Гипотеза является системой научного познания, которая складывается из различных мнений, объединяющим элементом или идеей в которых выступает предположение.
Гипотеза — это форма развития знаний, представляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений.
Гипотеза выступает связующим звеном между уже существующими знаниями и новыми истинами, то есть служит исследовательским средством, регулирующим логический переход.
Таким образом, гипотеза всегда содержит в себе нуждающееся в проверке вероятностное знание.
Эвристическая ценность гипотезы заключается в том, что в ней известные познания соединяются с новыми, с тем, что мы ищем. Гипотеза появляется одновременно с ведущей идеей исследования и ею определяется.
Построение гипотез — важный этап в исследовательском процессе.
Возникающие при построении гипотезы предположения рождаются в результате анализа фактического материала, на базе обобщения многочисленных наблюдений.
|
|
Этот процесс всегда сопровождается выдвижением предположения о природе исследуемых явлений, который может рассматриваться логической сердцевиной гипотезы.
Путь построения и подтверждения гипотез проходит через несколько этапов.
1-й этап: выделение группы фактов, которые не укладываются в прежние теории или гипотезы и должны быть объяснены новой гипотезой;
2-й этап: формулировка гипотезы (или гипотез), т. е. предположений, которые объясняют данные факты. Формирование гипотезы в сознании исследователя — сложный процесс. В психологическом плане здесь наряду со способностями к конструированию и переконструированию знаний значительную роль играют проблемное видение (особое психическое качество человека, заключающееся в умении видеть перспективы развития в той или иной области познания, выделять главные, ведущие его направления, связывать частные вопросы с более общими, проблемными. Оно рождается из сочетания опыта, интуиции и развитых исследовательских способностей), альтернативное мышление (альтернативный характер мышления связан с умением видеть неочевидные решения, часто противоположные общепринятым или напрашивающимся, обнаруживать новые качества и связи в известном), способность к аналогиям и переносу, интуиция (основывается на неосознаваемых или подсознательных психических процессах и является результатом большого опыта, прежних поисков и решений), т. е. те психические качества и процессы, которые характерны для творчества.
3-й этап: выведение из данной гипотезы всех вытекающих из нее следствий.
|
|
4-й этап: сопоставление выведенных из гипотезы следствий с имеющимися наблюдениями, результатами экспериментов, с научными законами.
5-й этап: превращение гипотезы в достоверное знание или в научную теорию, если подтверждаются все выведенные из гипотезы следствия и не возникает противоречий с ранее известными законами науки.
В качестве способов подтверждения гипотез могут рассматриваться:
1) обнаружение предполагаемого объекта, явления или свойства (это самый действенный способ);
2) выведение следствий и их верификация (это основной способ). В процессе верификации большая роль принадлежит различным экспериментам. Первый и второй способы — это прямые способы подтверждения гипотез;
3) косвенный способ превращения гипотезы в достоверное знание состоит в опровержении всех ложных гипотез, после чего делают заключение об истинности одного оставшегося предположения. При этом способе необходимо, во-первых, перечислить все возможные гипотезы и, во-вторых, опровергнуть все ложные гипотезы.
Опровержение гипотез осуществляется путем опровержения (фальсификации) следствий, вытекающих из данной гипотезы. Это может осуществляться тогда, когда, во-первых, не обнаруживаются все или многие из необходимых следствий или, во-вторых, обнаруживаются факты, противоречащие выведенным следствиям.
Если построение гипотезы осуществляется на основе некоторых данных и идей других исследователей, то необходимо проверить, что в них верно, а что неточно. Следует заметить, что гипотеза должна составляться лишь после углубленного изучения теории и практики состояния изучаемого вопроса, после вводного эксперимента. В ходе исследования должны уточнять- ся и возникать новые положения гипотезы. Поэтому важным является демонстрация того, как с каждым новым этапом исследования изменяются гипотеза и методика ее проверки.
К качественным параметрам гипотез относят: общность, сложность, специфицируемость, детерминированность, проверяемость, предсказуемость, коммуникативность, воспроизводимость, устойчивость.
Существуют разные типы гипотез, определяемые
их познавательной значимостью и объектом исследования.
1. По роли в исследовательском процессе выделяют:
— первичная (рабочая) гипотеза. Она играет вспомогательную роль при сборе материала и его
первоначальной классификации. Результаты
исследования, полученные на основе рабочей
гипотезы, создают предпосылки для дальнейшего познания;
— научная (реальная) гипотеза. Такая гипотеза
возникает на более глубокой теоретической
основе и имеет более точную форму выражения. В ней высказывается предположение о
существующих отношениях между явлениями
или их закономерностях, о существовании определенного явления, свойства или результата
В экспериментальных исследованиях предположение может выражать отношение между зависимой и независимой переменными величинами.
Различия между первичной рабочей гипотезой и реальной относительны. В процессе познания первая переходит во вторую.
2. По функции в исследовательском процессе различают:
— описательные гипотезы. Типичны для исследований, проводимых на эмпирическом уровне. Они ограничиваются предположением о функциональной связи между воздействиями и их конечными результатами, описанием причин и возможных следствий. Они выводят исследователя на предположение о том, что одно из средств (или их группа) будет более эффективным, чем другие, но без объяснения механизма этого явления. Даже обозначенные функциональные связи между явлениями представлены в них нерасчлененно, что лишает исследователя возможности их проверить;
— объяснительные гипотезы. Фиксируют возможные следствия из определенных причин, а
также характеризуют условия, при которых эти
следствия обязательны, т. е. объясняют, в силу
каких факторов и условий возможно данное
следствие, каков механизм их проявления.
|
|
3. В зависимости от объекта исследования выделяют:
— общие гипотезы. Содержат обоснованное предположение о закономерных связях в природе и обществе;
— частные гипотезы. Строятся на предположениях о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных событий и явлений.
4. В зависимости от источников построения гипотез различают:
— гипотезы индуктивного типа. Построение этого вида гипотез осуществляется на основе анализа опыта;
— гипотезы дедуктивного типа. Строятся на основе главных теоретических положений современной науки и изменяются вместе с накоплением знаний и фактов.
В ходе исследования систем управления часто приходится строить ряд гипотез разных уровней, отражающих последовательные шаги в научном познании. К сожалению, во многих исследованиях гипотеза выдвигается после завершения работы. Это может происходить по следующим причинам.
Во-первых, пытаясь ответить на поставленные в исследовании вопросы, аналитики нередко смотрят на проблему чужими глазами, невольно подпадая под влияние прочитанной литературы, и используют то объяснение, которое уже было сделано в науке. Во-вторых, что является типичным для начинающих исследователей, — относительно узкий круг знаний в изучаемой области и всей науке о ней; многих ее взаимосвязей они не представляют. В-третьих, гипотеза часто составляется наспех, и ей не уделяется должного внимания в ходе опытной работы.
Все это приводит к тому, что научная гипотеза, как правило, примитивна или излагает общеизвестные истины и поэтому всегда подтверждается данными исследователя. А в строго выполненном научном исследовании что-то в гипотезе подтверждается, а что-то отвергается.
Особенно важную роль в процессе исследования играют альтернативные конкурирующие гипотезы. У любого события много возможных объяснений. Некоторые из этих объяснений будут полностью согласованы друг с другом, по крайней мере, одно объяснение может быть правильным. Однако в некоторых случаях объяснения могут противоречить одно другому: если правильно одно, не может быть правильно другое. Если мы формулируем объяснения в виде гипотез, то гипотезы, не согласованные друг с другом, называются альтернативными конкурирующими гипотезами. Они альтернативные, поскольку дают разные способы рассмотрения или понимания объясняемого события. Они конкурирующие, поскольку не могут быть одновременно валидными. Если верна одна из гипотез, другая должна быть неверной. Мы не можем проверять и сопоставлять все возможные альтернативные гипотезы, связанные с любым событием, однако если мы хотим доверять хотя бы одной гипотезе, то должны попытаться проверить основные конкурирующие гипотезы, чтобы убедиться, что наши наблюдения не увели нас в неверном направлении.
|
|
Широко распространенная форма альтернативной конкурирующей гипотезы — это гипотеза, в которой утверждается, что отношение между любыми двумя переменными является мнимым и что изменения обеих переменных на самом деле обусловлены некоторым третьим фактором. Этот тип альтернативных конкурирующих гипотез особенно полезен при проверке теорий, так как он предлагает способ иссле дования, дающий твердую основу для оценки того, какая из двух рассматриваемых гипотез более правильная.
Гипотеза считается состоятельной, если она удовлетворяет следующим требованиям.
1. Гипотеза должна соответствовать теме, поставленным задачам и не выходить за рамки предмета исследования. Гипотеза должна нацеливать на решение проблемы, а не уводить от нее. Лучше по мере накопления новых фактов углубить и расширить гипотезу, чем вначале строить слишком много предположений, для проверки которых иной раз мало многолетней работы штата менеджеров (целого научного коллектива).
2. Гипотеза должна быть непротиворечивой. Это означает, что предположение не должно содержать внутренних противоречий, а также предположение, объясняющее явления определенной области, не должно противоречить другим теориям в той же области, истинность которых уже была доказана. Если же новая гипотеза вступает в противоречие с уже известными, но при этом охватывает более широкий круг явлений, чем в предшествующих теориях, то последние становятся частным случаем новой, более общей, теории.
3. Гипотеза должна быть доступна проверке. Предположения остаются таковыми, если их нельзя проверить и доказать.
4. Гипотеза должна соответствовать хорошо проверенным фактам, объяснять их, предсказывать новые. Из гипотез, которые должны объяснять целую серию фактов, предпочтение отдается той, которая единообразно объясняет наибольшее количество фактов.
5. Гипотеза должна содержать в себе проект решения проблемы в теории и на практике, что характеризует познавательную ценность гипотезы. Только в таком случае она станет органической частью исследования.