Генезис системы призрения в Западной Европе и США в XVIII в.
Тема 2.8 Развитие благотворительности в Западной Европе и США (XVIII- начало XX вв.)
План:
Генезис системы призрения в Западной Европе и США в XVIII в.
XVIII век вошел в историю человеческой цивилизации под названием Просвещения, охарактеризовавшись бурным развитием философии, основными представителями которого стали Вольтер (1694-1778), Д. Дидро (1713-1784), И. Кант (1724-1804), Д. Юм (1711 -1776), Г. Э. Лессинг (1729-1781), Ж. Ж. Руссо (1712-1778), П. А. Гольбах (1723-1789), Б. Франклин (1706-1790), Ш. Л. Монтескье (1689-1755) и др.
В основе философии Просвещения лежало несколько принципиальных положений.
Идеи новой благотворительности:
· больные должны быть распределены по разным сферам, в зависимости от их принадлежности к тому либо иному кругу людей;
· сама благотворительность должна сочетать в себе как можно больше живого, естественного чувства заботы и сострадания, будучи в то же время экономически справедливой и обоснованной, то есть выгодной.
|
|
· строительство обширных госпиталей и больниц.
· эмоциональная:семья не перестанет испытывать подлинную жалость к больному.
· экономическая:отпадет необходимость предоставлять больному кров и пищу.
· медицинская:не говоря уже о том, что дома больной получит особенно тщательный уход, он к тому же будет избавлен от гнетущего зрелища госпиталя (своеобразного «храма смерти»).
Век просвещения привел к переосмыслению опыта больниц как изоляторов и всего предшествовавшего опыта медицины в целом: в 1760-1770 гг. внимание привлекла проблема возникновения эпидемий.
Был проведен ряд чрезвычайных мер с целью распространения в народе простейших правил по оказанию первоначальной помощи пострадавшим от несчастных случаев.
Вывод: как изоляция в конечном счете порождает бедность, так и госпиталь порождает болезнь. Поэтому, место, отведенное для излечения,— это не госпиталь, а семья. Произошло, разграничение бедности и болезни, рушились границы изоляции (в ее пределах отныне останутся только умалишенные).
Реформа уголовного права и создание пенитенциарной системы
1). Характер и виды преступлений.
XVIII век стал временем немаловажной реформы—реформы уголовного законодательства и выработки проблем исправительных наказаний. С конца XVII в. облик преступности постепенно менялся: на смену убийствам и физически агрессивному поведению приходят правонарушения против собственности; на место телесных повреждений — кража и мошенничество.
Изменилась внутренняя структура преступности.
2). Причины изменений (смягчение характера преступности):
· общий подъем уровня жизни;
|
|
· значительный демографический рост;
· увеличение богатства и собственности;
· вытекавшая отсюда потребность в безопасности.
До начала XVIII в. заметна двусмысленность народного отношения к преступникам: с одной стороны, преступник вызывал к себе искреннюю симпатию, с другой стороны становился предметом особой ненависти.
В то же время в XVIII в. Осуществляется ужесточение системы наказанный.
Со второй половины XVIII в. процесс начал менять свое направление. В связи с общим возрастанием богатства главной мишенью становится имущество, а мелкое воровство и кражи сменяют контрабанду и вооруженную борьбу против сборщиков налогов. Основными жертвами при этом становятся крестьяне, фермеры и. ремесленники
Возникает проблема соизмеримости преступления и наказания. Однако и здесь чувствуется влияние века Просвещения, представившего в качестве главной ценности человеческую личность.
Теория естественных прав, положенная в основу философии Просвещения, выдвигает проблему «гуманности» наказаний.
Само же право наказывать во второй половине XVIII в. превратилось из мести правителя в защиту общества.
Наказание преследует две основные цели: отбить у правонарушителя охоту повторить преступление и исключить возможность появления подражателей.
Наказания должны быть как можно менее произвольными.
Идеальное наказание, должно отражать преступление, за которое оно карает.
Наказание должно быть растянуто во времени, хотя и не должно стать бесконечным.
Наказание должно заглушить сомнительную славу преступников и положить конец эпопее «великих» преступников, прославляемых народными легендами и бульварной прессой как герои.
Прежде чем тюрьма стала инструментом наказания и перевоспитания преступников, она явилась инструментом изоляции, вначале прокаженных, затем зачумленных, венерических больных, безумцев и, наконец, нищих.
К началу XIX в. складываются три основных модели карательного заключения:
Фламандская модель: принудительный труд был организован на экономических принципах. В основе лежало утверждение, что праздность — основная причина большинства преступлений. Такой подход давал целый ряд преимуществ: во-первых, сокращалось число уголовных преступлений, направленных против собственности; во-вторых, государство избавлялось от необходимости компенсировать ущерб пострадавшим вследствие преступлений; в-третьих создавалась масса новых работников, что способствовало снижению стоимости рабочей силы; в-четвертых у бедняков появлялась возможность получать максимальную благотворительную помощь.
Английская модель: к принципу принудительного труда данная модель добавила изоляцию заключенных друг от друга как главное условие исправления. Схему набросал в 1775 г. английский юрист Дж. Хенуэй, обосновавший ее прежде всего отрицательными доводами: скученность в тюрьме способствует распространению дурных примеров и создает возможность побега и сообщничества, да и тюрьма будет слишком похожа на мануфактуру, если позволить заключенным работать вместе. Далее следовали положительные соображения: изоляция «поможет» заключенному углубиться в себя и вновь услышать в недрах своего сознания «голос добра»; работа в одиночестве будет перестраивать одновременно и экономическое, и религиозное сознание индивида, возвращая государству исправившегося человека.
Было решено построить две исправительные тюрьмы, для мужчин и для женщин, где изолированные друг от друга заключенные должны были выполнять «самые рабские работы»: полировать мрамор, трепать пеньку, кромсать ветошь, изготовлять веревки и мешки и т. п. В действительности же была построена только одна исправительная тюрьма, но и она лишь отчасти соответствовала первоначальному плану, предоставляя возможность подвергать одиночному заключению только самых опасных преступников, для остальных же предусматривалась совместная работа днем и изоляция ночью.
|
|
Американская («филадельфийская») модель. Предусматривались обязательная работа в цехах, постоянная, занятость заключенных, финансирование тюрьмы за счет их труда и выплата вознаграждения за труд как средство, обеспечивавшее накопление заключенным некоторой суммы к моменту окончания срока.
Жизнь в тюрьме была расписана по часам: «Все заключенные встают на рассвете и, застелив койки, умывшись и справив прочие потребности, обычно начинают работу с восходом солнца. С наступлением сумерек звонит колокол. Заключенным дается полчаса, чтобы приготовить постели, после чего не разрешаются громкие разговоры и малейший шум.
Однако в отличие от Глочестера и Гента тюрьма Уолнат Стрит имела ряд особенностей, характерных только для нее. Во-первых, действовал принцип неразглашения наказания. Перевоспитание индивида вверялось тюремной администрации, где основную роль играли тюремные инспектора. Во-вторых, важным следствием инспекторского контроля стало формирование знаний о преступниках. На протяжении всего срока заключения преступник подвергался наблюдению, а его поведение изо дня в день документально фиксировалось.
Сформировались семь универсальных принципов идеального пенитенциарного состояния:
· Принцип исправления и социальной реабилитации индивида в условиях тюремного заключения посредством изменения его поведения.
· Принцип классификации заключенных с учетом правовой тяжести деяний, возраста, наклонностей, применяемых методов исправления и стадий перевоспитания.
· Принцип модуляции наказаний в зависимости от индивидуальности заключенных, достигнутых результатов, продвижения вперед или срывов, с возможностями сокращения сроков заключения или условного освобождения.
· Принцип работы как обязанности и правав качестве одного из основных элементов преобразования и постепенной социализации заключенного.
|
|
· Принцип пенитенциарного воспитания.
· Принцип технического обеспечения заключения.
· Принцип вспомогательных институтов.
Первые заведения для глухонемых детей были созданы в началё 1760-х гг.
В США в 1845 г. были открыты приюты для умственно отсталых детей.
Контрольные вопросы:
1. Проследите генезис системы призрения в Западной Европе и США в XVIII в.
2. Расскажите о представителях, идеях и принципах философии эпохи Просвещения.
3. Перечислите идеи новой благотворительности.
4. Покажите развитие медицинской системы.
5. Расскажите об изменении характера, видов преступлений и системы наказаний.
6. Назовите три модели тюрьмы и семь универсальных принципов идеального пенитенциарного состояния.