Генезис системы социального обеспечения в первой половине XX в.
Тема 3.1 Социальное обеспечение в США в XX в.
Раздел III. Оформление практики социального обеспечения и социальной работы в системе социальных служб в XX в.
План:
Генезис системы социального обеспечения в первой половине XX в.
Одной из важных функций современного государства является социальная защита населения. Социальная защита — это система мер, направленных против ситуаций риска, которые могут возникнуть в жизни каждого человека. Это такие ситуации, как болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и др.
Идея социального обеспечения как синоним социальной защиты рабочих и их семей была сформулирована в 1919 г. в преамбуле к уставу Международной Организации Труда. МОТ подтвердила свою приверженность этой идее в декларации, принятой в 1944 г. в Филадельфии. Мировое сообщество высказалось по этой проблеме, приняв в 1948 г. в Организации Объединенных Наций Всеобщую декларацию прав человека. Основными принципами социального обеспечения являются:
|
|
· равноправие между гражданами страны и работниками-иммигрантами;
· равноправие мужчин и женщин;
· принцип солидарности, который применяется, прежде всего, при решении вопросов финансирования и предполагает участие в социальном обеспечении работающих, работодателей.и государства;
· принцип обязательного участия вытекает из вышеизложенного положения.
Государственная поддержка осуществляется через социальное обеспечение, которое предусматривается в двух видах:
· социальное страхование;
· государственное вспомоществование — это безвозмездная государственная помощь нуждающимся.
Что касается Соединенных Штатов Америки, то до середины 1930-х гг. в этой стране практически не было государственной социальной системы, если не считать домов для психических больных, а также школ для глухонемых и слепых детей, содержавшихся на средства штатов. Помощь бедным, престарелым, инвалидам и другим беспомощным и нуждающимся гражданам считалась частным делом родственников, близких, а также других частных лиц и организаций, занимавшихся благотворительностью. Пожалуй, исключение составила следующая мера: после Первой мировой войны американский конгресс принял в июне 1918 г. Реабилитационный закон. Это была первая федеральная программа, которая обеспечила ветеранам Первой мировой войны, получившим физические увечья, профессиональное обучение и протезы.
Перелом произошел в годы мирового экономического кризиса (1929-1933 гг.), когда миллионы людей остались без работы, голодали и бедствовали.
|
|
Начало государственной активности по оказанию социальной помощи было положено американским президентом Ф.Д. Рузвельтом. Им был провозглашен «новый курс». В рамках этого курса в марте 1933 г. конгресс принял закон о гражданской службе, который должен был смягчить последствия Великой Депрессии, а именно обеспечить работой и профессиональной переподготовкой безработных неженатых мужчин в возрасте от 17 до 23 лет.
Самым значительным был закон о социальной безопасности, принятый конгрессом в августе 1935 г. Его полное название — Закон о здравоохранении, образовании и социальном обеспечении.
В США борьба за социальное обеспечение была упорной, длительной и нелегкой. Исторически первой формой социального страхования в США было страхование на случай производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Попытки ввести страхование по безработице в США успеха не имели.
Принятый в 1955 г. федеральный закон о социальном страховании установил два вида социального страхования — пенсии по старости и пособия по безработице. С течением времени закон начал дополняться многочисленными поправками, которые вводили новые формы социального страхования:
- пенсии в связи с утратой кормильца;
- пособия по нетрудоспособности, не связанные с производственной травмой;
- право на медицинское страхование в возрасте 65 лет и старше (программа «Medicare») и др.
Эта система ограждает активно занятое население от основных социальных рисков: старость, потеря кормильца, инвалидность; болезни; производственный травматизм; безработица.
В Соединенных Штатах Америки действующая система социального обеспечения представляет собой совокупность различных программ, подчиненных разным органам разного уровня. В стране нет единой централизованной системы государственного социального страхования, организованной в общефедеральном масштабе или на уровне штатов. Все виды социального страхования, включены в Общую федеральную программу. Общая федеральная программа является главной программой государственного социального страхования на федеральном уровне.
Кроме этого в Соединенных Штатах, существуют специальные федеральные программы социального страхования, которые распространяются на служащих федерального правительства, государственных служащих штатов и муниципалитетов, работников железнодорожного транспорта, военнослужащих и ветеранов войны.
Что касается структуры правительственных органов в США, занимающихся социальной сферой, в иерархии исполнительного аппарата высшее место формально и фактически принадлежит президенту. Среди министерств крупнейшим в социальной сфере является Министерство здравоохранения, просвещения и социального обеспечения.
К социальной сфере в США прямое отношение имеет и законодательная власть. Как правило, социальные программы опираются на законодательство, принятое конгрессом.
Составной частью государственной системы социальной защиты является вспомоществование бедным.
В Соединенных Штатах Америки, не существует единой централизованной системы государственного вспомоществования, а есть некий конгломерат программ различных по целям, источникам финансирования и характеру реализации. Можно выделить три вида государственных программ вспомоществования в США:
· программы предоставления помощи нетрудоспособным для поддержания их уровня жизни;
· программы помощи трудоспособным, стимулирующие их искать новое место работы и способствующие повышению их квалификации.
· смешанный тип программ, основная цель которых финансовая и материальная поддержка как трудоспособных, так и нетрудоспособных граждан.
В США очень широко распространены не денежные виды помощи. Особое место здесь занимает продовольственная помощь.
|
|
Важной проблемой для мaлoимyщиx является дешевое жилье. По американским стандартам доступным считается жилье, оплата которого стоит не более 30 % дохода граждан.
Этапы реализации социальных программ и основные тенденции в развитии государственного вспомоществования в 45-90-е гг. XX в.
· Период 1960 - 1970-х гг. был периодом интенсивного развития программ поддержки малоимущих по разным направлениям.
· В 1980 — 1990-х гг. под воздействием различных факторов интенсивность развития программ вспомоществования снизилась. Это выразилось в сокращении финансирования и числа социальных программ.
· В 1990-е гг. во время президентства Б. Клинтона была проведена реформа системы государственного вспомоществования. Под давлением правых и консервативных сил в 1996 г. был принят Закон о личной ответственности и возможностях трудоустройства. Главная идея нового закона заключается в следующем: тот, кто способен трудиться, обязан найти себе работу. Социальные программы переориентированы с «содержания» малоимущих на достижение ими экономической независимости за счет трудоустройства.
Американские законодатели разработали систему налоговых льгот на подоходный налог с заработной платы, которая также должна стимулировать малоимущихграждан к самообеспечению, а не к жизни на социальные пособия.
Контрольные вопросы:
1. Проследите становление социального законодательства в начале ХХ века на уровне местного управления и штатов.
2. Расскажите о федеральных программах занятости в США.
3. Покажите оформление федерального обеспечения: социального страхования, государственной поддержки, служб здоровья и социального обеспечения.
4. Рассмотрите программы стимулирования трудовой деятельности.
5. Проследите оформление основных теоретических подходов к практике социальной работы в США в XX в.