Этапы реализации социальных программ в странах Западной Европы в 45-90-е гг. XX в

Становление системы социального страхования и социального обеспечения

Тема 3.2 Европейские модели социального обеспечения и социальной работы (XIX-XX вв.)

План:

3. Модели «социального государства»

4. Концепция «государства всеобщего благоденствия» и ее роль в практике социальной помощи во второй половине XX в.

Становление системы социального страхования и социального обеспечения

Во многих западноевропейских странах система социального страхования возникла еще в XIX в. под воздействием рабочего движения.

Первой страной, которая ввела первые меры по социальному обеспечению, была Германия. Канцлер Германии О. Фон Бисмарк, известный своим политическим консерватизмом, заявил, что «пусть будет лучше немного социализма, чтобы не было слишком много социалистов». Руководствуясь таким подходом, Бисмарк начал создавать в Германии систему социального страхования. В 1883 г. вступил в силу закон о страховании по болезни, в 1884 г. — закон о компенсации рабочим в случае производственного травматизма, в 1889 г. было введено обязательное страхование по старости и инвалидности.

В Дании в 1891 г. была учреждена государственная пенсионная система по обслуживанию престарелых.

В Великобритании система социального страхования по болезни была введена в 1897 г., а в 1925 г. — по старости и инвалидности.

В большинстве европейских стран наряду с законами о страховании по старости, инвалидности и в случае потери кормильца было введено страхование по безработице.

Этапы реализации социальных программ в странах Западной Европы в 45-90-е гг. XX в.

Говоря о реализации социальных программ за последние пятьдесят лет в странах Западной Европы и Северной Америки, следует выделить основные этапы:

Вторая половина 1945-х — 1960-e гг. были периодом быстрого экономического роста. Это, естественно, отразилось на доходах государства, что позволило либеральным силам реализовать различные социальные программы.

Поворотным пунктом, повлиявшим на активность государства в социальной сфере, стала Вторая мировая война. Ненадежность и неопределенность существования привели к новым требованиям социальной защиты. В условиях ежедневного риска только государство могло взять на себя организацию страхования жизни и имущества.

В Англии в 1940-1941 гг. был учрежден, расширен или подвергся реформе целый ряд социальных программ: дешевые завтраки и бесплатное молоко для школьников, обязательные прививки и другие программы здравоохранения, увеличение пенсий, в частности закон о пенсиях по старости и для вдов, было отменено обследование нуждаемости при социальных выплатах, в 1941 г. был принят закон о помощи пострадавшим от войны.

Следующие законы, принятые британским правительством в середине и второй половине 1940-х гг: в 1944 г. — закон об образовании, в 1945 г. — закон о пособиях на семью, в 1946 г. — закон о национальном страховании больных, безработных, беременных женщин. В 1948 г. была создана Национальная программа помощи.

Во Франции примерно в это же время (1945—1947) были, приняты программы социального обеспечения, которые предусматривали меры в области здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения, помощи безработным, жилищного строительства и т.д. для большого числа неимущих граждан.

В 50-60-х гг. XX в. «государство всеобщего благоденствия» становится господствующим типом решения социальных проблем. По мере географического расширения «государства благоденствия» происходило и его углубление, т.е. увеличение расходов на социальные программы.

Модели «социального государства»:

Англосаксонская модель, которая распространена в Великобритании, Ирландии, Канаде и США. Для этой модели характерно:

· признание принципиальной невозможности достичь в современном обществе социальной справедливости.

· имеется понимание, что необходима определенная забота о наименее обеспеченных слоях населения.

· созданная для этой цели система социального обеспечения должна несколько сглаживать социальное неравенство, но при этом не подрывать трудовую мотивацию граждан.

Континентальная модель социального государства распространена в ФРГ, Франции и некоторых других европейских странах.

· в этой модели, как и в предыдущей, речь идет о необходимости объединять усилия государственных структур, частного сектора, общественных и благотворительных организаций для решения социальных вопросов.

· устранить причины бедности перераспределением средств через бюджетную систему не устраняет причин бедности.

· поддержка семьи, которая рассматривается в качестве основной социальной единицы.

Скандинавская модель социального государства, как это явствует из названия, распространена в Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании.

· очень активная социальная политика власти, главная задача которой — предупредить появление проблем.

· социальная помощь и услуги предоставляются на универсальной, то есть бесплатной для всех основе и не зависят от проверки нуждаемости.

· в скандинавских странах сложилась социальная практика безусловной и безадресной поддержки.

В скандинавской модели не поощряются частные социальные услуги, особенно частное здравоохранение и образование. Основную роль в. финансировании социальных расходов играет государство, которое формирует бюджет, в том числе и на социальные программы за счет самого высокого в мире уровня налогообложения.

Однако циклические кризисы 1974 - 1975 и 1980 - 1982 гг. резко обострили экономические и социальные проблемы. Широко

C конца 1970-х гг. в некоторых индустриально развитых странах в Западной Европе к власти пришли консервативные силы:в Великобритании — М. Тэтчер, в ФРГ — Г. Коль.

Концепция «государства всеобщего благоденствия» и ее роль в практике социальной помощи во второй половине XX в.

Особое место в развитии теории социальной работы занимает концепция «государства всеобщего благоденствия». Этот термин распространен главным образом в англоязычных странах. Употребляется и синоним этого понятия на немецком языке «социальное государство».

После Второй мировой войны начался новый этап в развитии социального государства, а именно возведение его в конституционный принцип.

Конституция Швеции 1974 г. установила обязанности государства в области обеспечения благосостояния и социальных прав граждан.

Немецкий ученый X. Байер считал, что «...современное социальное государство — это централизованно управляемая забота об обеспечении всех граждан во всех жизненных положениях, которая раскрывается как первейшее проявление современной демократии, притом что социальная справедливость основывается на экономическом либерализме». Профессор П.К. Гончаров дает такое определение: «Социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности. Социальное государство знаменует высокий уровень сближения целей и гармонизации отношений государственных институтов и общества».

Основная идея, на которой сходятся все исследователи, — это то, что в социальном государстве или в государстве всеобщего благоденствия государство, основываясь на конституции и праве, должно нести ответственность за обеспечение в стране социальной справедливости и социальной защищенности.

Контрольные вопросы:

1. Проследите особенности развития профессиональной социальной работы в Европе в ХХ веке.

2. Перечислите модели социального обеспечения и социальной работы.

3. Расскажите о развитии системы социального страхования, социального обеспечения и социальной помощи в Европе в XX в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: