховного суда СССР по военной коллегии.

В 1933 г. был сделан еще один шаг по пути к централизации прокуратуры. 20 июля 1933 г. постановлением ЦИК и СНК СССР была учреждена Прокуратура СССР, прокуратура Верховного суда СССР упразднялась. На Прокуратуру СССР возлагался надзор за соблюдением Конституции СССР, за единообразным применением законов, за законностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска. Ей было дано право опротестовать акты органов управления и органов власти, приговоры судов, требовать для пересмотра дела на любой стадии производства. Прокурору СССР предоставлялась право назначать и отзыва ть прокуроров республик по согласованию с ЦИК республики. Вступивший на пост Прокурора СССР в 1935 г. А.Я. Вышинский не только поддерживал чудовищные директивы Ягоды и Ежова, но и требовал от местных прокуроров содействовать массовым арестам и репрессиям, сам выступал инициатором подобных акций.

Однако централизация не была доведена до конца: прокуроры республик продолжали оставаться наркомами юстиции союзных республик, а значит, подчинялись не только Прокурору СССР,но и СНК и ЦИК своей республики.

Появление в суде прокурора поставило вопрос об учреждении адвокатуры. Право на защиту в суде было закреплено еще в декрете о суде№1. Но у самостоятельной адвокатуры было много противников. наиболее “левые” из них считали, что ей не должно быть места вообще: советский суд, мол, охраняет диктатуру пролетариата от преступника от советского суда не нужны. Другие, исходя из социального состава адвокатуры, выражали ей недоверие, которое порой доходило до курьезов: например, выдвигались предложения запретить коммунистам работать адвокатами, так как их труд оплачивает ”клиент”, т.е. преступник.. Сами адвокаты требовали полной “автономности”, независимости адвокатуры “от политики”, от Советской власти. В мае 1922 г. ВЦИК утвердил декрет о создании коллегий защитников при губернских судах, предоставив губисполкомам право отвода кандидатур адвокатов. Тем самым институт защиты ставился под контроль губисполкомов.

После создания СССР наркомюсты оставались необъединенными (республиканскими) наркоматами до 1936 г. Они осуществляли общий надзор за деятельностью судебных органов.

В начале 20-х годов принимались первые кодексы законов. повышалась роль суда и адвокатуры, создавалась прокуратура, сужалась сфера государственного принуждения. С середины 20-х годов ситуация в стране стала меняться. И так как к этому времени в советской политической системе еще не оформились политические и правовые механизмы, которые обеспечивали бы верховенство закона и препятствовали бы установлению режима личной власти, стало возможным возникновение и упрочнение административно-командных методов управления. Авторитарные методы руководства неизбежно связаны с ограничением демократии и грубыми нарушениями прав граждан. Пренебрежение правом неминуемо влечет за собой деформацию государственного строя. Это стало возможным не только из-за “правовой незащищенности” политической системы, но и в силу невысокой политической культуры всего общества, упрощенной трактовки социалистической идеологии, бюрократизации аппарата власти и т.п. Из “официальной” теории права того времени (ее создатель -А.Я.Вышинский) были полностью устранены такие понятия, как “защита чести и достоинства личности”, “охрана прав и свобод граждан”. Попирались важнейшие демократические ценности: независимость судей, презумпция невиновности, принцип состязательности сторон, гуманизм.

Советская судебная система была закреплена в Конституции 1936 г. в основанном на ней Законе СССР “О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик”, принятом Верховным Советом СССР в августе 1938 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: