Эволюция, формы и тенденции бенчмаркинга

Большое количество авторов (Ахмед и Рафик, Уотсон, Кэмп, Кодлинг, Цачи, Фрейтаг и Холленсен, Ролстадас, Зайри и Леонард и др.) по-разному описывают происхождение концепции бенчмаркинга. Самой популярной является версия Кэмпа, который возводит бенчмаркинг к словам великого полководца Древнего Китая Сун Тзу: «Если ты знаешь своего врага и знаешь себя, тебе не нужно беспокоиться об исходе сотен битв».[13]

Изначально метод бенчмаркинга был разработан в 1972 году для оценки эффективности бизнеса Институтом стратегического планирования в Кембридже (США). Тогда исследовательская и консалтинговая организация PIMS, устанавливает, что для того, чтобы найти эффективное решение в области конкуренции, необходимо знать лучший опыт других предприятий, которые имеют успех в похожих условиях.

Исторически бенчмаркинг сначала был известен как модель с названием GAP-анализ: простая методика оценки " разрыва " (gap) между важными параметрами фирмы и желаемыми результатами (например, качества главного конкурента) использовалась для оценки слабых сторон фирмы.

Уотсон утверждал, что бенчмаркинг – это эволюционирующая концепция, которая с 40-х годов прошлого века развилась в более сложные формы, которые условно можно отнести к пяти поколениям.[14]

Первоначально принцип сравнения применялся, когда менеджеры сравнивали финансовые результаты текущего года с результатами предыдущего. Эта форма сравнения являлась ретроспективным историческим финансовым анализом. Однако, со временем стала очевидной недостаточность таких методов для нужд предприятий.[15] [16] [17]

Первое поколение бенчмаркинга (обратный инжиниринг) был продуктно ориентирован и сравнивал характеристики, функциональность и эффективность конкурирующих продуктов.[18] Олсниц утверждает, что обратный инжиниринг продукта имплицитно фокусируется только на анализе специфических функций и компонентов продукции конкурентов.[19] Ясин настаивает, что хотя обратный инжиниринг полезен при оценке чьей-либо позиции по отношению к конкуренту, обычно он не обеспечивает понимания тех методов, с помощью которых эта позиция была достигнута.[20]

Второе поколение (конкурентный бенчмаркинг) включал сравнение процессов предприятия с аналогичными у конкурентов. Он развивался в 1976-1986 гг., благодаря деятельности фирмы Ксерокс, которая сделала шаг от конкурентного анализа к конкурентному бенчмаркингу, чтобы проанализировать издержки своих подразделений в сравнении с другими компаниями.[21] Но хотя такой метод помогает выяснить производительность конкурентов, он не раскрывает возможностей превзойти их.[22]

Третье поколение бенчмаркинга развивается в период 1982-1986 гг. Идея третьего поколения (бенчмаркинг процесса, функциональный бенчмаркинг, общий бенчмаркинг) состояла в том, что учиться можно было у предприятий, которые не принадлежат к той же отрасли, что и бенчмаркер. Это в то же время позволяло без особых ограничений собирать информацию в силу отсутствия конкуренции между партнерами.[23]

Но такой подход требовал более глубокого понимания процессов и поиска сходства там, где его на первый взгляд не было. Он требовал широкой концептуализации и глубокого понимания процесса. Серьезным недостатком было и то, что при адаптации практики в ином окружении, она могла оказаться несовместимой с новым контекстом.[24]

Четвертым поколением в 90-х годах стал стратегический бенчмаркинг, который включал систематический процесс оценки возможностей, применения стратегий и улучшения хозяйственной деятельности посредством исследования и адаптации успешных стратегий внешних партнеров. Для этого вида бенчмаркинга характерна продолжительность и долговременность развития, ориентация на фундаментальные сдвиги в процессах. Эта форма бенчмаркинга акцентируется на повышении производительности через оценку альтернатив и использование успешных стратегий без рассмотрения вопросов операциональной эффективности.[25]

Вопросы стратегического бенчмаркинга в противоположность операциональному бенчмаркингу лежат в сфере построения ключевых компетенций, которые помогают обеспечить конкурентное преимущество и достигать обозначенных целей в стратегии.[26]

Саркис и Позос определяют стратегический бенчмаркинг как анализ возникающих трендов, возможностей на рынках, в процессах, технологиях и распределении товаров, которые могут повлиять на стратегические задачи фирмы. Саркис, утверждает, что подход стратегического бенчмаркинга позволяет в некоторой степени определять будущие изменения и соответствующие им меры.[27]

Пятое поколение бенчмаркинга дополнило методологию глобальным аспектом. Глобальный бенчмаркинг заключается в сравнении организаций в глобальной перспективе, в которой географическое местоположение выходит за рамки одной страны. Глобальный бенчмаркинг рассматривается как будущий инструмент организации международных обменов с учетом культурных и национальных особенностей.

Среди новейших исследований в области бенчмаркинга на роль шестого поколения претендует обучающий бенчмаркинг или бенчмаркинг компетенций. Его главная идея в том, что основанием для организационного аспекта изменений процессов являются изменения в действиях и поведении индивидов и команд. Карлоф и Остблом используют термин «бенчобучение» (benchlearning), который относится к культурным изменениям в обучающейся организации. Организации, таким образом, могут повысить свою эффективность, развивая компетенции и навыки и через обучение изменяя отношения и практики. [28]

Дальнейшие исследования Кулмаллы, МакАдама и Келли на практике подтвердили теоретические выводы и показали огромную важность совместного обучения и развития культуры компании.[29] [30]

Среди новейших тенденций бенчмаркинга можно назвать и сетевой бенчмаркинг, развитый в работах Прадо. Идея обучения от других дополнена идеей обучения вместе с другими. Ряд компаний независимо от размеров и отраслевой принадлежности могут объединиться в сеть, в рамках которой они обмениваются опытом в решении схожих проблем. [31]

Сегодня известность приобретает оригинальная концепция лид-бенчмаркинга (lead-benchmarking) Андерсон и МакАдама.[32] Современная динамичная бизнес-среда требует появления нового предиктивного типа бенчмаркинга. Бенчмаркинг должен из ретроспективной статической системы трансформироваться в более превентивную, динамичную и футуристичную. Горансон добавляет, что бенчмаркингу необходимо больше преактивных измерителей, которые обеспечивают понимание реальных процессов, в то время как ретроспективные и инактивные – нет.[33]

Преактивные оценки, измерители и показатели превентивны по своей природе. Они помогают предвидеть и отражать будущие результаты деятельности. Они необходимы для управления производительностью в организации, и они помогают обеспечивать информацию для ускоренного движения к поставленным целям. [34]

Современные организации должны быть гибкими и быстро реагировать на изменения. Время принятия решения в гиперконкурентной среде ограничено. Даже правильные решения в изменившихся условиях не имеют большой ценности, если сделаны слишком поздно. Необходимо двигаться к более дивергентному интуитивному мышлению. Такому мышлению свойственна способность быстро формулировать проблемы и интерпретировать ситуацию, воспринимать противоречия и неопределенность, постоянно изменяться.[35]

Издержки реакции на новые условия меньше, если период для адаптации больше. Прогноз изменений обеспечивает больше времени для реакции по сравнению с запаздывающими ответами на действия конкурентов. Непрерывный мониторинг бизнеса обеспечивает более продолжительный период для принятия решения, чем нерегулярный и прерывающийся.[36]

Новый подход, развитый в работах С.Масса и С.Теста, формирует концепцию КМВ-бенчмаркинга (knowledge management based benchmarking) как одного из процессов управления знаниями, в ходе которого организация приобретает явное и неявное знание из внешней среды, сопоставляет его с внутренним знанием и создает новое знание, порождающее инновации и улучшения. [37]

Бенчмаркинг является важным когнитивным процессом, который выходит за рамки простого копирования и имитации чужого опыта. Доказывается, что заимствования играют важную роль в стимуляции инноваций.[38] Важнейшей целью бенчмаркинга ставится идентификация и преодоление разрыва (gap) в знаниях. Такая система бенчмаркинга сочетает в себе управление знаниями и инновации. Три стадии бенчмаркинга (предварительный анализ, анализ, принятие решения) представляют собой элементы спирали создания знания, предложенной и дополненной в работах Нонака, Такеучи, Адриани и Холла.[39] [40]

Спираль включает следующие семь основных этапов:

· экстернализация, процесс трансформации скрытого знания в явное;

· коммуникация, передача и распространение явного знания;

· интернализация, трансформация явного знания в скрытое через контекстуализацию и интеграцию приобретенного знания с имеющимся;

· социализация, выявление и оценка скрытого знания;

· поиск и приобретение нового явного знания из внешней среды;

· поиск и приобретение нового скрытого знания из внешней среды;

· генерация нового знания.

В то же время создатели концепции считают, что фаза генерации нового оригинального знания связана с процессом бенчмаркинга лишь косвенно.

 
 


Таким образом, эволюция бенчмаркинга – это непрерывный исторически преемственный коммуникативный процесс, в ходе которого увеличиваются возможности методологии.

Если проанализировать эволюцию бенчмаркинга, то можно прийти к трем основным выводам о факторах, воздействующих на траекторию развития этой динамичной методологии:

1. Эволюция бенчмаркинга строится на расширении типологии предметов исследования. В качестве предметов бенчмаркинга в ней последовательно появляются продукт, процесс, технология, производительность (performance), стратегия, и, наконец, компетенция.

2. В процессе эволюции концепции бенчмаркинга идет постоянное расширение контекста и сферы исследования аналогий. От инактивного рассмотрения процессов в локальном масштабе в пределах собственного предприятия бенчмаркинг трансформируется в методологию перспективной оценки и сравнения глобальных стратегий и практик сетей и альянсов, конкурирующих предприятий и даже организаций из других отраслей.

3. Эволюцию бенчмаркинга стимулирует применение новых экономических, математических и философских подходов в теории и практике бенчмаркинга, среди которых можно выделить процессный и системный подходы, концепцию управления знаниями и пр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: