Гипотеза как логическая реальность

Гипотеза является системой научного познания, которая складывается из различных мнений, объеди­няющим элементом или идеей в которых выступает предположение.

Гипотеза — это форма развития знаний, представ­ляющая собою обоснованное предположение, выдви­гаемое с целью выяснения свойств и причин исследу­емых явлений.

Гипотеза выступает связующим звеном между уже существующими знаниями и новыми истинами, то есть служит исследовательским средством, регулирующим логический переход.

Таким образом, гипотеза всегда содержит в себе нуждающееся в проверке вероятностное знание.

Эвристическая ценность гипотезы заключается в том, что в ней известные познания соединяются с но­выми, с тем, что мы ищем. Гипотеза появляется одно­временно с ведущей идеей исследования и ею опреде­ляется.

Построение гипотез — важный этап в исследова­тельском процессе.

Возникающие при построении гипотезы предполо­жения рождаются в результате анализа фактического материала, на базе обобщения многочисленных наблю­дений.

Этот процесс всегда сопровождается выдвижени­ем предположения о природе исследуемых явлений, который может рассматриваться логической сердце­виной гипотезы.

Путь построения и подтверждения гипотез прохо­дит через несколько этапов.

1-й этап: выделение группы фактов, которые не укладываются в прежние теории или гипотезы и дол­жны быть объяснены новой гипотезой;

2-й этап: формулировка гипотезы (или гипотез), т. е. предположений, которые объясняют данные фак­ты. Формирование гипотезы в сознании исследовате­ля — сложный процесс. В психологическом плане здесь наряду со способностями к конструированию и пере­конструированию знаний значительную роль играют проблемное видение (особое психическое качество человека, заключающееся в умении видеть перспекти­вы развития в той или иной области познания, выде­лять главные, ведущие его направления, связывать частные вопросы с более общими, проблемными. Оно рождается из сочетания опыта, интуиции и развитых исследовательских способностей), альтернативное мышление (альтернативный характер мышления свя­зан с умением видеть неочевидные решения, часто противоположные общепринятым или напрашиваю­щимся, обнаруживать новые качества и связи в изве­стном), способность к аналогиям и переносу, интуиция (основывается на неосознаваемых или подсознатель­ных психических процессах и является результатом большого опыта, прежних поисков и решений), т. е. те психические качества и процессы, которые характер­ны для творчества.

3-й этап: выведение из данной гипотезы всех вы­текающих из нее следствий.

4-й этап: сопоставление выведенных из гипотезы следствий с имеющимися наблюдениями, результата­ми экспериментов, с научными законами.

5-й этап: превращение гипотезы в достоверное знание или в научную теорию, если подтверждаются все выведенные из гипотезы следствия и не возникает противоречий с ранее известными законами науки.

В качестве способов подтверждения гипотез могут рассматриваться:

1) обнаружение предполагаемого объекта, явления или свойства (это самый действенный способ);

2) выведение следствий и их верификация (это ос­новной способ). В процессе верификации большая роль принадлежит различным экспериментам. Первый и второй способы — это прямые способы подтверждения гипотез;

3) косвенный способ превращения гипотезы в досто­верное знание состоит в опровержении всех лож­ных гипотез, после чего делают заключение об ис­тинности одного оставшегося предположения. При этом способе необходимо, во-первых, перечислить все возможные гипотезы и, во-вторых, опроверг­нуть все ложные гипотезы.

Опровержение гипотез осуществляется путем опро­вержения (фальсификации) следствий, вытекающих из данной гипотезы. Это может осуществляться тогда, когда, во-первых, не обнаруживаются все или многие из необходимых следствий или, во-вторых, обнаружи­ваются факты, противоречащие выведенным след­ствиям.

Если построение гипотезы осуществляется на ос­нове некоторых данных и идей других исследователей, то необходимо проверить, что в них верно, а что неточ­но. Следует заметить, что гипотеза должна составлять­ся лишь после углубленного изучения теории и прак­тики состояния изучаемого вопроса, после вводного эксперимента. В ходе исследования должны уточнять- ся и возникать новые положения гипотезы. Поэтому важным является демонстрация того, как с каждым новым этапом исследования изменяются гипотеза и методика ее проверки.

К качественным параметрам гипотез относят: общ­ность, сложность, специфицируемость, детерминированность, проверяемость, предсказуемость, коммуни­кативность, воспроизводимость, устойчивость.

Существуют разные типы гипотез, определяемые
их познавательной значимостью и объектом исследования.

1. По роли в исследовательском процессе выделяют:

первичная (рабочая) гипотеза. Она играет вспо­могательную роль при сборе материала и его
первоначальной классификации. Результаты
исследования, полученные на основе рабочей
гипотезы, создают предпосылки для дальнейшего познания;

научная (реальная) гипотеза. Такая гипотеза
возникает на более глубокой теоретической
основе и имеет более точную форму выражения. В ней высказывается предположение о
существующих отношениях между явлениями
или их закономерностях, о существовании оп­ределенного явления, свойства или результата
В экспериментальных исследованиях предпо­ложение может выражать отношение между за­висимой и независимой переменными величинами.

Различия между первичной рабочей гипотезой и реальной относительны. В процессе познания первая переходит во вторую.

2. По функции в исследовательском процессе разли­чают:

описательные гипотезы. Типичны для иссле­дований, проводимых на эмпирическом уров­не. Они ограничиваются предположением о функциональной связи между воздействиями и их конечными результатами, описанием при­чин и возможных следствий. Они выводят ис­следователя на предположение о том, что одно из средств (или их группа) будет более эффек­тивным, чем другие, но без объяснения механиз­ма этого явления. Даже обозначенные функцио­нальные связи между явлениями представлены в них нерасчлененно, что лишает исследователя возможности их проверить;

объяснительные гипотезы. Фиксируют возможные следствия из определенных причин, а
также характеризуют условия, при которых эти
следствия обязательны, т. е. объясняют, в силу
каких факторов и условий возможно данное
следствие, каков механизм их проявления.

3. В зависимости от объекта исследования выделяют:

общие гипотезы. Содержат обоснованное пред­положение о закономерных связях в природе и обществе;

частные гипотезы. Строятся на предположе­ниях о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных событий и явлений.

4. В зависимости от источников построения гипотез различают:

гипотезы индуктивного типа. Построение это­го вида гипотез осуществляется на основе ана­лиза опыта;

гипотезы дедуктивного типа. Строятся на ос­нове главных теоретических положений совре­менной науки и изменяются вместе с накопле­нием знаний и фактов.

В ходе исследования систем управления часто приходится строить ряд гипотез разных уровней, от­ражающих последовательные шаги в научном позна­нии. К сожалению, во многих исследованиях гипотеза выдвигается после завершения работы. Это может происходить по следующим причинам.

Во-первых, пытаясь ответить на поставленные в исследовании вопросы, аналитики нередко смотрят на проблему чужими глазами, невольно подпадая под вли­яние прочитанной литературы, и используют то объяс­нение, которое уже было сделано в науке. Во-вторых, что является типичным для начинающих исследовате­лей, — относительно узкий круг знаний в изучаемой области и всей науке о ней; многих ее взаимосвязей они не представляют. В-третьих, гипотеза часто состав­ляется наспех, и ей не уделяется должного внимания в ходе опытной работы.

Все это приводит к тому, что научная гипотеза, как правило, примитивна или излагает общеизвестные ис­тины и поэтому всегда подтверждается данными ис­следователя. А в строго выполненном научном иссле­довании что-то в гипотезе подтверждается, а что-то от­вергается.

Особенно важную роль в процессе исследова­ния играют альтернативные конкурирующие гипо­тезы. У любого события много возможных объясне­ний. Некоторые из этих объяснений будут полнос­тью согласованы друг с другом, по крайней мере, одно объяснение может быть правильным. Однако в некоторых случаях объяснения могут противоречить одно другому: если правильно одно, не может быть правильно другое. Если мы формулируем объясне­ния в виде гипотез, то гипотезы, не согласованные друг с другом, называются альтернативными конку­рирующими гипотезами. Они альтернативные, по­скольку дают разные способы рассмотрения или понимания объясняемого события. Они конкуриру­ющие, поскольку не могут быть одновременно валид­ными. Если верна одна из гипотез, другая должна быть неверной. Мы не можем проверять и сопостав­лять все возможные альтернативные гипотезы, свя­занные с любым событием, однако если мы хотим до­верять хотя бы одной гипотезе, то должны попытать­ся проверить основные конкурирующие гипотезы, чтобы убедиться, что наши наблюдения не увели нас в неверном направлении.

Широко распространенная форма альтернатив­ной конкурирующей гипотезы — это гипотеза, в кото­рой утверждается, что отношение между любыми двумя переменными является мнимым и что измене­ния обеих переменных на самом деле обусловлены некоторым третьим фактором. Этот тип альтернатив­ных конкурирующих гипотез особенно полезен при проверке теорий, так как он предлагает способ иссле дования, дающий твердую основу для оценки того, какая из двух рассматриваемых гипотез более пра­вильная.

Гипотеза считается состоятельной, если она удов­летворяет следующим требованиям.

1. Гипотеза должна соответствовать теме, поставлен­ным задачам и не выходить за рамки предмета исследования. Гипотеза должна нацеливать на ре­шение проблемы, а не уводить от нее. Лучше по мере накопления новых фактов углубить и расши­рить гипотезу, чем вначале строить слишком мно­го предположений, для проверки которых иной раз мало многолетней работы штата менеджеров (це­лого научного коллектива).

2. Гипотеза должна быть непротиворечивой. Это оз­начает, что предположение не должно содержать внутренних противоречий, а также предположение, объясняющее явления определенной области, не должно противоречить другим теориям в той же области, истинность которых уже была доказана. Если же новая гипотеза вступает в противоречие с уже известными, но при этом охватывает более широкий круг явлений, чем в предшествующих теориях, то последние становятся частным случа­ем новой, более общей, теории.

3. Гипотеза должна быть доступна проверке. Пред­положения остаются таковыми, если их нельзя проверить и доказать.

4. Гипотеза должна соответствовать хорошо прове­ренным фактам, объяснять их, предсказывать но­вые. Из гипотез, которые должны объяснять целую серию фактов, предпочтение отдается той, которая единообразно объясняет наибольшее количество фактов.

5. Гипотеза должна содержать в себе проект реше­ния проблемы в теории и на практике, что харак­теризует познавательную ценность гипотезы. Толь­ко в таком случае она станет органической частью исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: