Методика проведения экспертизы

Таблица 1.

Социологические методы исследования систем управления

Социологические методы исследования ориентированы на выяснение мнений людей.

Существует четыре основных метода, которые позволяют дать оценку СУ (табл. 1).

Методы Преимущества Недостатки
Экспертиза. Эксперт оценивает СУ по набору критериев, затем оценки обобщаются Номинальные группы – разные сферы деятельности, но общее соприкосновение и выделение корневых проблем Зависимость от уровня квалификации эксперта и состава группы
Прямого наблюдения. Работа наблюдается менеджером или аналитиком систем: выполнение управленческих функций. Статистически обоснованные измерения оценки, выполнение управленческих функций, получение объективных данных. Работник должен быть обучен процессом наблюдения, процесс наблюдения может быть сплошным или выборочным, но не должен вносить помех в работу людей.
Собеседование или интервью. Аналитик проводит опрос по стандартному плану и выясняет особенности работы СУ. Получение информации от работников, оценка мнений, анализ недостатков. Информация может быть неточной, необходим психологический контакт возможное искажение результатов.
Анкетирование. Получение соответствующих ответов на заранее подготовленные вопросы в стандартной форме. Минимальные денежные затраты, максимальный охват, высокая достоверность результатов, отработанная техника. Качество подготовки анкет определяет правильность информации.

Экспертиза проводится по следующей схеме:

Цель и необходимые Определение Критерии оценки Процедуры

результаты состава экспертов экспертизы

оценки качественных характеристик СУ, выявление узких мест.

Анализ документации

наблюдение и общая

Процедура характеристика отчет экспертизы

экспертизы за работой организации

Беседы и встречи

(ст. руководители)

Оценка состояния фирм с точки зрения соотношения движущих и сдерживающих сил:

Движущие силы Равновесие состояния фирмы Сдерживающие силы

- ситуация на рынке - узкособственные интересы

- несоответствие структуры стратегии - низкое доверие к руководству

- несоответствие возможности - недостаточная компетентность

сбыта производительности

- ухудшение финансового состояния - конкретные интересы руководства

На основе анализа движущих и сдерживающих сил, строится диаграмма равновесия (К.Левина) и выявляются причины неравновесного состояния. На этой основе ведется поиск механизмов адаптации фирмы к изменениям внешней и внутренней среды:

ü сегментирование рынка;

ü изменение ассортимента товаров и услуг;

ü стимулирование сбыта продукции;

ü гибкое ценообразование, изменение системы мотивации, создание команды, регистрации, реинжиниринг бизнес-процессов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: