Прекращение деятельности субъектов хозяйствования

Прекращение деятельности субъектов хозяйствования – это лишение субъекта хозяйствования его юридического статуса.

Юридическое лицо прекращает свою деятельность:

· путем прекращения всех прав и обязанностей, носителем которых являлось данное лицо, что происходит в случае ликвидации юридического лица;

· без подобного прекращения в виде реорганизации, которая может быть произведена в следующих формах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.

Если юридическое лицо прекращается путем ликвидации, это значит, что исчезают те элементы юридического лица, которые в своей совокупности и составляют данное лицо. Если же юридическое лицо реорганизуется, то права и обязанности данного лица не прекращаются, а переходят к иному лицу (лицам), являющемуся правопреемником (правопреемниками) реорганизуемого юридического лица.

Юридическое лицо может прекратить свою деятельность:

· По решению собственников имущества (учредителей, участников) либо органа коммерческой организации, уполномоченного на то учредительными документами, в связи:

– с истечением срока, на который создана организация;

– достижением цели, ради которой она создана;

– признанием судом недействительной регистрации данной организации в результате допущенных при ее создании нарушений законодательства, которые носят неустранимый характер.

· По решению хозяйственного суда деятельность юридического лица может быть прекращена в случае:

– непринятия решения о ликвидации в связи с истечением срока, на который создана организация, достижением цели, ради которой она создана;

– осуществления деятельности без надлежащего специального разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законодательством;

– либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства;

– либо систематического осуществления деятельности, противоречащей уставным целям организации;

– или признанием судом недействительной регистрации коммерческой организации в связи с допущенными при ее создании нарушениями законодательства;

– либо экономической несостоятельности (банкротства) этой организации;

– наличия задолженности по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды более 6 месяцев подряд со дня образования задолженности коммерческой организации, за исключением сельскохозяйственных производственных кооперативов;

– сокрытия (занижения) прибыли (доходов) и других объектов налогообложения в течение 12 месяцев подряд;

– наличия убытков по итогам второго и каждого последующего финансового года и не направления коммерческой организацией, за исключением СПК, в течение трех месяцев по окончании финансового года регистрирующему и налоговому органу сообщений о причинах возникновения убытков;

– уменьшения стоимости чистых активов коммерческой организации по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже установленного законодательством минимального размера уставного фонда;

– установления фактов, свидетельствующих о том, что ее деятельность была связана с торговлей людьми.

· По решению регистрирующего органа в случае:

– нарушения сроков и порядка формирования минимального размера уставного фонда, предусмотренного в соответствии с законодательством;

– неосуществления предусмотренной учредительными документами предпринимательской деятельности в течение 6 месяцев подряд и не направления коммерческой организацией регистрирующему
и налоговому органу сообщений о причинах неосуществления такой деятельности;

– выплаты работникам в течение трех месяцев подряд заработной платы в размере менее месячной минимальной заработной платы, установленной законодательством;

– препятствования собственника имущества частного унитарного предприятия, местонахождением которого является жилое помещение, проведению соответствующих проверок уполномоченными органами;

– систематического грубого нарушения законодательства о труде.

Регистрирующий орган принимает решение о ликвидации коммерческой организации на основании представлений Комитета государственного контроля, прокуратуры, Комитета государственной безопасности, Министерства по налогам и сборам, Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты, и иных уполномоченных органов.

В отношении организации с иностранными инвестициями регистрирующий орган подает соответствующее заявление в хозяйственный суд.

Ликвидация осуществляется ликвидационной комиссией, которая по поручению органа, принявшего решение о ликвидации, публикует сообщение о ликвидации, принимает претензии кредиторов, которые удовлетворяются из имущества должника в определенный срок.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст.60 ГК РБ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения.

Удовлетворение требований кредиторов (ст. 60 ГК РБ) происходит в следующей очередности:

· в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемая коммерческая организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью путем капитализации соответствующих повременных платежей;

· во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий, оплате труда лиц, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам, по выплате вознаграждений по авторским договорам;

· в третью очередь погашается задолженность по платежам
в бюджет и государственные бюджетные и внебюджетные фонды;

· в четвертую очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемой коммерческой организации;

· в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законодательством.

Требования каждой следующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными, за исключением случая, предусмотренного ст. 62 Гражданского кодекса. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается собственником имущества юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законодательством или учредительными документами юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а организация прекратившей существование после внесения об этом записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

При прекращении деятельности в регистрирующий орган представляются:

1) копия публикации в газете «Рэспублiка»;

2) печати и штампы либо заявление об их неизготовлении или сведения о публикации объявлений об их утрате;

3) документ, подтверждающий закрытие текущего (расчетного) счета и иных счетов в банках, либо справка налогового органа о том, что расчетный счет не открывался;

4) подлинник свидетельства о государственной регистрации,
а при его отсутствии – заявление об его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате;

5) при ликвидации коммерческой организации – отчет ликвидационной комиссии (ликвидатора); ликвидационный баланс.

Регистрирующий орган не позднее трех рабочих дней с даты представления ликвидационной комиссией (ликвидатором), индивидуальным предпринимателем документов запрашивает у территориального архива о сдаче субъектом хозяйствования на хранение документов, налогового органа о расчетах с бюджетом; таможенного органа об отсутствии задолженности по платежам, взимаемым таможенными органами; Фонда социальной защиты о расчетах с ним. На основании полученных сведений регистрирующий орган вносит запись об исключении субъекта хозяйствования из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей датой принятия регистрирующим органом соответствующего решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: