С суждениями тесно связана такая логическая реальность, как вопрос. Однако вопрос не является суждением, ибо для суждения характерно утверждение или отрицание чего-либо, в то время как вопрос не выражает ни утверждения, ни отрицания. Поэтому к вопросам, в отличие от суждений, неприменима истинностная характеристика: они не являются истинными или ложными. Хотя сам вопрос не выражает суждения, в основе его всегда лежит суждение или совокупность суждений.
Искусство задавать вопросы, вести мысль к правильному ответу — необходимый элемент логической культуры.
Вопрос — это выраженная в вопросительном выражении мысль, направленная на уточнение или дополнение знаний.
Структура вопроса такова: 1) исходное знание; 2) требование дополнить или уточнить эту информацию, перейти от исходного к искомому знанию. Первая часть вопроса называется его предпосылкой, или базисом. Вопросы возникают там, где есть познавательная неопределенность.
Одной из важнейших функций вопроса нужно признать коммуникативную функцию. Исключительно велика роль вопроса и как средства информационного поиска. Без вопроса нет и не может быть познания. Познавательная роль вопроса состоит в том, что он является звеном, связывающим познанное с непознанным, мостиком, перекинутым от старого знания к новому. Исследовательская функция вопроса реализуется в форме ответа на поставленный вопрос.
|
|
Постановка вопроса и поиск информации для ответа составляют вопросно-ответную форму развития знаний, которая может рассматриваться как алгоритм, определяющий основные направления проведения исследования систем управления.
Вопросы можно классифицировать по разным основаниям. Рассмотрим основные виды вопросов.
1. По отношению к теме исследования различают
вопросы по существу и вопросы не по существу.
Вопрос по существу — это мысль, базис которой прямо или косвенно связан с темой исследования. Ответ на такой вопрос уточняет или дополняет имеющуюся информацию.
Вопрос не по существу — это мысль, базис которой не имеет ни прямого, ни косвенного отношения к теме исследования.
Принятие и обсуждение, разработка вопросов не по существу часто способствует тому, что исследование уходит в сторону от решения основной проблемы. Поэтому проверка вопроса на отношение к теме исследования рассматривается как информационно-содержательная задача, решение которой определяется знанием существенных характеристик исследуемой проблемы.
2. По правильности постановки вопросы делятся на
корректные (правильно поставленные) и некорректные.
Корректный вопрос — это вопрос, предпосылкой которого является истинное и непротиворечивое знание. Корректный вопрос соответствует всем требованиям логики (определенность, точность, непротиворечивость, обоснованность).
|
|
Некорректный вопрос основан на предпосылке ложного или противоречащего суждения либо суждения, смысл которого не определен. Различают несколько типов логической некорректности вопросов:
а) бессмысленные вопросы — это вопросы, либо построенные грамматически или семантически неправильно, либо содержащие выражения, ни смысл, ни
значение которых не известны. В первом случае
все выражения, входящие в формулировку вопроса, имеют определенные смыслы или значения,
однако между этими выражениями нет согласования;
б) провокационные вопросы (улавливающие вопросы) — вопросы, предпосылки которых являются
ложными суждениями, и спрашивающий знает об
этом. При ответе на провокационный вопрос нельзяговорить «да» или «нет», нужно сказать, что вопрос является провокационным и указать на ложность его предпосылки;
в) недоопределенные вопросы — это вопросы, в формулировке которых содержатся многозначные термины,
и из контекста не ясно, в каком из значений они употребляются в данном случае. К недоопределенным
можно отнести и безотносительные вопросы;
г) тавтологичные вопросы. На вопрос данного типа
нельзя дать ответа, снижающего познавательную
определенность, поскольку таковой нет.
3. По способу запроса неизвестного различают
уточняющие и восполняющие вопросы.
Вопросы, в которых информацию требуется уточнить, называются уточняющими, закрытыми или
«ли-вопросами». Закрытыми они называются потому, что по своей форме предполагают ограниченное
количество ответов.
Вопросы, в которых выражено требование дать новую информацию, называются восполняющими или «что?-вопросами». Они называются также открытыми, так как множество ответов здесь самим вопросом не ограничено.
4. По своей структуре вопросы подразделяются на
простые и сложные.
Простым называется вопрос, который не включает других вопросов в качестве составных частей.
Сложный вопрос образуется из простых с помощью логических союзов «и», «или», «если... то». По логическим союзам устанавливается вид сложного вопроса. Сложные вопросы могут быть конъюнктивными, дизъюнктивными, импликативными, эквивалентными, а также смешанными: конъюнктивно-дизъюнктивными, импликативно-конъюнктивными.
5. По отношению к познавательной цели вопросы
могут быть подразделены на узловые и наводящие.
Вопрос является узловым, если верный ответ на него служит непосредственно достижению цели.
Вопрос является наводящим, если верный ответ каким-то образом подготавливает или приближает человека к пониманию узлового вопроса.
6. В зависимости от преобладания познавательной или коммуникативной функции различаются исследовательские и информационные вопросы. Вопросы, направленные на получение нового знания (вопросы, на которые пока еще нет ответа), называют исследовательскими.
Основная цель информационных вопросов состоит в приобретении (передаче от одного лица к другому) уже имеющихся сведений.
Правила постановки простых и сложных вопросов.
1. Вопросы следует ставить корректно. Они должны быть правильно сформулированными по содержанию и форме.
2. Вопрос формулируется кратко и ясно. Длинные, запутанные вопросы затрудняют их понимание и ответ на них.
3. Вопрос должен быть конкретным, т. е. должен указывать время, место и контекст, которые необходимо учитывать при ответе.
4. Вопрос должен быть по возможности простым. Если вопрос сложный, то его лучше разбить на несколько простых.
5. В сложных разделительных вопросах необходимо перечисление всех альтернатив. Например, в вопросе «Какой показатель используется для определения коэффициента обновления кадров: списочная численность рабочих или явочная численность рабочих?» не указана третья альтернатива — среднесписочный состав рабочих.
|
|
Ответ — это суждение, дающее информацию, запрашиваемую в вопросе. Основными функциями ответа являются: а) снятие (уменьшение) неопределенности, заключенной в вопросе, или б) указание на неправильную постановку вопроса. Различают ответы правильные и неправильные (ложные или не по существу, которые еще называют нерелевантными); прямые и косвенные; полные, неполные или избыточные; позитивные и негативные.
Основными уловками в вопросно-ответном искусстве являются:
— «подмена вопроса». Заданный вопрос заменяют другим или же ответ на один вопрос выдают за ответ на другой;
— «ошибка многих вопросов» — ошибка, которую делают, включая в один вопрос несколько вопросов, ответы на которые не могут быть одинаковы;
— «ответ вопросом на вопрос». Не желая отвечать на поставленный вопрос или испытывая затруднение в поисках ответа, оппонент ставит встречный вопрос;
— «ответ в кредит». Ответ переносят на «потом», ссылаясь на трудность вопроса, и таким образом уходят от ответа;
— «сокрытие необоснованности утверждения». Для совершения этой уловки используется предпосылка вопроса. Необоснованное утверждение выражается не явно, а в виде предпосылки вопроса. Например, вместо того, чтобы попросить обосновать целесообразность отмены налогов на недвижимость, властям задают вопрос: «Когда вы отмените налоги на недвижимость?»