Школа и педагогическая мысль в Древней Руси. Различные типы начального обучения. Школа в 18 веке. Сущность реформирования образования в России 18 века

История воспитания и начального образования в России

Глава 10

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Определите в чем заключается сущность коррекционно-педагогического воздействия.

2. Назовите задачи, цели, средства и методы психолого-педагогических воздействий.

3. Назовите принципы и виды коррекционных педагогических воздействий.

4. Почему такие воздействия необходимы, прежде всего, для учащихся начальной школы.

5. Раскройте роль и место коррекционно-педагогических воздействий в процессе обучения.

6. Покажите роль и место коррекционно-педагогических воздействий в процессе воспитания.

7. Охарактеризуйте роль и место коррекционно-педагогических воздействий в процессе развития.

1. Абульханова – Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 1991.

2. Амонашвили Ш.А. Гуманная педагогика. – М., 2001.

3. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. – М., 1983.

4. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общению младших школьников. – М., 1989.

5. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. – М., 1995.

6. Глассер У. Школа без неудачников. – М., 1991.

7. Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. – М., 1991.

8. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 1993.

9. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей - М., 1986.

10. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону, 1997.

11. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума – М., 1991

12. Маркова А.К. Диагностика и коррекция умственного развития младших школьников. М., 1989.

13. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М., 1995.

14. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: Сфера, 1996.

15. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: Сфера, 1996.

16. Овчарова Р.В. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте. – М., 1995.

17. Овчарова Р.В. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте. – М., 1995.

18. Психолог в начальной школе: учебно-практическое пособие /Г.С. Абрамова, Г.П. Гаврилова, А.Г.Лидерс /Под ред. Андрощенко – Волгоград, 1995.

19. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. – М., 1988.

20. Фридман Л.М., Кулагина Н.Ю. Психологический справочник. – М., 1993

Историю воспитания и начального образования в Древней Руси и Русском государстве до XVII в. невозможно рассматривать вне связи с культурно-историческим развитием восточных славян, одно из первых упоминаний о которых относится к 6 в.н.э. Этот период можно разделить на 2 этапа: дохристианский и христианский.

Вначале педагогическая мысль оформлялась в виде отдельных суждений и высказываний — своеобразных педагогических заповедей. Их темой были правила поведения и отношения между родителями и детьми. До того как зародилась письменность, эти суждения имели устное бытование и до нашего времени дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений.

Истоки народной педагогики, как первого этапа развития педагогики вообще, идеалы и ценности воспитания древних славян находятся в сказках, былинах, песнях, преданиях, народных приметах и др. Они воспевали подвиги богатырей, защищавших русскую землю, воспитывали уважение к труду, гордость за свое отечество, формировали патриотическое сознание и нравственные идеалы. Затем, с появлением письменности, они обрели не иносказательную форму и стали носить характер Советов, неписаных Правил и Рекомендаций. Наследование и преемственность осуществлялись на основе народных традиций семейного воспитания, праздников, игр, устного народного творчества.

Утверждение православия на Руси в 988г. привело к его влиянию на развитие образования и педагогической мысли. Появляются первые русские школы, не только элементарные, но и повышенного типа, которые способствующие достаточно широкому распространению грамотности в русских городах, просвещению. Содержание простого начального обучения ограничивалось обучением грамоте и счету, в то время как повышенное «книжное» учение ориентировалось на византийские традиции. При княжеских дворцах создавались учреждения повышенного уровня, в которых учеников учили грамматике, диалектике и риторике («витийству»).

Истоки педагогической мысли как отражение практики обучения и воспитания обнаруживаются в таких произведениях древнерусской литературы, как «Слово о пользе учения», «Сборник афоризмов «Пчела», «Повесть временных лет», Изборники «Златоструй», «Изумруд» и др. — из них можно почерпнуть знания об особенностях образования и воспитания просвещенной Древней Руси X-XIII веков.

Особо интересно «Поучение детям» Вл. Мономаха, которое автор адресовал своим Детям и всем, кто захочет его выслушать. Большое место в памятнике древнерусской «учительной» литературы отведено прославлению труда и борьбе с ленностью. Князь учил своих детей честно и достойно исполнять главное мужское дело — защищать родную землю, не давать в обиду своих подданных. Указывал на необходимость для будущего правителя разностороннего книжного учения. В его представлении, идеал человека княжеского положения включал такие качества, как осторожность, взаимная уступчивость, послушание и «покорение» старшим, уважение прав младших, которые должны были стать основой единения Руси. «Поучение» содержит многочисленные цитаты из Псалтири, из «Поучения» Василия Великого и др. памятников книжности.

Интерес представляют разные институты воспитания и обучения, существовавшие на Руси.

Например, «кормильство» — своеобразная форма домашнего воспитания детей феодальной знати. В возрасте 5-7 лет малолетний княжич отдавался кормильцу, которого князь подбирал из числа воевод, знатных бояр. При этом кормилец выполнял несколько функций. Он был не только наставником-воспитателем, но и распоряжался делами в порученной ему отдельной волости от имени воспитанника. В обязанности кормильца входило умственное, нравственное и военно-физическое воспитание, раннее привлечение княжича к государственным делам.

Другой институт воспитания и обучения в Древней Руси — «дядьки». Дети воспитывались у брата матери, то есть у родного дяди. В свою очередь отец ребенка принимал на воспитание детей родной сестры. В результате создавались оригинальные семьи, в которых «дядьки» воспитывали племянников и племянниц. «Дядьки» были наставниками племянников, а те — первыми их помощниками.

Институт «кумовства» — трансформация «дядьки» из воспитателя племянников в своей семье в духовного и нравственного наставника детей в семье родителей. С принятием христианства «кум» и «кума» стали крестными отцом и матерью.

Позже появились школы «мастеров грамоты». Мастера грамоты были главными лицами народного просвещения и подготовки духовенства, сделавшие промысел из обучения грамоте. Как правило, они основывали школы: в семье, в домах учителей, при монастырях и церквях. Причем начало и сроки, время и место обучения, состав учащихся не были постоянными, они зависели от обстоятельств, потребностей обучающихся и возможностей самих мастеров грамоты.

В древнерусской педагогической традиции переплетались любовь к человеку и установка на смирение, которое позволяло избавиться от греховности и приобрести добродетель, полностью доверяясь наставнику как духовному отцу. В 17 в. под влиянием западно-русской учёности и расширявшихся контактов России с Западом возникают Львовская и др. братские школы, Киево-Могилянская академия. Братские школы были оригинальны и по форме, и по содержанию своей деятельности. Теоретические положения Устава Луцкой братской школы были выдвинуты и апробированы значительно раньше, чем классно-урочная система у Я.А. Коменского. По свидетельству Ключевского в этот период завершается становление русской педагогики как науки о христианском жительстве (строение душевное, строение домовное, строение гражданское), она отражается в текстах Священного Писания, «Домострое», «Гражданстве обычаев детских».

XVIII в. занимает особое место в истории образования в России: именно в этом веке была создана светская школа, сделана попытка организовать государственную систему народного образования, впервые были разработаны в теории и применены на практике основы светского обучения и воспитания детей.

В развитии школы и просвещения XVIII в. выделяются четыре периода:

1 период охватывает первую четверть XVIII в. Это время просветительских реформ Петра 1, время создания первых светских школ, дававших начальные практические знания, необходимые для реформ разных сторон жизни общества. Создание Академии паук, университета и гимназий при ней (С.-Петербург).

2 период — 1730-е — 1765 г. — возникновение закрытых сословных дворянских учебных заведений, формирование системы дворянского образования и одновременно борьба М. Ломоносова за общенародное образование, создание Московского университета.

3 период — 1766—1782 г.г. — развитие просветительских педагогических идей, возрастающая роль Московского университета, осознание необходимости государственной системы народного образования, реформы учебных заведений.

4 период — школьная реформа 1782—1786 гг. — первая попытка создания государственной системы народного образования.

В ходе реформ Петра Великого (начало 18 в.) внедрение западной культуры стало делом государственной политики, в т. ч. и в сфере образования. Эти реформы были направлены на укрепление государственного устройства и утверждение абсолютной монархии. Вместе с тем православие осталось в течение почти двух последовавших веков доминантой духовной жизни большинства населения России, во многом определяя характер и российской педагогики.

Экономические и политические преобразования в России потребовали большого количества специалистов разного уровня, что привело и к реформе просвещения, появлению духовного и светского (профессионального) образования. Профессиональная направленность новой организации образования являлась его главной характеристикой (школа математических и навигацких наук, артиллерийская, хирургическая и инженерная школы, цифирные школы, горнозаводские школы и т.п.).

Реформы в области образования проводились в основном выпускниками Киево-Могилянской и Московской академий, получившими образование, приближавшееся к западно-европейскому. Благодаря активной деятельности Петра I открывается Российская академия наук, готовится к открытию Московский университет, получивший в дальнейшем имя М.В. Ломоносова. Реформы Петра 1 в области образования привносят в содержание образования характеристики воинской дисциплины и полного безоговорочного подчинения уставу, что связано с приравниванием обучения в государственных школах к военной службе. Латынь распространяется как язык науки. Важным событием в жизни России было учреждение в Петербурге Академии наук в 1725г. Ее задачей была не только забота о «размножении наук», но и подготовка ученых и образованных людей. При Академии предусматривалось иметь университет и гимназию.

После смерти Петра I проводятся различные преобразования учебных заведений, которые были вызваны следующими причинами. В 30-х г.г. дворянство предъявило властям требование отменить установленный Петром I порядок военной службы: разрешить дворянским юношам поступать на военную службу в офицерском чине, минуя тяжелую «солдатскою школу», которая казалась им унизительной. Такое право дворяне получали. Поэтому возникла необходимость обучения детей военному делу «с малых лет». С этой целью были открыты шляхетские кадетские корпуса: Морской и Сухопутный (1732). На базе Морской академии учрежден бил Морской шляхетский корпус, а школа математических и навигационных наук ликвидирована, дворяне из нее переведены в Морской корпус, дети же «разных чинов» переданы в различные службы.

В 1755г. был учрежден Московский университет. План университета и даже программу преподавания составил и разработал М.В. Ломоносов. Открытие Московского университета стало воплощением мечты Ломоносова о демократической высшей школе, доступ к которой был открыт для представителей разных сословий. Но университет не сразу обрел силу, так как попросту не было еще подготовленных людей, которые могли бы учиться в нем. Да и дворянство стало отдавать предпочтение сословным учебно-воспитательным учреждениям, открытым в середине века и сулившим, в отличие от университета, военную или гражданскую карьеру. При открытии университета в нем числилось 100 студентов; 30 лет спустя в нем было лишь 82 студента. В 1765г. значился по спискам один студент на всем юридическом факультете; несколько лет спустя уцелел один на медицинском. Во все царствование Екатерины ни один медик не получил ученого диплома, т.е. не выдержал экзамена. Лекции читались на французском или латинском языках. Высшее дворянство неохотно шло в университет; один из современников говорит, что в нем не только нельзя было научиться чему-нибудь, но и можно утратить приобретенные дома добропорядочные манеры. Так не удалась в это время цель Петра I — привить дворянству «обучение гражданству и экономии».

Влияние европейской культуры эпохи Просвещения на соответствующие процессы в России времён Екатерины II способствует распространению в русском обществе идей свободы и гуманизма в воспитании, которые, по утверждению В.П. Вахтерова, остаются в пределах теории. Во 2-й пол. 18 в. под непосредственным воздействием французского Просвещения идею «душевного строения» сменила в официальных декларациях установка на выращивание новой «породы людей». Многие идеи европейского Просвещения были восприняты самодержавной властью и использовались ею для укрепления своей внутренней политики. Положив в основу создаваемой ею российской системы воспитания и образования сословный принцип, Екатерина II использовала идею французского Просвещения об изоляции ребенка от общества в период его обучения. Сеть учебных заведений России с конца 18 в. строилась по западно-европейским моделям. Так, И.И. Бецкой провел преобразование петербургских кадетских корпусов и основал при Смольном монастыре Вольное общество благородных девиц (1764). Благодаря ему, в Москве и Петербурге появились воспитательные дома, положившие начало педагогике социального призрения. Общим для всех школ этого периода была их закрытость. Под руководством Ф.И. Янковича был выработан проект системы массовой школы.

Артиллерийская и Инженерная школы, созданные при Петре I в Петербурге, были объединены; они также стали сословным учебным заведением. В новой Артиллерийской и инженерной школе был введен широкий круг общеобразовательных предметов. Круг преподаваемых наук расширился как за счет введения математических дисциплин, химии, физики, истории, географии, иностранных языков, так и введения рисования, фейерверочного искусства, танцев.

Воспитание во всех этих заведениях заключалось во внушении правил нравственности, амбиции, субординации; наказания — различны, вплоть до розг; в присутствии всех воспитанников. Введены были и меры поощрения: серебряные и позолоченные медали с изображением на лицевой стороне вензеля Императрицы Екатерины II — для отличников. По образцу версальского был учрежден пажеский корпус для обучения и воспитания детей дворянской знати. Он состоял из трех классов по 50 человек в каждом и одного высшего (камер-пажеского) класса на 16 человек.

В целом образовательная реформа Екатерины II привела к появлению наряду с профессиональными и научными учреждениями, созданными в петровскую эпоху, закрытых дворянских учебных заведений, стимулировавших интерес дворянства к образованию, и была сделан очередная попытка создания преемственной многоступенчатой народной школы, началась подготовка учителей и т.д. Все это послужило основой для создания уже в 19 в. Централизованной государственной системы образования.

Организация школьного дела сталкивалась со многими трудностями, обусловленными спецификой России: протяжённостью и, значит, разнообразием территории, многонациональным и многоконфессиональным составом населения, преобладанием в нём крестьянства (часть его находилась в крепостной зависимости от помещиков и церкви), патриархальный быт которого не стимулировал школьное обучение детей.

Вопросы и задания

1. Расскажите о зарождении и развитии российской педагогики.

2. Какие периоды выделяются в развитии русской школы и просвещения XVIII в.?

3. Раскройте сущность и содержание образовательных реформ XVIII в.

4. На что были направлены просветительские реформы Петра 1?

5. Дайте характеристику основным типам школ, возникших во второй половине 18 в..

10.2. Школа и педагогика в России 19 ¾ начала 20 веков. Вклад выдающихся российских педагогов и общественных деятелей в развитие народной начальной школы и педагогической теории. Идеи свободного воспитания в начальном образовании

19 век для России ознаменовался вступлением на престол Александра 1, провозгласившего курс на продолжение начавшихся ранее просветительских реформ. В России завершилось создание централизованной государственной системы образования. В соответствии с «Уставом учебных заведений, подведомственных университетам» 1804г. основными звеньями системы образования стали преемственные учебные заведения: приходские и уездные училища, гимназии, университеты. Вся Россия была поделена на шесть учебных округов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Виленский, Дерптский. Во главе каждого округа стоял университет, в обязанности которого помимо учебно-научных функций, входила необходимость методического и инспекторского контроля. С нач.60-х гг. началась подготовка новой школьной реформы. После восшествия на престол Николая 1 (1825-1855) внимание государства к вопросам воспитания усилилось. В манифесте о завершении дела декабристов царь высказал мысль, что главной причиной восстания были недостатки воспитания. Российское общество было обеспокоено положением дел в сфере образования и просвещения. С начала 60-х гг. 19в. началась подготовка новой школьной реформы. Появляются женские училища, реформируется система начального и среднего образования. В «Положении начальных народных училищах» четко обозначена их цель – утверждение в народе религиозных и нравственных понятий и распространение первоначальных полезных знаний. Срок обучения в этих училищах не был ограничен, как не был ограничен и возраст учащихся. Позднее на базе приходских училищ создавались двухклассные начальные училища и городские училища. При этом самым распространенным типом начальной школы осталась церковно-приходская школа, курс обучения в которой, как правило, был рассчитан на два года. Можно по-разному оценивать значение деятельности этих школ, но именно они были наиболее доступными формами получения начального образования для крестьянских детей. Бурная общественно-педагогическая жизнь 40 – 60-х гг. стимулировала процесс создания специальных учебных заведений, готовящих учителей.

Трудами русских учёных и педагогов 19 ¾ начала 20 веков была создана оригинальная учебная литература, разработана методика по многим школьных курсам. В российской педагогике обозначился ряд тенденций, отразивших противоречия социокультурного развития страны. На традиции православного воспитания ориентировались славянофилы и их последователи. Не принимая западного рационализма и индивидуализма, они видели специфику российского образования в целостном развитии нравственно-религиозного чувства, в котором значительное место отводилось идеям «софийности», соборности.

Сторонники западнической и «государственнической» линий придерживались европейских педагогических теорий как основы общего начального и классического образования. Этой линией связана полемика о главном приоритете школы — воспитании человека или воспитании гражданина. В этом русле велись поиски включения в систему российского образования нерусских народов России. Попыткой конструктивного синтеза этих линий стала гуманистическая тенденция, ярко проявившаяся в период подготовки и осуществления реформ 60-х гг. 19 в., когда проблемы образования привлекли внимание деятелей земств, технической и высшей школы.

Во 2-й половине 19 в. началось оформление российской теоретической педагогики на основе антропологии и психологии. Труды К.Д. Ушинского («Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», «О народности в общественном воспитании», «Труд в его психическом и воспитательном значении», «О пользе педагогической литературы» и др.) стали ценным опытом создания целостной системы педагогического человекознания, фундаментом самобытной теории, связанной с православной образовательной традицией. К.Д. Ушинского по праву называют основателем научной педагогики в России. Применительно к России К.Д. Ушинский выделил три принципа воспитания: народность, христианскую духовность и науку. Идея народности воспитания и образования является одной из ведущих педагогических идей К.Д. Ушинского. Основным фактом, из которого он исходит, является наличие у всех народов своей национальной системы воспитания, в основе которой лежит особый принцип, определяющий образовательную систему и сообщающий ей ее специфический характер. Установив факт различия образовательных систем отдельных народов, К.Д.Ушинский сделал вывод о том, что русский народ остается необразованным, потому что не имеет своей системы воспитания, а ограничивается подражанием другим образцам. И призывает создать свою национальную систему воспитания, отвечающую стремлениям народа, у которого есть своя история, мечты, желания, идеалы. По его мнению, воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа: «Народ без народности – тело без души». При этом его трактовка принципа народности в образовании не означает замкнутости и изолированности от других культур – речь идет о методологическом соотношении национального и общечеловеческого.

К.Д. Ушинский большое значение в воспитании придавал труду, который по его мнению, выступает ведущим фактором развития личности. Основой нравственного воспитания К.Д. Ушинский считал религию, которую он понимал, прежде всего, как залог нравственной чистоты. Общими идеалами воспитания он назвал воспитание патриотизма, человечности, любви к труду, воли, честности, правдивости, чувства прекрасного. В качестве основополагающих духовных начал русского народа им была выделена «патриархальная нравственность» - вера в правду и добро. Основное средство умственного, нравственного и физического развития личности К.Д. Ушинский видел в обучении, которое решает двоякую задачу – образовательную и воспитательную. Также К.Д. Ушинский разработал учение о двухуровневой дидактике: общей и частной. Общая дидактика занимается базовыми принципами и методами обучения, а частная дидактика использует эти принципы и методы в отношении отдельных учебных дисциплин. Особенно удалось К.Д. Ушинскому теоретико-методическое сочетание общей и частной дидактик в концепции первоначального обучения родному языку. В работах «Родное слово», «Детский мир» и др. Дидактический материал выстроен в постепенном усложнении, на основе звуковой среды. По учебникам К.Д. Ушинского училось не одно поколение детей. Они выдержали несколько переизданий, в том числе и в советское время.

К.Д. Ушинский выделял два фактора воспитательного воздействия на ребенка – семья и личность учителя. Личность учителя, по мнению К.Д. Ушинского, обладает такой воспитательной силой, которую не заменят ни учебники, ни морализирование, ни наказания и поощрения. К.Д. Ушинский охватил своим творчеством практически все основные аспекты педагогической теории, разработал лучшую для того врмемени методику начального обучения.

Л.Н. Толстой под влиянием Ж.-Ж. Руссо в 60-70-х г.г. 19 в. заложил основы отечественной теории «свободного воспитания». Педагогические идеи Л.Н.Толстого были реализованы в практике работы Яснополянской школы. Среди них можно выделить следующие: единство воспитания и обучения, приобщение ребенка к нравственно-религиозному началу, закаливание и развитие физических качеств в народных играх и на природе, развитие способности самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать, творческое развитие ребенка.

Методические взгляды Л.Н.Толстого включают

a отрицание универсальности методов обучения,

a выбор методов на основе потребностей учеников,

a опора на живое слово учителя,

a буквослагательный метод обучения русскому языку.

Широко известны до сих пор учебные книги Л.Н.Толстого: «Азбука», «Новая азбука», «Русские книги для чтения», которые содержат как лучшие образцы устного народного творчества (пословицы, поговорки, сказки), так и написанные Л.Н. Толстым рассказы («Филиппок», «Косточка», «Прыжок», «Лев и собачка» и др.).

В конце 19-го − начале 20-го в.в. в российской педагогике утвердились свои варианты характерных для Запада педагогических парадигм:

û «школы учёбы» (В.П. Вахтеров, А.Ф. Каптерев),

û «трудовой школы» (П.П. Блонский, С.А. Левитин),

û «свободного воспитания» (К.Н. Вентцель, И.И. Горбунов-Посадов).

Характеризуя русскую педагогику нач.20в., В.В. Зеньковский отмечал критическое отношение к устоям прежней педагогики и, прежде всего, во имя личности ребёнка, во имя освобождения ребёнка от пут, которые мешают его «естественному» развитию. Проблема воспитания отодвигает постепенно проблему образования, и в связи с этим первоначально слабое, но потом всё более развивающееся стремление к целостности в воспитательном воздействии на ребёнка. Этот мотив целостности имеет огромное значение в русском педагогическом сознании, т.к. он примыкает к однородному мотиву в русской философии, горячо стоявшей за идею целостной личности.

Проблемы образования, выделенные русскими философами 19-20 в.в., актуальны в современной социокультурной ситуации. Сопоставляя некоторые суждения выдающихся философов прошлого с реальностями окружающей нас действительности, мы можем взять то, что является полезным для решения современных социально-педагогических проблем, найти немало интересных профессиональных советов, которые могут оказать существенную помощь в обучении и воспитании растущего человека. Педагогическая сущность русской философии заключается в особом понимании истины как нравственной правоты, поиск нравственного основания жизни.

Воспитание и образование для В.В. Розанова слитны и неразделимы: сообразуясь с общечеловеческими идеалами, он ищет пути нравственного и духовного оздоровления всего русского общества.

В основу философского подхода Н.А. Бердяева легла триада идей: свобода, творчество, личность. Именно свободное волеизъявление личности и её творческое начало, по его мнению, является первоисточником бытия, а человек как микрокосм заключает в себе всё. Поражают мысли Н.Бердяева о человеке как существе многоэтажном и противоречивом. Личность – категория духа, отмечает философ, она более таинственна, чем мир, поэтому общество есть часть личности. Цель человеческой жизни по Н.А. Бердяеву – соответствие библейским заповедям и свободное творчество, поэтому педагогические усилия должны быть направлены не на исправление человека, а на его развитие. Он считал, что все люди способны, поскольку творчество как выход за пределы обыденности есть выражение потенциальной гениальности каждого человека. Тем самым, по существу, раскрывается и безграничность его возможностей. Н. Бердяев выделяет несколько периодов творчества - от созерцания прекрасного через отход от подражания и умение создавать своё, принимая опыт других, к обращению внутрь себя и духовному взлёту, стремлению к совершенству.

П.А. Флоренский выступает против культа человека, не ограниченного в деятельности и правах высшими, надчеловеческими духовными ценностями. По его мнению, это приводит в области искусства к культу крайнего индивидуализма, в области науки – к культу оторванного от жизни знания, в области хозяйствования – к культу хищничества, в области политики – к культу личности. Он проповедует среди нравственных ценностей следующие:

a не стремиться к власти, богатству, влиянию; быть добрым и внимательным к людям, не подменять доброту и истинную помощь людям благотворительностью;

a не завидовать, зависть порождает пороки (злобу, мелочность, интриги, сплетни);

a не осуждать других, особенно старших себя, не заниматься пересудами; свои дела надо делать как можно лучше, из своих дел надо стремиться извлечь пользу, назидание и питание для души, «чтобы ни одна минута… не утекала мимо вас без значения и содержания»;

a не позволять себе мыслить небрежно, «мысль – Божий дар и требует ухода за собою. Быть отчётливым и отчётным в своей мысли – это залог духовной свободы и радости мысли».

В.В. Соловьёв считает, что жизнь любого народа представляет лишь определённое участие в общей жизни человечества. «Идея нации есть не то, что она думает о себе, но то, что Бог думает о ней в вечности». Он верил в абсолютное значение нравственных ценностей, но особое место среди них отводил понятию добра: «Выяснить всё, что разум, возбуждаемый опытом, мыслит в этом понятии, и тем самым дать определённый ответ на главный для нас вопрос о должном содержании или смысле нашей жизни».

Человечность философии И.А. Ильина проявляется в его убеждении о том, что только путем духовного воспитания человека можно обуздать зло как в обществе, так и в отдельном человеке. Целью духовного воспитания, по И.А. Ильину, является очищение личности от «социального мусора», противоречащего законам бытия, того, что привнесено в него из внешнего мира. «Воспитать человека – значит, прежде всего, пробудить в нем духовные переживания и открыть ему доступ к духовному опыту. Только в этом опыте человек может постигнуть, что такое любовь, какова ее глубина и сила и в чем ее священное значение… Только здесь он может научиться отличать добро от зла; услышать в самом себе голос совести; постигнуть, что такое благородство, честь и служение… только он может указать человеку, что есть подлинно главное и ценнейшее в его жизни; дать ему нечто такое, чем стоит жить, за что стоит нести жертвы, бороться и умереть».

Несмотря на то, что специальных работ по педагогике у И.А. Ильина как и у других русских философов нет, его огромное философское наследие пронизано мыслями об образовании. «Ни таланту, ни гению научить нельзя; но культуре духа, духовной концентрации, систематической интуиции, творческому акту можно и должно учить». Основная задача воспитания, как отмечает И.А. Ильин, «… не в наполнении памяти и не в образовании «интеллекта», а в зажигании сердца». В современной социальной ситуации агрессивной бездуховности ни один думающий педагог не сможет обойтись без призыва этого удивительного философа: «Кто желает воспитать ребенка, тот должен пробудить и укрепить в нем духовность его инстинкта», поскольку образование без воспитания – дело ложное и опасное. Однако отсюда возникает и проблема для учителя - как перевести изучение явлений жизни во внутреннее целостное переживание и проживание учащегося, чтобы он рос вместе с познанием предмета, становясь Человеком, а не функцией рассудка и памяти. Совершенно очевидно, что это требует от учителя величия и благородства души.

Вопросы и задания

1. Назовите основные звенья системы образования в России в соответствии с «Уставом учебных заведений, подведомственных университетам» 1804г.

2. Охарактеризуйте основные типы учебных заведений для начального образования.

3. На основе чего во 2-й половине 19 в. началось оформление российской теоретической педагогики.

4. Чем характеризуется общественное управление образованием?

5. Раскройте содержание деятельности общественных органов уп­равления в школе.

6. Что означает система принципов управления педагогическими си­стемами? В чем выражается их взаимосвязь и взаимодействие?

7. Дайте характеристику основных компонентов школы как систе­мы и объекта научного управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: