Процедуры банкротства. Особенности правового регулирования экономической несостоятельности (банкротства) субъекта хозяйствования

Тема 3

Особенности правового регулирования
экономической несостоятельности (банкротства) субъекта хозяйствования

3.1. Понятие экономической несостоятельности (банкротства)

3.2. Процедуры банкротства

3.3. Банкротство индивидуального предпринимателя

3.1. Понятие экономической несостоятельности (банкротства)

Экономическая несостоятельность (банкротство) субъекта хозяйствования регламентируется Гражданским кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 18 июля 2000 г. «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон), Указом Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2005 г. № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)», в соответствии с которым на исполнительные и распорядительные органы возложена обязанность своевременно принимать меры по досудебному оздоровлению субъектов хозяйствования.

Экономическая несостоятельность (банкротство) – неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная хозяйственным судом в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» или правомерно объявленная должником в соответствии с требованиями указанного Закона.

Неплатежеспособность – неспособность удовлетворить требования кредитора (кредиторов) по денежным обязательствам,
а также по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных
с ними отношений, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Должником является неплатежеспособный индивидуальный предприниматель или неплатежеспособное юридическое лицо (коммерческая организация), за исключением казенного предприятия, либо некоммерческой организации, действующей в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда.

Указом Президента Республики Беларусь № 508 установлены следующие основания для подачи заявления кредитора о признании должника экономически несостоятельным:

– наличие у кредитора достоверных документально подтвержденных сведений о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер;

– применение к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение 3-х месяцев, либо отсутствие у должника имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных к нему требований;

– наличие задолженности перед кредитором в размере 100 базовых величин и более. Если должник является градообразующей или приравненной к ней организацией, государственной организацией, организацией с долей государственной собственности в уставном фонде, а также юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим государственные и международные заказы – в размере 2500 базовых величин и более.

Отсутствие одного из вышеперечисленных оснований влечет возвращение заявления кредитору.

При наличии признаков неплатежеспособности юридического лица, носящей устойчивый характер, руководитель юридического лица может объявить о добровольном банкротстве юридического лица
и его ликвидации. Объявление о добровольном банкротстве юридического лица и его ликвидации может быть сделано на основании решения собственника имущества юридического лица – унитарного предприятия или органа, уполномоченного в соответствии с учредительными документами юридического лица на принятие решения
о его ликвидации. Руководитель юридического лица может объявить о добровольном банкротстве юридического лица и его ликвидации только при условии получения письменного согласия всех кредиторов этого юридического лица.

При рассмотрении дела о банкротстве должника юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

· защитный период;

· конкурсное производство;

· мировое соглашение;

· иные процедуры банкротства, предусмотренные Законом.

При рассмотрении дела о банкротстве должника индивидуального предпринимателя применяются следующие процедуры банкротства:

· конкурсное производство, включающее санацию и ликвидационное производство.

· мировое соглашение;

· иные процедуры банкротства, предусмотренные Законом.

С момента принятия заявления о банкротстве должника в целях проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника хозяйственным судом устанавливается защитный период, продолжительность которого не может превышать трех месяцев. По ходатайству должника, органов, принявших решение о проведении досудебного оздоровления, хозяйственный суд вправе установить защитный период сроком до трех лет в целях завершения досудебного оздоровления. Защитный период – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника.

Конкурсное производствопроцедура банкротства, осуществляемая в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов в установленной очередности, защиты прав и законных интересов должника, а также кредиторов и иных лиц в процессе санации,
а при невозможности проведения санации или отсутствии оснований для ее проведения – в процессе ликвидации должника – юридического лица или индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов.

Санация – процедура конкурсного производства, предусматривающая переход права собственности, изменение договорных и иных обязательств, реорганизацию, реструктуризацию или оказание финансовой поддержки должнику, осуществляемая для восстановления его устойчивой платежеспособности и урегулирования взаимоотношений должника и кредиторов в установленные сроки. Она вводится хозяйственным судом на основании решения собрания кредиторов либо по собственной инициативе в случаях, предусмотренных Законом.

Решение хозяйственного суда о санации подлежит немедленному исполнению.

Санация вводится на срок, не превышающий восемнадцати месяцев со дня вынесения решения о ее проведении, если иное не предусмотрено Законом.

Для восстановления платежеспособности должника могут приниматься следующие меры:

· ликвидация дебиторской задолженности;

· исполнение обязательств должника собственником имущества должника – унитарного предприятия или третьим лицом (третьими лицами);

· предоставление должнику финансовой помощи из специализированного фонда при органе государственного управления по делам о банкротстве;

· перепрофилирование производства;

· закрытие нерентабельных производств;

· продажа части имущества должника;

· уступка требования должника;

· предоставление должнику в установленном порядке дотаций, субсидий, субвенций;

· продажа предприятия должника;

· применение иных способов.

Ликвидационное производство – процедура конкурсного производства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях ликвидации должника – юридического лица или индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов, продажи имущества должника и соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Оно открывается после принятия хозяйственным судом решения об открытии ликвидационного производства в отношении должника,
а также в иных случаях, предусмотренных Законом. Решение хозяйственного суда об открытии ликвидационного производства подлежит немедленному исполнению.

Срок ликвидационного производства не может превышать одного года. Хозяйственный суд вправе продлить срок ликвидационного производства на шесть месяцев, если иное не предусмотрено Законом. При необходимости срок ликвидационного производства может быть продлен хозяйственным судом сверх установленных сроков.

С момента внесения записи о ликвидации должника в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей полномочия управляющего прекращаются, ликвидационное производство считается завершенным, должник – юридическое лицо – ликвидированным, индивидуальный предприниматель – прекратившим деятельность.

Хозяйственный суд на основании решения собрания кредиторов, если иное не предусмотрено законом, принимает решение о санации или об открытии ликвидационного производства либо утверждает мировое соглашение.

Мировое соглашение в производстве по делу о банкротстве – процедура банкротства в виде соглашения между должником и конкурсными кредиторами об уплате долгов, в котором предусматриваются освобождение должника от долгов, или уменьшение долгов, или рассрочка их уплаты, а также срок уплаты долгов и т. п. Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается должником – индивидуальным предпринимателем, руководителем должника или управляющим (временным управляющим). Мировое соглашение заключается в письменной форме, подлежит утверждению хозяйственным судом
и может быть заключено на условиях:

· отсрочки и (или) рассрочки исполнения обязательств должника;

· уступки требования должника;

· исполнения обязательств должника третьими лицами;

· перевода долга;

· обмена требований кредиторов на акции;

· удовлетворения требований кредиторов иными способами, не противоречащими законодательству.

Мировое соглашение должно содержать сведения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и (или) о прекращении обязательств должника путем предоставления отступного, новацией обязательств, прощением долга либо иными способами, предусмотренными гражданским законодательством. Утверждение хозяйственным судом мирового соглашения в процессе защитного периода либо конкурсного производства является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве. В случае, когда хозяйственный суд в процессе ликвидационного производства утвердил мировое соглашение, решение хозяйственного суда об открытии ликвидационного производства не подлежит исполнению.




double arrow
Сейчас читают про: