Производной от цели являются функции

Функциональная составляющая системы государственно-административного управления

Функция – это объективно необходимое действие, налаживание связей в общей среде, деятельность, наполненная конкретным содержанием в пространстве и во времени.

В системе государственного управления функции производны от целей. Целеполагание – это процесс обоснование целей развития управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей и реальных возможностей для их наиболее полного удовлетворения.

Обоснование цели имеет свои закономерности. 1. она должна отражать потребности общества, различных социальных групп, граждан. 2. осознана всеми, кому она адресуется. 3. иметь альтернативные социальные прогнозы, они должны быть обсуждены и на этой основе структурированы по приоритетности. 4. цели должны преобразованы в программы, рассчитанные на ближайшую, средне и долгосрочную перспективу. 5. программы в свою очередь должны быть трансформированы в конкретные планы, содержащие четко обозначенные сроки реализации, ресурсное обеспечение, степень ответственности. Одним словом, обоснование целей, процесса целеполагания - это формула пяти «П»: просчитать, предвидеть, прогнозировать, программировать и планировать.

Цели можно разделить на три вида: цель - задание госорганов –это управленческие цели. Они ставятся вышестоящим субъектом управления и, как правило, закрепляются в положении, уставе, регламенте. В ней отражается назначение данной организационной структуры, место и роль в системе управления; цель - ориентация (она должна соответствовать цели-заданию); цель - самосохранения. Кроме того, цели различают как стратегические, развернутые в оперативные, а затем в тактические цели, по объему – общие и частные, по времени – отдаленные, близкие и непосредственные, по результатам – промежуточные и конечные.

Все цели должны быть обеспечены ресурсами. К ним относятся средства, методы, блага, обладание которыми и использование которых повышает способность и возможность управляющего воздействия:

- ресурс права (сюда относится и правовая культура граждан);

- ресурс демократии (самоорганизация жизни людей на основе их прав и свобод);

- ресурс организации;

- ресурс знания

Нехватка, некомплектность ресурсами, их не разумное использование, часто является причиной бед.

Функция государственного управления – это совокупная, общественно и объективно-значимая деятельность всей системы госуправления по реализации функции государства.

По объему управляющего воздействия можно выделить четыре уровня функций:

- Функции воздействия на общество в целом

- Функции той или иной ветви государственной власти, как административное управление государственными делами

- Функции конкретного государственного органа

- Функции конкретного индивидуального должностного лица

По уровню управляющих органов: функции федеральных органов власти и управления, функции регионального государственного управления, функции органов местного самоуправления.

По сфере управления функции можно классифицировать: политические, административные, специфические, отраслевые, особенные.

Функции государственного управления могут служить основание для классификации видов управленческих действий, выполняемой той или иной работы органами государственной власти и управления. При этом функции управления не следует отождествлять или смешивать с конкретными перечнями выполняемой работы. Их численность при всех повторах не должна превысить полсотни. Поэтому вызывает удивление подсчеты российской правительственной комиссии по административной реформе, содержащихся в «Концепции административной реформы РФ на 2006-2008 годах», одобренной распоряжением Правительства РФ от 25.10. 2005 г, № 1789-р. Комиссия насчитала 5634 государственных функций у 93 министерств и ведомств РФ. Из них 1468 признаны избыточными, 263 дублирующими, 868 требующими изменения.

Одно из принципиальных предложений комиссии – реорганизовать контрольно-надзорные функции. Контроль предлагается передать бизнесу, а надзор сосредоточить в нескольких надзорных органах, при этом они должны быть выведены из состава министерств.

Функции правительственной администрации определены ст. 114 Конституции РФ. Названные в ней функции не могут зависеть от политической конъюнктуры, а обязательны для реализации в административном порядке - в этом суть функций государственно-административных органов.

Функции исполнительной власти (государственно-административного управления) это совокупность юридически обоснованных, закрепленных в законодательных, иных правовых актах публично-управляющих воздействий субъектов государственно-административного управления, осуществляемых в административном порядке.

Каждый госорган выполняет определенную часть функций, которые направлены на процесс достижения цели и решения задач. Функция всегда характеризуются глаголами: осуществляет, разрабатывает, обеспечивает, рассматривает, принимает, распространяет, создает, формирует и т.д.

Функции основные, публично - управляющего воздействия, по характеру различаются на политические и административные.

Наряду с базовыми функциями государственное управление государственное управление охватывает и те, что реализуются в отдельных сферах, отраслях. Они именуются по-разному: специфические, особенные, специализированные.

Определение общих функций включает следующее основное содержание: планирование, организация, координация, регулирование, контроль, анализ.

Функции как виды управляющего воздействия взаимосвязаны с компетенцией госоргана. Компетенция – это круг полномочий какого-либо органа, лица; круг вопросов, которые они имеют право решать. Властные структуры используют различные способы определения и изменения компетенции подведомственных органов: установление компетенции, прав и обязанностей, централизация, децентрализация, деконцентрация, передача, делегирование, субсидиарность.

Распределение функций между различными уровнями власти.

Итак, управленец в своей деятельности выполняет различные функции:

- политические (издает подзаконные нормативно-правовые акты, административные предписания, убеждает коллег, подчиненных следовать определенным политико-правовым приоритетам, организует команду единомышленников, формирует определенные ценности, образцы культуры ит.д.)

- административно-распорядительные, когда расставляет кадры и дает указания императивного, бесспорного, не состязательного характера.

- опреативные, квалификационно-управленческие (информационно-аналитического, проектно-расчетного, мониторинго-контрольного, планирующего, прогностического характера).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow