Реформа уголовного права и создание пенитенциарной системы

Генезис системы призрения в Западной Европе и США в XVIII в.

Тема 2.8 Развитие благотворительности в Западной Европе и США (XVIII- начало XX вв.)

План:

Генезис системы призрения в Западной Европе и США в XVIII в.

XVIII век вошел в историю человеческой цивилизации под названием Просвещения, охарактеризовавшись бурным развитием философии, основными представителями которого стали Вольтер (1694-1778), Д. Дидро (1713-1784), И. Кант (1724-1804), Д. Юм (1711 -1776), Г. Э. Лессинг (1729-1781), Ж. Ж. Руссо (1712-1778), П. А. Гольбах (1723-1789), Б. Франклин (1706-1790), Ш. Л. Монтескье (1689-1755) и др.

В основе философии Просвещения лежало несколько принципиальных положений.

Идеи новой благотворительности:

· больные должны быть распределены по разным сферам, в зависимости от их принадлежности к тому либо иному кругу людей;

· сама благотворительность должна сочетать в себе как можно больше живого, естественного чувства заботы и сострадания, будучи в то же время экономически справедливой и обоснованной, то есть выгодной.

· строительство обширных госпиталей и больниц.

· эмоциональная:семья не перестанет испытывать подлинную жалость к больному.

· экономическая:отпадет необходимость предоставлять больному кров и пищу.

· медицинская:не говоря уже о том, что дома больной получит особенно тщательный уход, он к тому же будет избавлен от гнетущего зрелища госпиталя (своеобразного «храма смерти»).

Век просвещения привел к переосмыслению опыта больниц как изоляторов и всего предшествовавшего опыта медицины в целом: в 1760-1770 гг. внимание привлекла проблема возникновения эпидемий.

Был проведен ряд чрезвычайных мер с целью распространения в народе простейших правил по оказанию первоначальной помощи пострадавшим от несчастных случаев.

Вывод: как изоляция в конечном счете порождает бедность, так и госпиталь порождает болезнь. Поэтому, место, отведенное для излечения,— это не госпиталь, а семья. Произошло, разграничение бедности и болезни, рушились границы изоляции (в ее пределах отныне останутся только умалишенные).

Реформа уголовного права и создание пенитенциарной системы

1). Характер и виды преступлений.

XVIII век стал временем немаловажной реформы—реформы уголовного законодательства и выработки проблем исправительных наказаний. С конца XVII в. облик преступности постепенно менялся: на смену убийствам и физически агрессивному поведению приходят правонарушения против собственности; на место телесных повреждений — кража и мошенничество.

Изменилась внутренняя структура преступности.

2). Причины изменений (смягчение характера преступности):

· общий подъем уровня жизни;

· значительный демографический рост;

· увеличение богатства и собственности;

· вытекавшая отсюда потребность в безопасности.

До начала XVIII в. заметна двусмысленность народного отношения к преступникам: с одной стороны, преступник вызывал к себе искреннюю симпатию, с другой стороны становился предметом особой ненависти.

В то же время в XVIII в. Осуществляется ужесточение системы наказанный.

Со второй половины XVIII в. процесс начал менять свое направление. В связи с общим возрастанием богатства главной мишенью становится имущество, а мелкое воровство и кражи сменяют контрабанду и вооруженную борьбу против сборщиков налогов. Основными жертвами при этом становятся крестьяне, фермеры и. ремесленники

Возникает проблема соизмеримости преступления и наказания. Однако и здесь чувствуется влияние века Просвещения, представившего в качестве главной ценности человеческую личность.

Теория естественных прав, положенная в основу философии Просвещения, выдвигает проблему «гуманности» наказаний.

Само же право наказывать во второй половине XVIII в. превратилось из мести правителя в защиту общества.

Наказание преследует две основные цели: отбить у правонарушителя охоту повторить преступление и исключить возможность появления подражателей.

Наказания должны быть как можно менее произвольными.

Идеальное наказание, должно отражать преступление, за которое оно карает.

Наказание должно быть растянуто во времени, хотя и не должно стать бесконечным.

Наказание должно заглушить сомнительную славу преступников и положить конец эпопее «великих» преступников, прославляемых народными легендами и бульварной прессой как герои.

Прежде чем тюрьма стала инструментом наказания и перевоспитания преступников, она явилась инструментом изоляции, вначале прокаженных, затем зачумленных, венерических больных, безумцев и, наконец, нищих.

К началу XIX в. складываются три основных модели карательного заключения:

Фламандская модель: принудительный труд был организован на экономических принципах. В основе лежало утверждение, что праздность — основная причина большинства преступлений. Такой подход давал целый ряд преимуществ: во-первых, сокращалось число уголовных преступлений, направленных против собственности; во-вторых, государство избавлялось от необходимости компенсировать ущерб пострадавшим вследствие преступлений; в-третьих создавалась масса новых работников, что способствовало снижению стоимости рабочей силы; в-четвертых у бедняков появлялась возможность получать максимальную благотворительную помощь.

Английская модель: к принципу принудительного труда данная модель добавила изоляцию заключенных друг от друга как главное условие исправления. Схему набросал в 1775 г. английский юрист Дж. Хенуэй, обосновавший ее прежде всего отрицательными доводами: скученность в тюрьме способствует распространению дурных примеров и создает возможность побега и сообщничества, да и тюрьма будет слишком похожа на мануфактуру, если позволить заключенным работать вместе. Далее следовали положительные соображения: изоляция «поможет» заключенному углубиться в себя и вновь услышать в недрах своего сознания «голос добра»; работа в одиночестве будет перестраивать одновременно и экономическое, и религиозное сознание индивида, возвращая государству исправившегося человека.

Было решено построить две исправительные тюрьмы, для мужчин и для женщин, где изолированные друг от друга заключенные должны были выполнять «самые рабские работы»: полировать мрамор, трепать пеньку, кромсать ветошь, изготовлять веревки и мешки и т. п. В действительности же была построена только одна исправительная тюрьма, но и она лишь отчасти соответствовала первоначальному плану, предоставляя возможность подвергать одиночному заключению только самых опасных преступников, для остальных же предусматривалась совместная работа днем и изоляция ночью.

Американская («филадельфийская») модель. Предусматривались обязательная работа в цехах, постоянная, занятость заключенных, финансирование тюрьмы за счет их труда и выплата вознаграждения за труд как средство, обеспечивавшее накопление заключенным некоторой суммы к моменту окончания срока.

Жизнь в тюрьме была расписана по часам: «Все заключенные встают на рассвете и, застелив койки, умывшись и справив прочие потребности, обычно начинают работу с восходом солнца. С наступлением сумерек звонит колокол. Заключенным дается полчаса, чтобы приготовить постели, после чего не разрешаются громкие разговоры и малейший шум.

Однако в отличие от Глочестера и Гента тюрьма Уолнат Стрит имела ряд особенностей, характерных только для нее. Во-первых, действовал принцип неразглашения наказания. Перевоспитание индивида вверялось тюремной администрации, где основную роль играли тюремные инспектора. Во-вторых, важным следствием инспекторского контроля стало формирование знаний о преступниках. На протяжении всего срока заключения преступник подвергался наблюдению, а его поведение изо дня в день документально фиксировалось.

Сформировались семь универсальных принципов идеального пенитенциарного состояния:

· Принцип исправления и социальной реабилитации индивида в условиях тюремного заключения посредством изменения его поведения.

· Принцип классификации заключенных с учетом правовой тяжести деяний, возраста, наклонностей, применяемых методов исправления и стадий перевоспитания.

· Принцип модуляции наказаний в зависимости от индивидуальности заключенных, достигнутых результатов, продвижения вперед или срывов, с возможностями сокращения сроков заключения или условного освобождения.

· Принцип работы как обязанности и правав качестве одного из основных элементов преобразования и постепенной социализации заключенного.

· Принцип пенитенциарного воспитания.

· Принцип технического обеспечения заключения.

· Принцип вспомогательных институтов.

Первые заведения для глухонемых детей были созданы в началё 1760-х гг.

В США в 1845 г. были открыты приюты для умственно отсталых детей.

Контрольные вопросы:

1. Проследите генезис системы призрения в Западной Европе и США в XVIII в.

2. Расскажите о представителях, идеях и принципах философии эпохи Просвещения.

3. Перечислите идеи новой благотворительности.

4. Покажите развитие медицинской системы.

5. Расскажите об изменении характера, видов преступлений и системы наказаний.

6. Назовите три модели тюрьмы и семь универсальных принципов идеального пенитенциарного состояния.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: