Онтология Августина

Основные идеи Августина Аврелия.

Исходной точкой бытия, по Августину, является бытие Божье. Бог превышает понятие субстанция, все другие понятия, но разум прибегает к понятиям, чтобы осмыслить Бога как запредельный и несказанный свет. Бог – всемогущий Абсолют, не слит с природой (дуализм). Бог создаёт мир по доброй воле из ничего. Бог не зависит от созданного им мира. Бог – наивысшее благо и любовь – сотворил человека и наделил его душой. Цель жизни – познать Бога. Таким образом, мы видим, что онтология Августина тесно связана с антропологией и гносеологией. Бог и душа являются главными темами его размышлений (познай Бога и собственную душу; Бога – через душу, душу – через Бога). Человек интересует Августина с точки зрения отдельности и богоподобия собственного "я". Человек – это, главным образом, душа, ею обладают только люди. Души творятся Богом заново каждый раз, когда должен родиться человек. Душа вечна, несмотря на свою сотворённость. т.к. она не материальна, не пространственна, не состоит из частей.

В соответствии с догматом о троичности Бога, человек Августина также обладает троякой природой: он есть единство ума, воли и памяти. Эти способности присущи душе. Погружение в глубины индивидуального "я" описывается мыслителем в 13 книгах "Исповеди". Это новое явление в философии. Дохристианские философы стеснялись говорить о себе, т.к. в их представлении следовало стыдиться тела, "темницы души " (Сократ, Платон), душу же они представляли как душу "вообще ". Различие лишь в степени разумности душ, т.е. степени приобщённости к Богу. Августин вводит в философию понятие "внутренний человек". Проникая в глубины собственного "я", человек движется к Богу. На этом пути не может быть конца, всегда остаётся что-то непознанное. Но, следуя внутрь себя, человек сталкивается с противоречивостью внутреннего "я". Камнем преткновения становится достижение абсолютной искренности перед собой и Богом. И здесь человек должен максимально сконцентрироваться и осознать необходимость избавления от фальши и лицемерия. Это чрезвычайно важный момент для человека: "Я ошибаюсь, следовательно, я существую". Этот тезис Августин кладёт в основу своей теории познания (гносеологии).

Итак: человек в процессе самопознания сталкивается с затруднением. Но эта трудность преодолима. Человек, склонный обычно к самообману выясняет, что это невозможно в моменты прозрений. Прозрение предваряется внутренней борьбой, связанной с каким-либо драматическим эпизодом в жизни человека. Его душевные муки, продиктованные борьбой воли и желания обостряются до предела. Почему так происходит? По Августину, это свидетельство столкновения божественной воли с самоволием человека. Преодолевается такое мучительное состояние усилием человеческой воли, подчиняющей себя добровольно воле Бога.

ü Так божественная воля становится внутренней основой человеческого жития.

ü Так достигается гармоничный образ человека, созданного по "образу и подобию Божьему".

Таким образом, путь познания – это восхождение ведомого верой разума к Богу.

Вот как об этом говорит сам Августин:

"Поздно полюбил я тебя! Вот Ты был во мне, а я – был во внешнем и там искал Тебя, в этот благообразный мир, Тобою созданный, вламывался я безобразный. Со мной был Ты, с Тобой я не был. Вдали от тебя держал меня мир, которого бы не было, не будь он в тебе. Ты позвал, крикнул и прорвал глухоту мою; Ты сверкнул, засиял и прогнал слепоту мою " ("Исповедь").


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: