Государственное управление социальной сферой

Государственное регулирование экономики

Оценка экономической эффективности

Политику, проводимую государством, можно подразделить на следующие виды: промышленную, образовательную, агропромышленную, экологическую, энергетическую и т.д.

Государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленных на обеспечение поддержание или изменения экономических явлений и их связей. Оно решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения отраслевого и регионального развития.

Необходимость государственного регулирования экономического сектора обусловлена следующими основными факторами:

· Общественным характером производства и усложнения межотраслевых связей

· Поддержание рациональных межотраслевых и межрегиональных пропорций

· Предотвращением кризиса

· Стимулированием инновационного развития и фундаментальной науки

· Защитой экономики от отрицательных последствий глобализации.

Таким образом. Главная цель государственного регулирования экономики заключается в обеспечении экономической и социальной стабильности в условиях экономического роста, укрепления существующего строя, адаптации его к изменяющимся условиям.

Органом государственного регулирования российской экономики является Министерство экономического развития и торговли РФ. Ему отводится ведущая роль в проведении социально-экономической политики, развитии предпринимательской деятельности, политики земельных отношений и территориального зонирования, а также по формированию и регулированию межгосударственных и целевых программ

Федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение бюджетной, налоговой, валютной политики является Министерство финансов РФ. Роль его состоит в разработке проектов федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета, политики в области эмиссии и размещения государственных ценных бумаг, заимствовании денежных средств.

Для реализации политики органы государственной власти используют различные методы: административные, поощрения, поддержание.

Государственная социальная политика – это составная часть внутренней политики государства по управлению общественными процессами и отношениями в социально-культурной сфере, направленная на обеспечение благополучия и всестороннее разитие граждан и общества в целом.

Государственная политика в социальной сфере базируется на следующих принципах:

· Экономическая свобода человека и признание права предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию на основе социального партнерства, доверие к регулирующей роли государства

· Ответственность государства за развитие рыночной экономики, выработку законодательства, создание условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни, социальная справедливость и социальная солидарность общества

· Гендерное равенство

· Создание условий для поддержания приемлимого уровня благосостояния

· Гарантированность прожиточного минимума

· Адресная поддержка за счет государственных средств слабозащищенных групп населения

· Социальная защищенность в экстремальных условиях

· Открытость социальной политики, предоставление общественных результатов проводимых социальных преобразований.

По масштабам социальных функций государства подразделяются на патерналистские и субсидиарные (ответственность делят с гражданами). Стратегическая цель социального управления состоит в сохранении нации, народа.

Социальная сфера жизни общества включает труд, здравоохранение, образование, культуру, материнство и детство, молодежь, пенсионное обеспечение, социальное страхование, иные социальные отношения. Полномочия в области управления отраслями социальной сферы разделены между федеральными, региональными и муниципальными органами власти.

Мировой опыт государственного управления фиксирует две модели реализации социальной политики: 1. сокрально-патерналистическую, характеризующую полной ответственностью государства за все, что связано с социальной сферой, абсолютное исключение форм участия граждан; 2. либеральную, представленную тремя вариантами –социально-демократическим, корпоративным, собственно либеральным.

Методами разработки и реализации социальной политики являются социальное целеполагание (закрепление социальных ориентиров), социальное прогнозирование (разработка прогнозов социально-экономического развития, демографическая ситуация); социальное планирование (установление минимальных государственных социальных стандартов); социальное программирование (разработка целевых программ).

Важнейшим механизмом реализации государственной социальной политики является социальная защита. Это гарантированные государственном мер, направленных на минимизацию влияния факторов, снижающих качество жизни.

Тема 7. ГОСУДАРСТВЕННО-АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК СЛОЖНОЕ СИСТЕМНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

7.1.Специфика системы государственно-административного управления

Государственно-административное управление это управление делами государства, реализация власти и управления – от центра до власти на местах, т.е. государственно-административной вертикали власти.

Система государственно-административного управления – это определенная совокупность иерархически связанных между собой органов исполнительной власти и государственно-административного управления, во взаимодействии реализующих управление государственной сферой и социальной жизни и обеспечивающих исполнение законов, конституционно -установленных прав и свобод граждан.

Государственно-административное управление имеет свою специфику. Прежде всего, она заключена в структуре. Структура – это внутреннее строение системы, форма ее организации, совокупность наиболее существенных, систематизирующих компонентов, элементов, устойчивые связи которыми обеспечивают основные свойства системы, ее целостность. Выделим основные систематизирующие подсистемы государственно-административного управления: институционнальная, нормативно-правовая, функционально-структурная, коммуникативная, кадровая, профессионально-культурная.

Специфика системы государственно-администраивного управления определяется также внешней средой, характером ее воздействия. Политическая власть, как субъект публичного управления, принимает общеобязательные согласованные политические решения и обеспечивает легитимацию для подзаконных управленческих решений. Административная власть оказывается связанной политическими решениями и ответственностью за их реализацию, зависимой от политической власти.

Но признавать политическую нейтральность аппарата государственного управления в целом нельзя.

Во-первых, бюрократическая элита активно участвует в выработке политического курса государства. Во-вторых, нередко она сама принимает ответственные политические решения:

- реализуя на практике законы, указы, иные политические решения, осуществляет управление развитием страны во всех сферах жизнедеятельности;

- обладает достаточными ресурсами и рычагами, чтобы воздействовать на выбор того или иного политического курса;

- в предоставлении многих услуг населению государственный аппарат является, по сути, монополистом, чем и объясняется его огромное управляющее воздействие на общественную и личную жизнь граждан.

В-третьих, имея четкую политическую ориентацию, высшее чиновничество соответственно направляет деятельность и регулирует состав нижестоящих эшелонов государственного аппарата.

Спецификой являются и границы подчинения администрации политической власти. Подчинение управления политической власти отнюдь не должно вести к их смещению и ни в коем случае не должно означать политизацию администрации, иначе это может привести к тоталитарному режиму. При демократическом режиме правилом является выполнение не личных предписаний политического чиновничества, а правоприменительных актов, должностных обязанностей в рамках предоставленных им полномочий. Независимость в оперативной повседневной деятельности государственного аппарата является закономерностью развития системы государственно-административного управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow