Структура Откровения в Священном Писании христиан

ЛЕКЦИЯ № 14. Христианство

Еврейская религиозная философия

Еврейская философия в Средние века также развивается парал­лельно с христианской и исламской, причем и здесь исходными точ­ками являются неоплатонизм и аристотелизм.

На ее развитие оказали влияние мистические элементы иудей­ского учения, которые содержались в весьма неясных, непонятных, полных намеков текстах так называемой.

Крупнейшим мыслителем этого течения был Ибн Гебироль (сере­дина XI в.), которого схоластики считали арабом и называли Ави-цебронном. Его учение — теория эманаций — было одним из наи­более последовательных в Средние века.

Среди еврейских аристотеликов наиболее выдающимся был Мозес Маймонид (евр. Моисей бен Маймун), который родился в 1135 г. вблизи испанской Кордовы и умер в 1204 г. в Египте. Его учение, как и других еврейских философов, частично находилось под влия­нием каббалистики, которую он пытался соединить с рационали­стической философией Аристотеля. Главное произведение Май-монида «Путеводитель заблудших» было первоначально написано по-арабски, затем переведено на еврейский и латынь. Маймонид, как и его исламский современник Аверроэс, был восторженным почитателем Аристотеля. Он говорил, что кроме пророков никто не подошел к истине так близко, как Аристотель. В своем обожа­нии Аристотеля он однако не идет так далеко, как Аверроэс (он счи­тал Аристотеля неограниченным авторитетом лишь в области под­лунного мира), но, несмотря на это, он все-таки вступает в конфликт с ортодоксальными учениями.


Откровение Бога, начатое в Ветхом Завете, завершается в Новом Завете. Оно имеет ступенчатый, или многоуровневый характер, по своей коммуникативной структуре напоминающий «рассказ в рассказе», включающий «еще один рассказ» и включенный «в еще один рассказ». При этом слова «послание», «слово», «речь», «весть», «беседа», «притча», «проповедь» в Писании заведомо многосмыслен-ны, а границы между «рассказом» и «обрамляющим его расска­зом» подчеркнуто сняты.

Коммуникативная триада «участников общения» (Бог — Послан­ник Бога — Люди), к которым обращено Откровение Бога, в Новом Завете осложняется. Каждый «участник общения» предстает в нес­кольких образах.

С одной стороны, Бог — это не только Иегова, Бог-Отец, но и Бог-Сын, он же — воплощенное Слово Бога, и, кроме того, Бог-Святой Дух (который может выступать в разном телесном образе, например, в образе голубя при крещении Иисуса или огнен­ных языков, сошедших на апостолов в день Пятидесятницы).

С другой стороны, функции посланничества, посредничества между Богом и людьми в Новом Завете осуществляются также в нескольких плоскостях. Во-первых, Посланником предстает сам Бог, т. е. Сын Бога и воплощенное Слово Бога. Однако, и это харак­терно для гуманистического пафоса Нового Завета, сынами Отца вашего Небесного Иисус призывает стать и своих слушателей (ср. Мф 5, 45, 48). Во-вторых, посредниками между Христом и людь­ми являются те его 12 учеников, которых Иисус избрал и назвал апо­столами (Лк. 6, 13), в их числе евангелисты Матфей и Иоанн, а затем и другие ученики, и в том числе, те ученики, которые уже сами не видели Христа (в их числе евангелисты Марк и Лука).

Закономерно, что и третий «участник» в передаче-приеме Откро­вения — люди — уже не так однозначно монолитен, как богоизбран­ный народ Ветхого Завета. В евангелиях это жители Галилеи, Каны,


Иерусалима, мужчины и женщины, у них есть имена, у них разный возраст, занятия... Они в разной степени тверды в вере и верны Учителю: они «всего лишь» люди, не пророки... Но среди них Иисус находит любимых учеников, способных продолжать благую весть Учителя.

Чтобы представить структуру Откровения в христианстве, попро­буем ответить на три вопроса.

Что означает в Новом Завете слово Евангелие (греч. uеаnge-liоn — благая, радостная весть; благовествование)? Во-первых, это слово входит в название четырех канонических Евангелий (четы­ре первые книги Нового Завета): «Евангелие от Матфея», «Еван­гелие от Марка», «Евангелие от Луки» и «Евангелие от Иоанна». Сле­довательно, в этих контекстах Евангелие — это повествование приверженцев Христа о земной жизни и смерти Учителя. Во-вто­рых, в новозаветном «Послании к Римлянам апостола Павла» (Рим.

1, 16) «благовествованием Христовым» названо обращение к людям
самого Христа и христианское учение в целом. «В нем открывает­
ся правда Божия от веры в веру» (Рим. 1, 17). В-третьих, посколь­
ку предметом, о котором рассказывается во всех четырех Еванге­
лиях, является Слово Божие (Иисус Христос), то Евангелия
представляют собой определенную форму Откровения Бога.

Таким образом, отдельные Откровения, запечатленные в Еван­гелиях, включаются в Откровение как бы более высокого порядка (в композиционном плане) — в «благовествование Христово» — и отображаются в нем, как в зеркале. Но затем все они становятся частью еще более широкого или общего христианского Открове­ния, объединяющего Откровения Ветхого и Нового Заветов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: