Понятие как форма мышления

Умозаключение как форма мышления

Основная часть новых знаний получается путем выведения их из знаний уже имеющихся. Эти зна­ния называются опосредованными или выводными данными.

Логической формой получения выводных данных является умозаключение.

Умозаключение является следующей после сужде­ний по степени сложности разновидностью абстракт­ных объектов.

Умозаключение — это форма мышления, посред­ством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, содержащее новое знание.

Не всякое сочетание суждений представляет со­бой умозаключение: между суждениями должна существовать определенная логическая связь, отражающая объективную связь, существующую в реальной дей­ствительности.

Рассматривая состав умозаключения, можно выде­лить посылки (несколько суждений, содержащие ис­ходное знание), заключение (новое суждение, получен­ное логическим путем из посылок), вывод (логический переход от посылок к заключению).

Истинность заключения достигается при соблю­дении правил вывода, к которым относятся следую­щие.

· Истинность заключения вытекает из истинности посылок умозаключения.

· Если умозаключение справедливо во всех случаях, то оно справедливо и в каждом частном случае (правило дедукции).

· Если умозаключение справедливо в некоторых частных случаях, то оно справедливо во всех слу­чаях (правило индукции).

В зависимости от направленности логического следования, то есть по характеру связи между знани­ем различной степени общности, выраженному в по­сылках и заключении, выделяют умозаключения:

— дедуктивные;

— индуктивные;

— по аналогии (переход знания осуществляется от частного к частному).

К дедуктивным относятся умозаключения, в ко­торых переход знания осуществляется от общего зна­ния к частному. Дедуктивные умозаключения разли­чаются по количеству посылок и делятся на: непос­редственные (заключение выводится из одной посылки); опосредованные (в качестве посылок выс­тупают два и более суждений). Особое внимание сре­ди опосредованных умозаключений заслуживает ди­лемма — умозаключение, состоящее из трех посылок, среди которых два суждения — условные, а одно — разделительное.

Индуктивные умозаключения — это умозаключе­ния, в которых на основании принадлежности призна­ка отдельным предметам или частям некоторого клас­са делают вывод о его принадлежности классу в це­лом, то есть переход знания осуществляется от частного к общему.

Основной функцией индуктивных умозаключений в процессе исследования является процесс генерали­зации, то есть получение общих суждений. По своему содержанию и познавательной ценности эти обобще­ния могут различаться: от простейших обобщений, встречающихся повседневно, до эмпирических обоб­щений в науке. А в зависимости от полноты и закон­ченности исследования различают полную индукцию (когда вывод о принадлежности признака классу в целом делают на основании принадлежности признака каждому элементу класса или каждой части некото­рого класса) и неполную индукцию (когда вывод о принадлежности признака классу целиком делают на основании принадлежности признака некоторым эле­ментам класса или некоторой части некоторого класса).

Для формулирования вывода о принадлежности признака всему классу явлений в индуктивных умозак­лючениях используются методы установления причин­ных связей между явлениями. К ним относятся [6]:

1. Метод единственного сходства

Заключается в рассмотрении случаев, когда наблю­дается некоторое явление (допустим, а). Проведенный анализ показывает, что возникновению этого явления предшествовал набор некоторых обстоятельств, объединенных наличием общего обстоятельства (допустим, А). Из этого рассуждения можно сделать вывод о том, что причиной появления явления а является обстоятель­ство А.

Схематично этот метод можно представить в виде табл. 12.


5. Метод остатков. Суть этого метода заключает­ся в том, что изучаемое явление (допустим, v) является сложным и может быть разбито на ряд простых (допу­стим, на а, Ъ, с, d). Известно, что возникновению явле­ния v способствовал набор обстоятельств А, В, С, D, и что простые явления а, b, с являются следствием дей­ствия обстоятельств соответственно А, В, С. Из этого делается вывод, что оставшееся из обстоятельств D есть причина оставшегося из простых явлений d.

При применении данных методов в качестве науч­ной методологии используются положения принципа причинности:

■ причинно-следственная связь является объектив­ной;

■ причинно-следственная связь является всеобщей;

■ причинно-следственная связь необходимая, то есть причина в соответствующих условиях обязательно вызывает определенное следствие;

■ причина предшествует следствию во времени, однако причины и следствия не близки в простран­стве и времени.

Одним из способов изучения сложного явления (иногда единственным) выступает аналогия. Дело в том, что проведение аналогии между какими-то явлениями позволяет перейти на уровень образного мышления. Вот это и есть самое важное. Человек начинает образ­но и конкретно, а не абстрактно и отвлеченно пред­ставлять себе предмет размышления.

Во-первых, это дает ему возможность представить явление в целостности: если для создания целостно­сти из абстрактных понятий требуется сложная и изощренная цепь умозаключений, то образ буквально диктует взаимосвязь предметов; будучи один раз на­рисованным, он в последующем остается очень устой­чивым.

Во-вторых, образное мышление продуктивно по своей сути: получив картинку, человек сначала рассматривает ее поверхностно, но по мере осмысления имеет возможность проникать все глубже и глубже, самостоятельно открывая в этом образе такие законо­мерности, которые не были представлены ему в явном виде изначально. Возможность проникать вглубь суще­ствует за счет целостности образа: взаимосвязь пред­метов такова, что она неумолимо ведет за собой логику размышляющего над ней человека. Структурирован­ность восприятия позволяет увидеть сущностное сход­ство многих внешне разнородных явлений. Иными словами, имея образ какого-либо явления, человек имеет возможность самостоятельно развиваться в оп­ределенном направлении. Умозаключения по аналогии — это умозаключения, где вывод о принадлежности признака единичному объекту (предмету, событию, классу) делается на осно­ве его сходства в существенных чертах с другим уже известным единичным объектом.

Логический переход от уже известного знания к новому регулируется в выводах по аналогии правилом: если два единичных предмета сходны в определенных признаках, то они могут быть сходны и в других призна­ках, обнаруженных в одном из сравниваемых предметов.

По характеру уподобляемых объектов выделяют два вида аналогии: аналогия предметов (умозаключе­ние, в котором объектом: уподобления выступают два сходных единичных предмета, а переносимым призна­ком — качества или свойства этих предметов) и анало­гия отношений (умозаключение, в котором объектом уподобления выступают сходные отношения между двумя парами объектов, а. переносимым признаком — свойства этих отношений).

Аналогия в процессе исследования может выпол­нять следующие функции:

— эвристическую — позволяет открывать новые факты;

— объясняющую — служит средством объяснения явлений;

— гносеологическую — выступает в качестве средства познания.

При проведении исследования возможно приме­нение приемов, основанных на аналогии. Среди них различают:

■ прямая аналогия («А как решаются проблемы, сход­ные с данной?»);

■ личная аналогия, или эмпатия («Попробуем войти в образ данного субъекта и порассуждать, какая личная аналогия или эмпатия его точки зрения»);

■ образная аналогия («Сформулируем образное оп­ределение сути проблемы в двух словах, в одной фразе»);

символическая аналогия («Как бы эту проблему попытался решить, например, Фрэнк Алджернон Каупервуд из «Финансиста» Т. Драйзера». Призовите себе в помощь любого исторического деятеля

или сказочного персонажа).

К особым видам умозаключений относятся:

паралогизм — умозаключение, содержащее не­преднамеренную ошибку. Такой вид умозаклю­чений часто встречается в контрольных рабо­тах учащихся;

софизм — умозаключение, содержащее предна­меренную ошибку с целью выдать ложное суж­дение за истинное;

парадокс —умозаключение, доказывающее как истинность, так и ложность некоторого суждения.

Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках, то есть в чем предметы сходны друг с другом (положительный при­знак) или чем они друг от друга отличаются (отрицательный признак) [6].

Формируя понятия, наука отражает в них изучае­мые ею предметы, явления, признаки. В экономичес­кой науке сложились такие понятия, как «товар», «ры­нок», «капитал» и т. д.

Признаки, кроме положительных и отрицательных, подразделяются еще на несколько видов.

1. Существенные и несущественные признаки. Су­щественными называются признаки, выражающие основное содержание, качество вещей. Лишив­шись существенного признака, предмет перестает быть самим собой, становится другим предметом. Несущественные признаки являются второстепен­ными, не основными, без которых вещь может обой­тись. Несущественные признаки могут приобре­таться или теряться предметом, при этом предмет остается самим собой.

  1. Признаки-свойства (атрибутивные) и признаки-отношения (релятивные). Признаки-свойства ха­рактеризуют предметы сами по себе, они присущи предметам независимо от других предметов. При- знаки-отношения характеризуют вещи с точки зрения их связей с другими вещами.
  2. Отличительные и неотличительные признаки. Признаки, которые у сравниваемых предметов раз­личные, носят название отличительных признаков, а общие — неотличительных.

Формирование понятий — сложный психологичес­кий процесс, начинающийся с образования простей­ших форм познания — ощущений и протекающий ча­сто по следующей схеме: ощущения — восприятие — представление — понятие.

Обычно этот процесс разделяют на две ступени: чувственную, состоящую в образовании ощущений, восприятия и представления, и логическую, заключа­ющуюся в переходе от представления к понятию с помощью следующих приемов: сравнение, анализ, аб­страгирование, синтез и обобщение. Сущность этих приемов состоит в следующем:

сравнение — прием сопоставления различных предметов, различных видов предметного со­держания, в результате которого появляется новое знание о сходных и различных призна­ках сопоставляемых предметов, оформляемых в виде новых понятий (сходства и различия вещей). Сравнение также является важным условием применения уже имеющихся знаний, понятий о Предметах и явлениях, опосредован­но участвуя в образовании новых понятий;

анализ — прием предметного или мысленного расчленения, разложения предмета, предмет­ного содержания на части, исследование осо­бенностей выделенных частей и образование новых (частных) понятий на основе выделен­ных признаков частей предметов, предметного содержания;

абстрагирование — прием отвлечения от одних сторон предметов, предметного содержания и выделения других сторон, на которых концент­рируется внимание исследователя, познающего человека, что ведет к уточнению знания о пред­мете и образованию или уточнению понятий;

синтез — прием предметного или мысленного разъединения каких-либо образований, в том числе частей, выделенных в ходе предшеству­ющего анализа (на основе частных понятий), в некоторое целое, обогащенное за счет нового содержания частей (опять же, частных поня­тий). На основе такого соединения образуются новые понятия о целом, в том числе предвари­тельно подвергшемся аналитическим процеду­рам. Эти понятия определяют новые признаки целостного предмета либо уточняют знание о ранее известных признаках целого;

обобщение — прием предметного и мысленно­го распространения новых или уточненных признаков на предметы определенного класса.

Чувственная ступень в процессе формирования по­нятий соответствует первому этапу пути познания вооб­ще, т. е. «живому созерцанию», и поэтому ее осуществ­ление требует широкого применения наглядности.

Таким образом, устанавливая сходство или разли­чие между предметами (сравнение), выделяя суще­ственные признаки и отвлекаясь от несущественных (абстрагирование), соединяя существенные признаки (синтез) и распространяя их на все однородные пред­меты (обобщение), мы образуем одну из основных форм абстрактного мышления — понятие.

Важнейшими логическими характеристиками вся­кого понятия являются его объем и содержание. Со­держанием называется совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном по­нятии. Совокупность предметов, которая мыслится в понятии, называется его объемом.

Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Эта связь выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия, который устанавливает, что увеличение содержания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объе­мом, и наоборот.

Содержание понятия раскрывается с помощью определения, объем — с помощью классификации. Посредством определения и классификации отдельные понятия организуются в систему взаимосвязанных понятий.

Понятия принято делить по различным классифи­кационным критериям на следующие виды.

1. В зависимости от количества элементов различают понятия общие и единичные, а также всеобщие (универсальные) и с нулевым объемом, или «пус­тые». Общие — это понятия, в объеме которых мыслится некоторая конечная совокупность пред­метов (дом, указ). Единичные — это понятия об отдельно взятых, единичных предметах (конкрет­ное предприятие, например, ОАО «Владимирский тракторный завод»). Всеобщие (универсальные) — это понятия, в которых отражены признаки, при­сущие любым предметам и явлениям действитель­ности. Это философские категории: «содержание», «форма», «причина», «следствие», «сущность», «яв­ление», «возможность», «действительность» и т. п. «Пустыми», или понятиями с нулевым объемом называют понятия, в объеме которых не мыслится ни один из реально, физически существующих пред­метов. Например: «идеальное предприятие», «сне­гурочка» и т. д.

2. В зависимости от того, что отражает понятие, выде­ляют конкретные и абстрактные понятия. Конкрет­ными называются понятия, в которых предметы мыслятся целиком, во всей совокупности своих ос­новных признаков, то есть как нечто самостоятельно существующее («посредник», «человек», «наука»). Абстрактными называются понятия, в которых мыслятся отдельные признаки предметов и явлений, взятые сами по себе, как особый предмет или отно­шения между предметами («ответственность», «со­циальный», «научный», «посредничество»).

В зависимости от наличия свойств у явлений, отра­женных в содержании, различают понятия поло­жительные и отрицательные. Положительные по­нятия — это понятия, в содержании которых нет ни одного признака, указывающего на отсутствие чего-то у определяемых предметов. Отрицатель­ные понятия — это понятия, в содержании которых имеется хотя бы один отрицательный признак. Отрицательность понятий нередко подчеркивает­ся в самих их именах: «невысокий», «неправиль­ный», «безответственность», «бездействие» и т. п. В русском языке отрицательные понятия выража­ются словами с отрицательными приставками не- без-, а-, де-, ин- и др.

4. В зависимости от наличия в содержании понятий признаков-отношений выделяют понятия соотно­сительные и безотносительные. Соотносительны­ми называются понятия, которые содержат призна­ки, указывающие на отношение одного понятия к другому. К их числу относятся предметы, существо­вание одного из которых не мыслится вне его от­ношения к другому (начальник — подчиненный). Безотносительными понятиями называются такие понятия, в содержании которых нет ни одного признака-отношения, то есть в понятиях отражаются предметы, существующие раздельно и поэто­му мыслящиеся сами по себе, вне связи с другими предметами. Особую систему соотносительных понятий образуют терминологические понятия, например, «стоить» и «платить».

5. В зависимости от характера элементов объемов понятий различают понятия собирательные и несобирательные. Собирательными называют поня­тия, в качестве элементов объемов которых мыс­лятся образования, состоящие из нескольких (многих), как правило, близких, связанных пред­метов: «бригада», «товарная продукция», «трудо­вой коллектив» и т. д. Эти понятия не следует сме­шивать с любыми другими, поскольку любые предметы состоят из частей, имеют сложную внут­реннюю структуру. Несобирательными называют­ся понятия, в которых в качестве элементов объе­мов мыслятся отдельно взятые, единичные, индивидуальные, пусть и сложные предметы: «со­трудник», «книга» и т. д.

Приведенная выше классификация понятий исчер­пывает основные их виды, традиционно выделяемые в логике. Понятия существуют в системе знаний не изоли­рованно друг от друга, а находятся между собой в определенных отношениях. Прежде всего, понятия вступают в отношения по объему и содержанию. Воз­можны следующие виды отношений:

1. Сравнимость. Выделяют сравнимые и несравнимые понятия. Сравнимыми называются понятия,
имеющие некоторые общие (интегральные) при­знаки, позволяющие сопоставлять эти понятия друг
с другом. Несравнимыми называют понятия, не
имеющие общих признаков. Несравнимые поня­тия — это понятия из различных, далеких друг от
друга предметных областей.

В логических отношениях могут находиться только сравнимые понятия.

2. Совместимость. Выделяют совместимые и несов­местимые понятия. Понятия, объемы которых полностью или частично совпадают, называются совместимыми. Понятия, объемы которых не
совпадают ни полностью, ни частично, называются несовместимыми. Существует три вида отношений совместимости: равнозначность, пересечение
(перекрещивание), подчинение (субординация). От­ношения между понятиями принято изображать с
помощью круговых схем.

2.1. Равнозначность. В отношениях равнозначности на­ходятся понятия, в которых мыслится один и тот же предмет. Объемы этих понятий совпадают, хотя их со­держание различно. Например, понятие «выручка от реализации продукции» и понятие «объем реализован­ной продукции».

2.2. Пересечение. В отношениях пересечения находятся понятия, объем одного из которых частично входит в объем другого.

2.3. Подчинение. В отношениях подчинения (субордина­ции) находятся понятия, объем одного из которых пол­ностью входит в объем другого. Например, понятие «основные средства» и понятие «основные производ­ственные фонды», или понятие «валовая продукция» и понятие «товарная продукция». Понятие, имеющее больший объем и включающее объем другого понятия, называется подчиняющим, а понятие, имеющее мень­ший объем и составляющее часть объема другого понятия, — подчиненным. Если в отношении подчинения находятся два общих понятия, то подчиняющее поня­тие называется родом, подчиненное — видом. Если в отношении подчинения находятся общее и единичное понятия, то подчиняющее понятие является видом, а подчиненное — индивидом.

3. Несовместимость. Существует три вида отно­шений несовместимости: соподчинение (координация), противоположность (контрарность) и противоречие (контрадикторность).

3.1. Соподчинение. Два понятия находятся в отношении соподчинения к третьему, если они не имеют общих элементов объемов и это третье понятие оказывается подчиняющим для каждого из них.

3.2. Контрарность. В отношениях противоположности находятся понятия, одно из которых содержит некото­рые признаки, а другое эти же признаки отрицает, за­мещая их исключающими признаками.

3.3. Контрадикторность. В отношении противоречия на­ходятся понятия, одно из которых содержит некото­рые признаки, а другое эти же признаки исключает. Между двумя противоречащими понятиями не может быть никакого третьего понятия.

Важнейшими логическими операциями являются операции обобщения (не смешивать со способом обра­зования понятий на основе обобщения) и ограничения понятий, выполняемых сознательно. Обобщением по­нятий называется логическая операция, с помощью которой из исходного образуется новое понятие с бо­лее широким объемом путем отбрасывания (отвлече­ния) всех отличительных (видовых) признаков.

Суть операции обобщения заключается в том, что­бы образовать понятие с более широкой предметной областью, в рамках которой можно обозреть положе­ние предметов, отраженных в исходных понятиях. Пределом обобщения является переход к универсаль­ным понятиям — философским категориям; промежу­точными пределами применения операции обобщения являются категории отдельных родов познания, а так­же отдельных наук.

Ограничением понятий называется операция, с помощью которой из исходного образуется новое по­нятие с меньшим объемом путем присоединения к

содержанию исходного понятия хотя бы одного отли­чительного (видообразующего) признака.

Суть операции ограничения заключается в том, чтобы перейти к рассмотрению особенностей более узкой предметной области или отдельно взятого уни­кального предмета. Через ограничение мы добиваемся конкретизации наших знаний, их применения к конк­ретным ситуациям. Пределом применения операции ограничения являются единичные понятия, т. е. поня­тия об отдельных, уникальных предметах.

Главное требование к операциям обобщения и ог­раничения состоит в том, чтобы присоединялись и отбрасывались (при обобщении — все без исключения) именно отличительные, видовые признаки.

Определением (дефиницией) понятия называется логическая операция, в ходе которой содержание по­нятия раскрывается путем перечисления признаков определяемых предметов. В языке операция определе­ния выражается одним или несколькими простыми или сложными предложениями.

Во всяком определении выделяют две основные части:

а) понятие, содержание которого раскрывается, на­зывается определяемым понятием;

б) понятия, которые содержат признаки, присущие определяемым предметам (понятия определяются, как правило, через другие понятия, содержание которых уже строго установлено). Эта часть опре­деления называется определяющей. Существует несколько видов определений и про­цедур, сходных с определениями.

Выделяют номинальные и реальные, явные и не­явные определения [10].

Номинальным называется определение, посредством которого взамен описания какого-либо предмета вводит­ся новый термин или имя, объясняется значение терми­на, его происхождение. Многие номинальные опреде­ления строятся без указания на существенные призна­ки предмета.

Реальным называется определение, раскрывающее существенные признаки самого предмета. Это опреде­ление через родовое и видовое отличия. Как видно, номинальные и реальные определения различаются по своим задачам: объяснить значение термина и раскрыть существенные признаки предме­та. Однако реальные и номинальные определения лег­ко преобразуются друг в друга.

Более существенный характер носят различия между явными и не-явными определениями и их разновидностями.

Явными определениями называются такие, в опре­деляющей части которых используются необходимые и существенные признаки определяемых предметов. Именно явные определения составляют основу и цель познания вещей и явлений.

Неявными определениями называются такие, в определяющей части которых используются произ­вольные, доступные признаки вещей и явлений, в том числе второстепенные, ситуативные и так далее. К ним прибегают обычно либо на начальной стадии форму­лировки понятий, либо тогда, когда отыскать суще­ственные признаки не удается. При первой возможно­сти они заменяются явными.

Когда дать определение понятиям невозможно, прибегают к другим приемам разъяснения смысла понятий, таким как:

а) описание — прием, суть которого состоит в перечислении внешних черт предмета с целью нахождения его отличий от сходных предметов. Описа­ние не ограничивается только существенными
признаками предмета, оно интересуется также
внешним и случайным;

б) характеристика — прием перечисления наиболее
важных в том или ином отношении признаков
предметов и явлений;

в) сравнение — указывает на неожиданное сходство
предметов, позволяя лучше понять их черты и свой­ства.

В отношении операции определения понятий сле­дует соблюдать ряд общих правил и избегать соответ­ствующих ошибок.

1. Определение должно быть точным, ясным, не со­держать двусмысленностей (требование закона тождества). Если обнаруживаются отступления от данного требования, то нужно переформулировать определение, заменив в нем понятие, приводящее к двусмысленности, на другое, или же полностью изменить формулировку.

2. Определение не должно быть противоречивым. Это значит, что в определяющей части не должно встре­чаться несовместимых между собой понятий (конт­рарных или контрадикторных). В противном слу­чае определение не может быть использовано в рассуждениях.

3. Определение должно быть соразмерным. Это значит, что объем определяющего понятия в точ­ности должен совпадать с объемом определяе­мого понятия. Основные ошибки, связанные с этим правилом: «слишком широкое определе­ние», когда в определяющей части указывается такое количество признаков, что они выделяют предметную область более широкую, чем объем определяемого понятия, и «слишком узкое опре­деление», когда в определяющей части присут­ствуют признаки, выделяющие лишь часть объе­ма определяемого понятия.

4. Определение не должно содержать круга. Это зна­чит, что среди понятий, которые используются в определяющей части, не должно быть определяе­мого понятия. Простейшим случаем соответствую­щей ошибки — «круг в определении» — является тавтология.

5. Определение не должно быть отрицательным. В оп­ределяющей части не должны использоваться по­нятия, которые указывают на отсутствие какого-либо признака у определяемых предметов (отрицатель­ные понятия).

6. В определении, как строгой логической операции, нельзя использовать художественные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, выражения в пе­реносном значении и т. д.). Например, «лев — царь зверей».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: