Органы юстиции, суд, прокуратура в 30-80-е годы

По Конституции 1936 года была существенно изменена система органов судебного управления. До этого судебное управление находилось в ведении наркоматов юстиции союзных республик, а центрального органа в масштабе СССР не было. 20 июля 1936 года ЦИК и СНК СССР приняли постановление об образовании союзно-республиканского Наркомата юстиции СССР. Создание НКЮ СССР означало централизацию судебного управления. Это был первый шаг на пути отделения судебных функций от функций судебного управления.

Верховный суд СССР (учрежден в 1924 г.), возглавлявший всю советскую судебную систему, по Конституции 1936 г. сохранялся, но его положение в судебной системе существенно изменилось. По Конституции 1924 г. Верховный суд СССР был не только судебным органом надзора за соблюдением Конституции.

Верховный суд СССР, СССР избирался Верховным Советом СССР сроком на 5 лет, он включал пять судебных коллегий - по уголовным делам, по гражданским делам, военную, железнодорожную, воднотранспортную.

В систему специальных судов Конституция 1936 г. не внесла изменений. Продолжали действовать три вида специальных общесоюзных судов - военные трибуналы, линейные суды железнодорожного транспорта и линейные суды водного транспорта. они не входили в систему судов союзных республик, действовали как общесоюзные, избирались сроком на 5 лет.

В качестве низовой ячейки Конституция 1936 г. закрепила народные суды, занимавшие основное место во всей судебной системе. В принципы их организации Конституция не внесла изменений, а порядок выборов в них был изменен: если раньше судьи избирались Советами, а народные заседатели - всеми гражданами, то теперь и те, и другие стали избираться всеми трудящимися сроком на 3 года.

Вся система прокурорского надзора в СССР возглавлялась Прокуратурой СССР (создана в 1933 г.). Но процесс централизации руководства всеми органами прокурорского надзора не был доведен до конца: прокуратуры союзных республик оставались в системе НКЮ республик, т.е. в двойном подчинении. По постановлению ЦИК и СНК СССР 20 июля 1936 г. все прокурорско-следственные органы были выделены из НКЮ союзных республик и переданы в Прокуратуру СССР. Прокуроры союзных республик стали непосредственно подчиняться только Прокурору СССР.

В составе Прокуратуры СССР были созданы: Главная военная прокуратура, Главная военная прокуратура железнодорожного транспорта, Главная военная прокуратура водного транспорта, отделы - общего надзора, уголовно-судебный, гражданско-судебный, следственный, по спецделам по надзору за местами заключения, по жалобам и др. Эта структура просуществовала почти без изменений до конца 50-х годов.

Великая Отечественная война поставила перед судебными органами новые задачи.

На основании указа от 22 июня 1941 г. о военных трибуналах несколько менялся порядок их организации, расширялась их компетенция. Они стали рассматривать дела о преступлениях не только в армии и на флоте, но и в тылу (о самовольных уходах с военных предприятий, об уклонении от военного обучения, о распространении ложных слухов и т.п.). Кроме того, выборность судей военных трибуналов была заменена их назначением.

В местностях, объявленных на военном положении, военные трибуналы рассматривали все дела о преступлениях против обороны, общественного порядка и государственной безопасности. Военные трибуналы действовали в армии, во флоте, в войсках НКВД, железнодорожных войсках и т,п. Судебное управление всеми военными трибуналами осуществлял НКЮ СССР через свои специальные управления. После войны многие правовые акты военного времени были отменены и изменилась работа судебных органов и органов юстиции.

После XX съезда партии сложилась благоприятная ситуация для перестройки всей системы органов юстиции, суда и прокуратуры надзора, хотя первые шаги в этом направлении были предприняты еще в 1953 г. Тогда были упразднены военные трибуналы и прокуратуры в войсках МВД СССР; ликвидированы органы внесудебной репрессии; отменен упрощенный порядок рассмотрения дел о государственных преступлениях, началась реабилитация невинно осужденных граждан, обвиненных как враги народа по политическим преступлениям; 24 мая 1955. было принято положение о прокурорском надзоре в СССР. Отныне органы предварительного следствия, в том числе и органы госбезопасности, были поставлены под строгий надзор.

Однако более широкие меры по укреплению законности, охране прав и свобод граждан не были проведены в жизнь. И прежде всего потому, что политическая структура общества осталась прежней, демократизация общественной жизни не получила развития. В идеологической сферы укоренилось положение о безусловном примате государства над правом. Последнее рассматривалось лишь как простой инструмент государственной власти, а “ создателем” законов стал аппарат. В обществе распространилось неуважение к закону. Даже государство, издавшее закон, само же его и нарушало. Приведем лишь два примера. В 1950 г. был грубо нарушен фундаментальный принцип права - более строгий закон не имеет обратной силы. По “ленинградскому делу” в августе 1949 г. были арестованы председатель Совмина РСФСР М.П. Родионов и ряд партийных деятелей. В то время смертная казнь в СССР была отменена. Но спустя полгода после их ареста, ее вновь ввели для изменников Родины и шпионов и применили к осужденным. Через десять лет подобная практика вновь имела место с той лишь разницей, что осужденные были лишены жизни за преступления общеуголовного характера (валютные операции). В обществе нарастали застойные явления, которые в 70-80-х годах привели страну к кризису. В этих условиях ведомственно “правотворчество” фактически подмяло под себя закон. Юридическая наука продемонстрировала неспособность оказать действенное сопротивление авторитарному, догматическому мышлению и практике.

В мае 1956г. ликвидировано Министерство юстиции СССР. Его функции по руководству работой судебных учреждений стали осуществлять министерства юстиции союзных республик, а часть функций перешла к образованной тогда же Юридической комиссии при СМ СССР (кодификация законодательства, систематизация законодательства, разработка нормативных актов и т.п.). Вслед за этим, в 1957-1960 гг., во всех союзных республиках были упразднены министерства юстиции (в РСФСР и УССР упразднены в 1963 г.). Функции министерств юстиции выполняли Верховные суды союзных республик и юридические комиссии при их правительствах.

30 ноября 1979 г. был принят новый Закон СССР “О Верховном суде СССР”. Закон устанавливал, что Верховный суд СССР выступает в качестве суда первой инстанции, рассматривает дела в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Он разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров СССР. Верховный суд СССР избирается Верховным Советом СССР сроком на 5 лет в составе председателя, его заместителей, членов и народных заседателей. Кроме того, в его состав входят председатели Верховных судов союзных республик. Верховный суд СССР действует в составе Пленума рассматривает в порядке надзора по делам протестам Председателя Верховного Суда СССР и Генерального прокурора СССР, рассматривает материалы обобщения судебной практики и статистики, утверждает составы судебных коллегий, секретаря Пленума, научно-консультативный совет, заслушивает отчеты председателей судебных коллегий, доклады председателей Верховных судов союзных республик.

Судебные коллегии утверждаются Пленумом из числа членов Верховного суда СССР. Они рассматривают как первая инстанция дела исключительной важности, в порядке надзора - протесты на решения Верховного суда союзных республик, разрешают споры между судами союзных республик о месте рассмотрения дел. Военная коллегия рассматривает как суд первой инстанции дела исключительной важности, подсудные военным трибуналам, выступает как кассационный суд по их приговорам и рассматривает в порядке надзора протесты на их решения. Военные трибуналы создаются в округах, армиях, воинских соединениях, гарнизонах, флотах, в группах войск. Им подсудны все дела о преступлениях (гражданские дела они рассматривают лишь в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие суды).

Народный суд являются низовым и основным звеном советской судебной системы, так как именно он рассматривает как первая инстанция большинство гражданских и уголовных дел. Кроме того, народные суды ведут и большую воспитательную работу среди населения. При народных судах состоят судебные исполнители, назначаемые председателем народного суда. Они исполняют решения суда, приговоры.

Высших надзор за точным и единообразным исполнением законов осуществляла Прокуратура СССР. 30 ноября 1979 г. был принят Закон СССР “О Прокуратуре СССР”.

Система органов прокуратуры состояла из Прокуратуры СССР, прокуратур союзных, автономных республик, краев и областей и округов, районных, городских прокуратур. Могут быть созданы и иные прокуратуры (так, в 1989 г. была создана Уральская межрайонная природоохранная прокуратура как орган надзора ха соблюдением природоохранного законодательства в районе Аральского моря). Генеральный прокурор СССР назначался Верховным Советом СССР сроком на 5 лет. В 1989 г. была установлена новая структура Прокуратуры СССР: одно Главное управление по надзору за следствием и дознанием (в составе управления по надзору за следствием и дознанием в органах внутренних дел и следственной части) и 14 управлений. Кроме того, в составе Прокуратуры СССР созданы несколько отделов (по надзору за соблюдением законов в исправительно-трудовых учреждениях, систематизации и пропаганды советского законодательства и др.) и Главная военная прокуратура.

Обеспечение защиты прав и интересов предприятий, учреждений и организаций при разрешении хозяйственных споров занимаются органы государственного арбитража. В СССР действовали Государственный арбитраж СССР при СМ СССР (с 12 февраля 1987 г. - Государственный арбитраж СССР), государственные арбитражи союзных и автономных республик при правительствах республик, государственные арбитражи краев, областей при исполкомах Советов народных депутатов. В задачи этих органов входили разрешение хозяйственных споров, содействие улучшению договорной и претензиозной работы в народном хозяйстве, предупреждение нарушений законности в хозяйственной деятельности предприятий, разработка предложений и мер, направленных на совершенствование правового регулирования хозяйственной деятельности.

Важное место в механизме социалистической демократии занимала адвокатура, представляя собой общественную организацию, призванную оказывать юридическую помощь гражданам и организациям. В соответствии с Законом СССР “Об адвокатуре СССР” от 30 ноября 1979 г. она содействовала охране прав и законных интересов граждан и организаций, осуществлению правосудия.

Коллегии адвокатов являются добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью.

Адвокатские функции выполняла также Иностранная юридическая коллегия (Инюрколлегия) - централизованное межтерриториальное объединение адвокатов, специализирующееся на оказании юридической помощи советским и иностранным гражданам и организациям, а также лицам без гражданства. Инюколлегия как общественная организация осуществляла обязанности по охране прав граждан в пределах СССР и за границей. Она вела наследственные, пенсионные, бракоразводные дела, дела о взыскании алиментов, об востребовании страховых вознаграждений и вкладов, о возмещении ущерба, дела, вытекающие из договоров о морских, железнодорожных и воздушных перевозках, внешнеторговых сделках и др.

Большое значение имеет деятельность нотариальных органов. Нотариатом называют систему государственных органов (нотариальных контор), в обязанности которых входит удостоверение бесспорных прав и фактов, имеющих юридическое значение. Организация и деятельности нотариата определялась Законом СССР от 19 июля 1973 г. “О государственном нотариате” и положениями о государственном нотариате союзных республик. Выполнение нотариальных действий возложено на государственные нотариальные конторы. В населенных пунктах, где нет нотариальных контор, некоторые нотариальные действия совершали исполнительные органы местных Советов. Выполнение нотариальных действий за границей возлагалось на консульские учреждения СССР. Нотариальные действия совершаются по вопросам охраны имущества, права наследования, сделок, удостоверения завещаний, доверенностей и т.п.

В 70-80-е годы пренебрежение к закону со стороны бюрократии обернулось правовым нигилизмом населения, что повлекло за собой ухудшение трудовой дисциплины, рост преступности, падение нравственных устоев. Все это создало условия для различного рода злоупотреблений, произвола и привело к отчуждению государства от граждан.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите отличия судов общей юрисдикции от трибуналов.

2. В чем содержание судебной реформы 1922-23гг?

3. Объясните причины незавершенности реформы прокуратуры 1933г.

4. Какие новые (как хорошо забытые старые) явления можно проследить в современной судебной системе?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: