Принцип традукции

Традукция составляет одну из замечательных особенностей методологии бенчмаркинга. В целом бенчмаркинг является традуктивным инструментом обучения на успешных примерах в экономической сфере деятельности. Причем этот момент в других структурах принципов бенчмаркинга не отмечается. Умозаключения о причинах и факторах лучших практик в бенчмаркинге получаются на основе логики от частного через общее к другому частному, на основе методов прецедента, аналогий, рассмотрения конкретных ситуаций. В общем случае принцип традукции в бенчмаркинге раскрывается в следующих аспектах:

· идентификация и поиск аналогий;

· формирование базы данных;

· трансформация данных в информацию (трансмиссия, аккумулирование, агрегация, анализ, определение взаимозависимостей);

· сравнение;

· познание;

· обучение.

После того, как исследован объект бенчмаркинга, который предполагается улучшить, осуществляется поиск аналогий между этим объектом и другими экономическими системами. В разных видах бенчмаркинга область поиска ограничивается следующим образом:

· внутренняя среда предприятия (внутренний бенчмаркинг);

· предприятия конкурентов (конкурентный бенчмаркинг);

· отрасль или сектор (функциональный бенчмаркинг);

· любые экономические системы (общий бенчмаркинг).

Метод аналогий является базисом традуктивного принципа в бенчмаркинге. В процедурах бенчмаркинга рассматриваются именно аналогичные системы. Если нет аналогии между объектами сравнения, значит, нет и оснований для бенчмаркинга.

Для формирования базы предметных данных в общем случае используется наблюдение, так как проведение классических натурных исследований в бенчмаркинге затруднено, а подчас и невозможно. Наблюдение является важнейшим этапом в деятельность по осознания, созданию и анализу экономических феноменов без отрыва от их контекста. Наблюдение есть результат процесса, который сложным образом опосредствован предшествующим артикулированным и неартикулированным знанием субъекта бенчмаркинга, который согласно неким, подчас априорным предпосылкам, решает, что может быть наблюдаемо, а что нет. Регулировать результаты наблюдения, к сожалению, практически невозможно. Они остаются уникальными и в общем случае больше не воспроизводятся. Поэтому для бенчмаркинга особенно важна высокая эффективность на последующих стадиях обработки информации, т.е. на стадиях сравнения, анализа и интерпретации результатов.

По сравнению с наблюдениями опросы позволяют исследовать относительно широкую область проблем. Главная проблема метода в том, как ограничить цели опроса, которые определяют стратегию и интерпретацию полученной информации.

В целом именно анализ присущ методологии бенчмаркинга, так как в общем случае бенчмаркинг ориентирован не на получение моделей и концепций, а на имитацию существующих. Анализ является основой для всех последующих выводов и результатов бенчмаркинга. Определение структуры элементов и их взаимосвязей в экономических системах позволяет получить представления о механизмах достижения конкурентного превосходства и сформировать модели исследуемых объектов бенчмаркинга для дальнейшей адаптации в своей практике.

Конечной целью традуктивной логики в бенчмаркинге является всестороннее и полное познание изучаемых явлений. Бенчмаркинг на практике реализует постулат, что «все познается в сравнении». Системы сопоставляются по некой совокупности критериев, чтобы установить, почему существуют различия (gap) в характеристиках и как достигнуть их наилучшего значения. В дальнейшем анализируются причины возникновения и существования различий.

 
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: