Вопрос как логическая реальность

С суждениями тесно связана такая логическая реальность, как вопрос. Однако вопрос не является суждением, ибо для суждения характерно утвержде­ние или отрицание чего-либо, в то время как вопрос не выражает ни утверждения, ни отрицания. Поэтому к вопросам, в отличие от суждений, неприменима истинностная характеристика: они не являются истинными или ложными. Хотя сам вопрос не выражает сужде­ния, в основе его всегда лежит суждение или совокуп­ность суждений.

Искусство задавать вопросы, вести мысль к пра­вильному ответу — необходимый элемент логической культуры.

Вопрос — это выраженная в вопросительном вы­ражении мысль, направленная на уточнение или до­полнение знаний.

Структура вопроса такова: 1) исходное знание; 2) требование дополнить или уточнить эту информа­цию, перейти от исходного к искомому знанию. Пер­вая часть вопроса называется его предпосылкой, или базисом. Вопросы возникают там, где есть познаватель­ная неопределенность.

Одной из важнейших функций вопроса нужно признать коммуникативную функцию. Исключитель­но велика роль вопроса и как средства информаци­онного поиска. Без вопроса нет и не может быть по­знания. Познавательная роль вопроса состоит в том, что он является звеном, связывающим познанное с непознанным, мостиком, перекинутым от старого знания к новому. Исследовательская функция воп­роса реализуется в форме ответа на поставленный вопрос.

Постановка вопроса и поиск информации для от­вета составляют вопросно-ответную форму развития знаний, которая может рассматриваться как алгоритм, определяющий основные направления проведения исследования систем управления.

Вопросы можно классифицировать по разным ос­нованиям. Рассмотрим основные виды вопросов.

1. По отношению к теме исследования различают
вопросы по существу и вопросы не по существу.
Вопрос по существу — это мысль, базис которой прямо или косвенно связан с темой исследования. Ответ на такой вопрос уточняет или дополняет имею­щуюся информацию.

Вопрос не по существу — это мысль, базис кото­рой не имеет ни прямого, ни косвенного отношения к теме исследования.

Принятие и обсуждение, разработка вопросов не по существу часто способствует тому, что исследова­ние уходит в сторону от решения основной проблемы. Поэтому проверка вопроса на отношение к теме ис­следования рассматривается как информационно-со­держательная задача, решение которой определяется знанием существенных характеристик исследуемой проблемы.

2. По правильности постановки вопросы делятся на
корректные (правильно поставленные) и некоррек­тные.

Корректный вопрос — это вопрос, предпосылкой которого является истинное и непротиворечивое зна­ние. Корректный вопрос соответствует всем требова­ниям логики (определенность, точность, непротиворе­чивость, обоснованность).

Некорректный вопрос основан на предпосылке ложного или противоречащего суждения либо сужде­ния, смысл которого не определен. Различают несколь­ко типов логической некорректности вопросов:

а) бессмысленные вопросы — это вопросы, либо построенные грамматически или семантически непра­вильно, либо содержащие выражения, ни смысл, ни
значение которых не известны. В первом случае
все выражения, входящие в формулировку воп­роса, имеют определенные смыслы или значения,
однако между этими выражениями нет согласо­вания;

б) провокационные вопросы (улавливающие вопро­сы) — вопросы, предпосылки которых являются
ложными суждениями, и спрашивающий знает об
этом. При ответе на провокационный вопрос нельзяговорить «да» или «нет», нужно сказать, что вопрос является провокационным и указать на ложность его предпосылки;

в) недоопределенные вопросы — это вопросы, в форму­лировке которых содержатся многозначные термины,
и из контекста не ясно, в каком из значений они употребляются в данном случае. К недоопределенным
можно отнести и безотносительные вопросы;

г) тавтологичные вопросы. На вопрос данного типа
нельзя дать ответа, снижающего познавательную
определенность, поскольку таковой нет.

3. По способу запроса неизвестного различают
уточняющие и восполняющие вопросы.
Вопросы, в которых информацию требуется уточ­нить, называются уточняющими, закрытыми или
«ли-вопросами».
Закрытыми они называются пото­му, что по своей форме предполагают ограниченное
количество ответов.

Вопросы, в которых выражено требование дать новую информацию, называются восполняющими или «что?-вопросами». Они называются также открытыми, так как множество ответов здесь самим вопросом не ограничено.

4. По своей структуре вопросы подразделяются на
простые и сложные.

Простым называется вопрос, который не включа­ет других вопросов в качестве составных частей.

Сложный вопрос образуется из простых с помощью логических союзов «и», «или», «если... то». По логическим союзам устанавливается вид сложного вопроса. Сложные вопросы могут быть конъюнктивными, дизъ­юнктивными, импликативными, эквивалентными, а также смешанными: конъюнктивно-дизъюнктивными, импликативно-конъюнктивными.

5. По отношению к познавательной цели вопросы
могут быть подразделены на узловые и наводящие.
Вопрос является узловым, если верный ответ на него служит непосредственно достижению цели.

Вопрос является наводящим, если верный ответ каким-то образом подготавливает или приближает че­ловека к пониманию узлового вопроса.

6. В зависимости от преобладания познавательной или коммуникативной функции различаются исследовательские и информационные вопросы. Вопросы, направленные на получение нового зна­ния (вопросы, на которые пока еще нет ответа), назы­вают исследовательскими.

Основная цель информационных вопросов состоит в приобретении (передаче от одного лица к другому) уже имеющихся сведений.

Правила постановки простых и сложных вопросов.

1. Вопросы следует ставить корректно. Они должны быть правильно сформулированными по содержа­нию и форме.

2. Вопрос формулируется кратко и ясно. Длинные, запутанные вопросы затрудняют их понимание и ответ на них.

3. Вопрос должен быть конкретным, т. е. должен ука­зывать время, место и контекст, которые необхо­димо учитывать при ответе.

4. Вопрос должен быть по возможности простым. Если вопрос сложный, то его лучше разбить на не­сколько простых.

5. В сложных разделительных вопросах необходимо перечисление всех альтернатив. Например, в воп­росе «Какой показатель используется для опреде­ления коэффициента обновления кадров: списоч­ная численность рабочих или явочная численность рабочих?» не указана третья альтернатива — сред­несписочный состав рабочих.

Ответ — это суждение, дающее информацию, зап­рашиваемую в вопросе. Основными функциями отве­та являются: а) снятие (уменьшение) неопределенно­сти, заключенной в вопросе, или б) указание на не­правильную постановку вопроса. Различают ответы правильные и неправильные (ложные или не по су­ществу, которые еще называют нерелевантными); пря­мые и косвенные; полные, неполные или избыточные; позитивные и негативные.

Основными уловками в вопросно-ответном искус­стве являются:

«подмена вопроса». Заданный вопрос заменя­ют другим или же ответ на один вопрос выда­ют за ответ на другой;

— «ошибка многих вопросов» — ошибка, которую делают, включая в один вопрос несколько воп­росов, ответы на которые не могут быть одина­ковы;

«ответ вопросом на вопрос». Не желая отве­чать на поставленный вопрос или испытывая затруднение в поисках ответа, оппонент ставит встречный вопрос;

— «ответ в кредит». Ответ переносят на «по­том», ссылаясь на трудность вопроса, и таким образом уходят от ответа;

«сокрытие необоснованности утверждения». Для совершения этой уловки используется предпосылка вопроса. Необоснованное утвер­ждение выражается не явно, а в виде предпо­сылки вопроса. Например, вместо того, чтобы попросить обосновать целесообразность отме­ны налогов на недвижимость, властям задают вопрос: «Когда вы отмените налоги на недви­жимость?»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: