Метод организованных стратегий

Метод организованных стратегий в определенной мере помогает преодолевать инерцию мышления. В его основе лежит принцип самоуправления личности при выборе новых стратегий решения творческой задачи, принцип отстранения, т. е. рассмотрение объекта, пред­мета, процесса всякий раз с неожиданно новой точки зрения.

Эвристическими правилами метода организован­ных стратегий являются:

Спонтанность, то есть в процессе решения твор­ческой задачи записываются все спонтанно воз­никающие идеи (стратегии).

Наряду с использованием предлагаемых далее организованных стратегий, используются и про­веряются спонтанно возникающие стратегии.

Помните, что часто одна или несколько организо­ванных стратегий хорошо дополняются возникаю­щими стратегиями.

Выделяют следующие организационные стратегии.

1. Стратегия функционально-целевого анализа

ü Для чего это нужно сделать? (Анализ потребно­стей).

ü Что нужно сделать? (Каковы цели решения задачи).

ü Почему следует это сделать? (Анализ и синтез причин).

ü Где следует это сделать? (Уточнение места дей­ствия).

ü Когда это можно сделать? (Время действия).

ü С помощью чего? (Средство).

ü Как это сделать? (Метод).

2. Стратегия анализа противоречия

ü Проанализируйте противоречие как оно есть, т. е. его исходное состояние.

ü Сформулируйте суть противоречия.

ü Усильте противоречие, т. е. доведите его до степе­ни конфликта.

ü Рассмотрите противоречие в динамике с начала его возникновения.

ü Осмыслите наиболее вероятностные процедуры разрешения противоречия.

ü Проанализируйте, что произойдет, если противо­речие будет разрешаться самотеком.

ü Выявите условие, при котором можно управлять процессом разрешения противоречия.

3. Стратегия преодоления барьера

ü Устраните препятствие.

ü Обойдите препятствие.

ü Разрешите препятствие.

ü Частично воздействуйте на препятствие.

ü Усильте препятствие.

ü Преодолейте препятствие по этапам.

ü Воздействуйте на препятствие с неожиданно-но­вой позиции.

4. Стратегия использования информации

ü Используйте известную вам информацию, приме­нимую для решения данной задачи.

ü Соберите дополнительную информацию из смеж­ных видов деятельности.

ü Используйте опыт других.

ü Преобразуйте информацию с учетом специфики задачи. Избавьтесь от второстепенной задачи, если тако­вая имеется.

ü Проверьте достоверность, точность и надежность информации.

ü Используйте принципиально новую информацию.

5. Стратегия поиска идеи, противоположной обще­принятой или наиболее очевидной

ü Если в процессе решения задачи все стремились:

а) уменьшить что-то, то не лучше ли увеличить?

б) ускорить что-то, то не лучше ли замедлить?

в) расширить поле поиска, то не целесообразнее ли его сузить?

г) рассмотреть явление в статике, то не рассмотреть
ли его в динамике?

д) проанализировать прошлое, то не лучше ли осмыс­лить, что произойдет в будущем?

е) соединить элементы, то нет ли возможности оста­вить их разъединенными?

ж) решить задачу сразу, то не лучше ли решить ее по частям?

6. Стратегия оценочных суждений

ü Оцените сложность и трудность исходной ситуа­ции.

ü Уточните критерии, по которым будут оцениваться суждения.

ü Оцените результаты наиболее важных этапов ра­боты.

ü Оцените степень риска.

ü Оцените достоинства и недостатки каждого вари­анта решения.

ü Сравните и оцените наиболее оригинальные вари­анты решения задачи.

ü Сравните эталон — конечный результат — с наи­более оригинальным и оптимальным вариантом.

Для облегчения выбора методов исследования си­стем управления можно поставить классификацию методов в соответствие с классификацией систем по уровню организованности. Однако необходимо заметить, такое сопоставление является условным.

Для исследования класса хорошо организованных систем можно использовать аналитические методы, а в случае затруднений — графические методы. Классу плохо организованных систем в данной классифика­ции соответствуют статистические методы, методы, направленные на активизацию использования опыта и интуиции специалистов, логические методы, а в ка­честве вспомогательных можно использовать аналити­ческие и графические. Для исследования класса само­организующихся систем применяются теоретико-мно­жественные, логические, лингвистические и методы, направленные на активизацию использования опыта и интуиции специалистов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: