Умозаключение как форма мышления
Основная часть новых знаний получается путем выведения их из знаний уже имеющихся. Эти знания называются опосредованными или выводными данными.
Логической формой получения выводных данных является умозаключение.
Умозаключение является следующей после суждений по степени сложности разновидностью абстрактных объектов.
Умозаключение — это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, содержащее новое знание.
Не всякое сочетание суждений представляет собой умозаключение: между суждениями должна существовать определенная логическая связь, отражающая объективную связь, существующую в реальной действительности.
Рассматривая состав умозаключения, можно выделить посылки (несколько суждений, содержащие исходное знание), заключение (новое суждение, полученное логическим путем из посылок), вывод (логический переход от посылок к заключению).
Истинность заключения достигается при соблюдении правил вывода, к которым относятся следующие.
|
|
· Истинность заключения вытекает из истинности посылок умозаключения.
· Если умозаключение справедливо во всех случаях, то оно справедливо и в каждом частном случае (правило дедукции).
· Если умозаключение справедливо в некоторых частных случаях, то оно справедливо во всех случаях (правило индукции).
В зависимости от направленности логического следования, то есть по характеру связи между знанием различной степени общности, выраженному в посылках и заключении, выделяют умозаключения:
— дедуктивные;
— индуктивные;
— по аналогии (переход знания осуществляется от частного к частному).
К дедуктивным относятся умозаключения, в которых переход знания осуществляется от общего знания к частному. Дедуктивные умозаключения различаются по количеству посылок и делятся на: непосредственные (заключение выводится из одной посылки); опосредованные (в качестве посылок выступают два и более суждений). Особое внимание среди опосредованных умозаключений заслуживает дилемма — умозаключение, состоящее из трех посылок, среди которых два суждения — условные, а одно — разделительное.
Индуктивные умозаключения — это умозаключения, в которых на основании принадлежности признака отдельным предметам или частям некоторого класса делают вывод о его принадлежности классу в целом, то есть переход знания осуществляется от частного к общему.
Основной функцией индуктивных умозаключений в процессе исследования является процесс генерализации, то есть получение общих суждений. По своему содержанию и познавательной ценности эти обобщения могут различаться: от простейших обобщений, встречающихся повседневно, до эмпирических обобщений в науке. А в зависимости от полноты и законченности исследования различают полную индукцию (когда вывод о принадлежности признака классу в целом делают на основании принадлежности признака каждому элементу класса или каждой части некоторого класса) и неполную индукцию (когда вывод о принадлежности признака классу целиком делают на основании принадлежности признака некоторым элементам класса или некоторой части некоторого класса).
|
|
Для формулирования вывода о принадлежности признака всему классу явлений в индуктивных умозаключениях используются методы установления причинных связей между явлениями. К ним относятся [6]:
1. Метод единственного сходства
Заключается в рассмотрении случаев, когда наблюдается некоторое явление (допустим, а). Проведенный анализ показывает, что возникновению этого явления предшествовал набор некоторых обстоятельств, объединенных наличием общего обстоятельства (допустим, А). Из этого рассуждения можно сделать вывод о том, что причиной появления явления а является обстоятельство А.
Схематично этот метод можно представить в виде табл. 12.
5. Метод остатков. Суть этого метода заключается в том, что изучаемое явление (допустим, v) является сложным и может быть разбито на ряд простых (допустим, на а, Ъ, с, d). Известно, что возникновению явления v способствовал набор обстоятельств А, В, С, D, и что простые явления а, b, с являются следствием действия обстоятельств соответственно А, В, С. Из этого делается вывод, что оставшееся из обстоятельств D есть причина оставшегося из простых явлений d.
При применении данных методов в качестве научной методологии используются положения принципа причинности:
■ причинно-следственная связь является объективной;
■ причинно-следственная связь является всеобщей;
■ причинно-следственная связь необходимая, то есть причина в соответствующих условиях обязательно вызывает определенное следствие;
■ причина предшествует следствию во времени, однако причины и следствия не близки в пространстве и времени.
Одним из способов изучения сложного явления (иногда единственным) выступает аналогия. Дело в том, что проведение аналогии между какими-то явлениями позволяет перейти на уровень образного мышления. Вот это и есть самое важное. Человек начинает образно и конкретно, а не абстрактно и отвлеченно представлять себе предмет размышления.
Во-первых, это дает ему возможность представить явление в целостности: если для создания целостности из абстрактных понятий требуется сложная и изощренная цепь умозаключений, то образ буквально диктует взаимосвязь предметов; будучи один раз нарисованным, он в последующем остается очень устойчивым.
Во-вторых, образное мышление продуктивно по своей сути: получив картинку, человек сначала рассматривает ее поверхностно, но по мере осмысления имеет возможность проникать все глубже и глубже, самостоятельно открывая в этом образе такие закономерности, которые не были представлены ему в явном виде изначально. Возможность проникать вглубь существует за счет целостности образа: взаимосвязь предметов такова, что она неумолимо ведет за собой логику размышляющего над ней человека. Структурированность восприятия позволяет увидеть сущностное сходство многих внешне разнородных явлений. Иными словами, имея образ какого-либо явления, человек имеет возможность самостоятельно развиваться в определенном направлении. Умозаключения по аналогии — это умозаключения, где вывод о принадлежности признака единичному объекту (предмету, событию, классу) делается на основе его сходства в существенных чертах с другим уже известным единичным объектом.
|
|
Логический переход от уже известного знания к новому регулируется в выводах по аналогии правилом: если два единичных предмета сходны в определенных признаках, то они могут быть сходны и в других признаках, обнаруженных в одном из сравниваемых предметов.
По характеру уподобляемых объектов выделяют два вида аналогии: аналогия предметов (умозаключение, в котором объектом: уподобления выступают два сходных единичных предмета, а переносимым признаком — качества или свойства этих предметов) и аналогия отношений (умозаключение, в котором объектом уподобления выступают сходные отношения между двумя парами объектов, а. переносимым признаком — свойства этих отношений).
Аналогия в процессе исследования может выполнять следующие функции:
— эвристическую — позволяет открывать новые факты;
— объясняющую — служит средством объяснения явлений;
— гносеологическую — выступает в качестве средства познания.
При проведении исследования возможно применение приемов, основанных на аналогии. Среди них различают:
■ прямая аналогия («А как решаются проблемы, сходные с данной?»);
■ личная аналогия, или эмпатия («Попробуем войти в образ данного субъекта и порассуждать, какая личная аналогия или эмпатия его точки зрения»);
■ образная аналогия («Сформулируем образное определение сути проблемы в двух словах, в одной фразе»);
символическая аналогия («Как бы эту проблему попытался решить, например, Фрэнк Алджернон Каупервуд из «Финансиста» Т. Драйзера». Призовите себе в помощь любого исторического деятеля
или сказочного персонажа).
К особым видам умозаключений относятся:
— паралогизм — умозаключение, содержащее непреднамеренную ошибку. Такой вид умозаключений часто встречается в контрольных работах учащихся;
— софизм — умозаключение, содержащее преднамеренную ошибку с целью выдать ложное суждение за истинное;
|
|
— парадокс —умозаключение, доказывающее как истинность, так и ложность некоторого суждения.
Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках, то есть в чем предметы сходны друг с другом (положительный признак) или чем они друг от друга отличаются (отрицательный признак) [6].
Формируя понятия, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, признаки. В экономической науке сложились такие понятия, как «товар», «рынок», «капитал» и т. д.
Признаки, кроме положительных и отрицательных, подразделяются еще на несколько видов.
1. Существенные и несущественные признаки. Существенными называются признаки, выражающие основное содержание, качество вещей. Лишившись существенного признака, предмет перестает быть самим собой, становится другим предметом. Несущественные признаки являются второстепенными, не основными, без которых вещь может обойтись. Несущественные признаки могут приобретаться или теряться предметом, при этом предмет остается самим собой.
- Признаки-свойства (атрибутивные) и признаки-отношения (релятивные). Признаки-свойства характеризуют предметы сами по себе, они присущи предметам независимо от других предметов. При- знаки-отношения характеризуют вещи с точки зрения их связей с другими вещами.
- Отличительные и неотличительные признаки. Признаки, которые у сравниваемых предметов различные, носят название отличительных признаков, а общие — неотличительных.
Формирование понятий — сложный психологический процесс, начинающийся с образования простейших форм познания — ощущений и протекающий часто по следующей схеме: ощущения — восприятие — представление — понятие.
Обычно этот процесс разделяют на две ступени: чувственную, состоящую в образовании ощущений, восприятия и представления, и логическую, заключающуюся в переходе от представления к понятию с помощью следующих приемов: сравнение, анализ, абстрагирование, синтез и обобщение. Сущность этих приемов состоит в следующем:
— сравнение — прием сопоставления различных предметов, различных видов предметного содержания, в результате которого появляется новое знание о сходных и различных признаках сопоставляемых предметов, оформляемых в виде новых понятий (сходства и различия вещей). Сравнение также является важным условием применения уже имеющихся знаний, понятий о Предметах и явлениях, опосредованно участвуя в образовании новых понятий;
— анализ — прием предметного или мысленного расчленения, разложения предмета, предметного содержания на части, исследование особенностей выделенных частей и образование новых (частных) понятий на основе выделенных признаков частей предметов, предметного содержания;
— абстрагирование — прием отвлечения от одних сторон предметов, предметного содержания и выделения других сторон, на которых концентрируется внимание исследователя, познающего человека, что ведет к уточнению знания о предмете и образованию или уточнению понятий;
— синтез — прием предметного или мысленного разъединения каких-либо образований, в том числе частей, выделенных в ходе предшествующего анализа (на основе частных понятий), в некоторое целое, обогащенное за счет нового содержания частей (опять же, частных понятий). На основе такого соединения образуются новые понятия о целом, в том числе предварительно подвергшемся аналитическим процедурам. Эти понятия определяют новые признаки целостного предмета либо уточняют знание о ранее известных признаках целого;
— обобщение — прием предметного и мысленного распространения новых или уточненных признаков на предметы определенного класса.
Чувственная ступень в процессе формирования понятий соответствует первому этапу пути познания вообще, т. е. «живому созерцанию», и поэтому ее осуществление требует широкого применения наглядности.
Таким образом, устанавливая сходство или различие между предметами (сравнение), выделяя существенные признаки и отвлекаясь от несущественных (абстрагирование), соединяя существенные признаки (синтез) и распространяя их на все однородные предметы (обобщение), мы образуем одну из основных форм абстрактного мышления — понятие.
Важнейшими логическими характеристиками всякого понятия являются его объем и содержание. Содержанием называется совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии. Совокупность предметов, которая мыслится в понятии, называется его объемом.
Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Эта связь выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия, который устанавливает, что увеличение содержания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом, и наоборот.
Содержание понятия раскрывается с помощью определения, объем — с помощью классификации. Посредством определения и классификации отдельные понятия организуются в систему взаимосвязанных понятий.
Понятия принято делить по различным классификационным критериям на следующие виды.
1. В зависимости от количества элементов различают понятия общие и единичные, а также всеобщие (универсальные) и с нулевым объемом, или «пустые». Общие — это понятия, в объеме которых мыслится некоторая конечная совокупность предметов (дом, указ). Единичные — это понятия об отдельно взятых, единичных предметах (конкретное предприятие, например, ОАО «Владимирский тракторный завод»). Всеобщие (универсальные) — это понятия, в которых отражены признаки, присущие любым предметам и явлениям действительности. Это философские категории: «содержание», «форма», «причина», «следствие», «сущность», «явление», «возможность», «действительность» и т. п. «Пустыми», или понятиями с нулевым объемом называют понятия, в объеме которых не мыслится ни один из реально, физически существующих предметов. Например: «идеальное предприятие», «снегурочка» и т. д.
2. В зависимости от того, что отражает понятие, выделяют конкретные и абстрактные понятия. Конкретными называются понятия, в которых предметы мыслятся целиком, во всей совокупности своих основных признаков, то есть как нечто самостоятельно существующее («посредник», «человек», «наука»). Абстрактными называются понятия, в которых мыслятся отдельные признаки предметов и явлений, взятые сами по себе, как особый предмет или отношения между предметами («ответственность», «социальный», «научный», «посредничество»).
В зависимости от наличия свойств у явлений, отраженных в содержании, различают понятия положительные и отрицательные. Положительные понятия — это понятия, в содержании которых нет ни одного признака, указывающего на отсутствие чего-то у определяемых предметов. Отрицательные понятия — это понятия, в содержании которых имеется хотя бы один отрицательный признак. Отрицательность понятий нередко подчеркивается в самих их именах: «невысокий», «неправильный», «безответственность», «бездействие» и т. п. В русском языке отрицательные понятия выражаются словами с отрицательными приставками не- без-, а-, де-, ин- и др.
4. В зависимости от наличия в содержании понятий признаков-отношений выделяют понятия соотносительные и безотносительные. Соотносительными называются понятия, которые содержат признаки, указывающие на отношение одного понятия к другому. К их числу относятся предметы, существование одного из которых не мыслится вне его отношения к другому (начальник — подчиненный). Безотносительными понятиями называются такие понятия, в содержании которых нет ни одного признака-отношения, то есть в понятиях отражаются предметы, существующие раздельно и поэтому мыслящиеся сами по себе, вне связи с другими предметами. Особую систему соотносительных понятий образуют терминологические понятия, например, «стоить» и «платить».
5. В зависимости от характера элементов объемов понятий различают понятия собирательные и несобирательные. Собирательными называют понятия, в качестве элементов объемов которых мыслятся образования, состоящие из нескольких (многих), как правило, близких, связанных предметов: «бригада», «товарная продукция», «трудовой коллектив» и т. д. Эти понятия не следует смешивать с любыми другими, поскольку любые предметы состоят из частей, имеют сложную внутреннюю структуру. Несобирательными называются понятия, в которых в качестве элементов объемов мыслятся отдельно взятые, единичные, индивидуальные, пусть и сложные предметы: «сотрудник», «книга» и т. д.
Приведенная выше классификация понятий исчерпывает основные их виды, традиционно выделяемые в логике. Понятия существуют в системе знаний не изолированно друг от друга, а находятся между собой в определенных отношениях. Прежде всего, понятия вступают в отношения по объему и содержанию. Возможны следующие виды отношений:
1. Сравнимость. Выделяют сравнимые и несравнимые понятия. Сравнимыми называются понятия,
имеющие некоторые общие (интегральные) признаки, позволяющие сопоставлять эти понятия друг
с другом. Несравнимыми называют понятия, не
имеющие общих признаков. Несравнимые понятия — это понятия из различных, далеких друг от
друга предметных областей.
В логических отношениях могут находиться только сравнимые понятия.
2. Совместимость. Выделяют совместимые и несовместимые понятия. Понятия, объемы которых полностью или частично совпадают, называются совместимыми. Понятия, объемы которых не
совпадают ни полностью, ни частично, называются несовместимыми. Существует три вида отношений совместимости: равнозначность, пересечение
(перекрещивание), подчинение (субординация). Отношения между понятиями принято изображать с
помощью круговых схем.
2.1. Равнозначность. В отношениях равнозначности находятся понятия, в которых мыслится один и тот же предмет. Объемы этих понятий совпадают, хотя их содержание различно. Например, понятие «выручка от реализации продукции» и понятие «объем реализованной продукции».
2.2. Пересечение. В отношениях пересечения находятся понятия, объем одного из которых частично входит в объем другого.
2.3. Подчинение. В отношениях подчинения (субординации) находятся понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого. Например, понятие «основные средства» и понятие «основные производственные фонды», или понятие «валовая продукция» и понятие «товарная продукция». Понятие, имеющее больший объем и включающее объем другого понятия, называется подчиняющим, а понятие, имеющее меньший объем и составляющее часть объема другого понятия, — подчиненным. Если в отношении подчинения находятся два общих понятия, то подчиняющее понятие называется родом, подчиненное — видом. Если в отношении подчинения находятся общее и единичное понятия, то подчиняющее понятие является видом, а подчиненное — индивидом.
3. Несовместимость. Существует три вида отношений несовместимости: соподчинение (координация), противоположность (контрарность) и противоречие (контрадикторность).
3.1. Соподчинение. Два понятия находятся в отношении соподчинения к третьему, если они не имеют общих элементов объемов и это третье понятие оказывается подчиняющим для каждого из них.
3.2. Контрарность. В отношениях противоположности находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти же признаки отрицает, замещая их исключающими признаками.
3.3. Контрадикторность. В отношении противоречия находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти же признаки исключает. Между двумя противоречащими понятиями не может быть никакого третьего понятия.
Важнейшими логическими операциями являются операции обобщения (не смешивать со способом образования понятий на основе обобщения) и ограничения понятий, выполняемых сознательно. Обобщением понятий называется логическая операция, с помощью которой из исходного образуется новое понятие с более широким объемом путем отбрасывания (отвлечения) всех отличительных (видовых) признаков.
Суть операции обобщения заключается в том, чтобы образовать понятие с более широкой предметной областью, в рамках которой можно обозреть положение предметов, отраженных в исходных понятиях. Пределом обобщения является переход к универсальным понятиям — философским категориям; промежуточными пределами применения операции обобщения являются категории отдельных родов познания, а также отдельных наук.
Ограничением понятий называется операция, с помощью которой из исходного образуется новое понятие с меньшим объемом путем присоединения к
содержанию исходного понятия хотя бы одного отличительного (видообразующего) признака.
Суть операции ограничения заключается в том, чтобы перейти к рассмотрению особенностей более узкой предметной области или отдельно взятого уникального предмета. Через ограничение мы добиваемся конкретизации наших знаний, их применения к конкретным ситуациям. Пределом применения операции ограничения являются единичные понятия, т. е. понятия об отдельных, уникальных предметах.
Главное требование к операциям обобщения и ограничения состоит в том, чтобы присоединялись и отбрасывались (при обобщении — все без исключения) именно отличительные, видовые признаки.
Определением (дефиницией) понятия называется логическая операция, в ходе которой содержание понятия раскрывается путем перечисления признаков определяемых предметов. В языке операция определения выражается одним или несколькими простыми или сложными предложениями.
Во всяком определении выделяют две основные части:
а) понятие, содержание которого раскрывается, называется определяемым понятием;
б) понятия, которые содержат признаки, присущие определяемым предметам (понятия определяются, как правило, через другие понятия, содержание которых уже строго установлено). Эта часть определения называется определяющей. Существует несколько видов определений и процедур, сходных с определениями.
Выделяют номинальные и реальные, явные и неявные определения [10].
Номинальным называется определение, посредством которого взамен описания какого-либо предмета вводится новый термин или имя, объясняется значение термина, его происхождение. Многие номинальные определения строятся без указания на существенные признаки предмета.
Реальным называется определение, раскрывающее существенные признаки самого предмета. Это определение через родовое и видовое отличия. Как видно, номинальные и реальные определения различаются по своим задачам: объяснить значение термина и раскрыть существенные признаки предмета. Однако реальные и номинальные определения легко преобразуются друг в друга.
Более существенный характер носят различия между явными и не-явными определениями и их разновидностями.
Явными определениями называются такие, в определяющей части которых используются необходимые и существенные признаки определяемых предметов. Именно явные определения составляют основу и цель познания вещей и явлений.
Неявными определениями называются такие, в определяющей части которых используются произвольные, доступные признаки вещей и явлений, в том числе второстепенные, ситуативные и так далее. К ним прибегают обычно либо на начальной стадии формулировки понятий, либо тогда, когда отыскать существенные признаки не удается. При первой возможности они заменяются явными.
Когда дать определение понятиям невозможно, прибегают к другим приемам разъяснения смысла понятий, таким как:
а) описание — прием, суть которого состоит в перечислении внешних черт предмета с целью нахождения его отличий от сходных предметов. Описание не ограничивается только существенными
признаками предмета, оно интересуется также
внешним и случайным;
б) характеристика — прием перечисления наиболее
важных в том или ином отношении признаков
предметов и явлений;
в) сравнение — указывает на неожиданное сходство
предметов, позволяя лучше понять их черты и свойства.
В отношении операции определения понятий следует соблюдать ряд общих правил и избегать соответствующих ошибок.
1. Определение должно быть точным, ясным, не содержать двусмысленностей (требование закона тождества). Если обнаруживаются отступления от данного требования, то нужно переформулировать определение, заменив в нем понятие, приводящее к двусмысленности, на другое, или же полностью изменить формулировку.
2. Определение не должно быть противоречивым. Это значит, что в определяющей части не должно встречаться несовместимых между собой понятий (контрарных или контрадикторных). В противном случае определение не может быть использовано в рассуждениях.
3. Определение должно быть соразмерным. Это значит, что объем определяющего понятия в точности должен совпадать с объемом определяемого понятия. Основные ошибки, связанные с этим правилом: «слишком широкое определение», когда в определяющей части указывается такое количество признаков, что они выделяют предметную область более широкую, чем объем определяемого понятия, и «слишком узкое определение», когда в определяющей части присутствуют признаки, выделяющие лишь часть объема определяемого понятия.
4. Определение не должно содержать круга. Это значит, что среди понятий, которые используются в определяющей части, не должно быть определяемого понятия. Простейшим случаем соответствующей ошибки — «круг в определении» — является тавтология.
5. Определение не должно быть отрицательным. В определяющей части не должны использоваться понятия, которые указывают на отсутствие какого-либо признака у определяемых предметов (отрицательные понятия).
6. В определении, как строгой логической операции, нельзя использовать художественные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, выражения в переносном значении и т. д.). Например, «лев — царь зверей».