Местное самоуправление в системе публичной власти

Местное самоуправление обеспечивает управляемость в местных территориальных образованиях. Выделяют три основные модели взаимоотношений государства и местного самоуправления:

Административная модель – характеризуется прямым подчинением органов местного самоуправления органам государственной власти. Она предполагает полное «выстраиванием» местного самоуправления в систему государственной власти, таким образом, местное самоуправление является продолжением государственной власти, превращается в местное управление.

Децентрализованная модель – предполагает полное отделение местного самоуправления от государственной власти, органы местного самоуправления формируются исключительно местными сообществами и решают исключительно вопросы местного значения. Местная власть в этом варианте является самостоятельной в тех пределах, в каких это определено государством, и связана в своей деятельности с ним лишь рядом общих принципов, закрепленных в законодательстве.

Дуалистическая модель – является продолжением первой и второй форм. Местное самоуправление контролируется государством в той степени, в какой местная власть участвует в решение государственных задач. В пределах собственной компетенции, определяемой законодательством, местное самоуправление является самостоятельным, действующим независимо от государственных институтов.

При выстраивании взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления следует исходить из того, что государственная власть и местное самоуправление являются по сути своей формами единой публичной власти. С учетом этого должны соблюдаться как принцип функционального единства, так и принцип институциональной самостоятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Под системой местного самоуправления понимается совокупность форм прямого волеизъявления граждан, через которые население муниципального образования реализует признаваемую и гарантируемую Конституцией РФ власть, решает, исходя из своих собственных интересов, исторических и иных местных традиций вопросы местного значения. Единство системы местного самоуправления проявляется в том, что все элементы связаны между собой отношениями руководства, подотчетности, ответственности и подконтрольности, т.е. между ними существует тесная организационная правовая связь. Элементами системы местного самоуправления выступают население, как особый субъект, непосредственные (референдум, выборы, сход граждан) и представительные (органы местного самоуправления) формы его организации.

Структура органов муниципального образования определяется на основании Конституции РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6.10. 2003 года, в котором определен закрытый их перечень, порядок формирования, полномочия, регионального законодательства. Эти вопросы находят отражение в Уставе муниципального образования.

Существуют два основных подхода к построению структур местных администраций – функциональный и программно-целевой. В действительности при построении структур местных администраций в различных долях применяются оба названных подхода, что позволяет оптимизировать структуры местных администраций.

Органы местного самоуправления можно классифицировать по следующим основаниям: способу образования (выборные и утверждаемые), объему и характеру компетенции (общей, отраслевой и межотраслевой), предметам ведения (решение местных вопросов, выполнение отдельных государственных полномочий), способу принятия решений, типу исполняемых функций (представительные, исполнительные).

В структуре органов местного самоуправления можно выделить два составляющих блока: политический (способы выборов главы МО, характер избирательной системы при выборах представительного органа, механизм формирования местной администрации, разделение общей суммы полномочий); управленческая составляющая формирует организационную структуру, кроме обязанности исполнения решений представительного органа, она имеет собственные, закрепленные уставом МО, полномочия, а также отдельными государственными полномочиями. Структура местной администрации практически целиком зависит от тех функций, которые ей предстоит выполнять, и от инфраструктуры, находящейся в ее управлении.

Анализ сложившейся структуры органов местного самоуправления различных МОЛ, многообразие форм организации и осуществления местного самоуправления позволяет выделить несколько организационных моделей в зависимости от политической составляющей: сильный глава МО – муниципальный совет, слабый глава местного самоуправления – муниципальный совет, муниципальный совет – глава администрации (управляющий).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: