Лекция 2. Модуль ОП
Отношение к себе
Отношение к старшим, коллегам, подчиненным
Отношение к работе
2.1. Усердие
2.2. Ответственность, исполнение долга
2.3. Бережливость, аккуратность, терпеливость
2.4. Чувство гордости за свою работу
3.1. Сотрудничество
3.2. Приязнь и учтивость
4.1. Здоровье
4.2. Прилежание
4.3. Бодрость
4.4. Моральная устойчивость.
Высокие моральные качества сотрудников как залог процветания корпорации являются предметом постоянной заботы. Так, в компании «Мацусита электрик» на то, чтобы дать новым работникам техническую квалификацию, вдохновить их философией, целями и политикой компании, тратится около восьми месяцев. Таков, собственно адаптационный период для новичков этой кампании, включающий и профессиональную, и социальную адаптацию, и включение в структуру собственных ценностей, целей, основных элементов культуры компании. Это воспитание сочетается с прозрачным планированием и экономикой фирмы, с ритуалами и другими условиями внедрения и поддержания корпоративной культуры, ее проникновения в психику персонала, его мотивацию.
1.2.3. Основные принципы регулирования поведения
Ньюстром, Дэвис, с. 125:
Основные практические принципы стратегии регулирования поведения
1. Определите конкретные характеристики желаемого поведения.
2. Убедитесь, что ожидаемое поведение находится в рамках возможностей работника.
3. Примите решение об интенсивности и размерах ценных для работников поощрений, которые будут способствовать изменению их поведения.
4. Какая связь между желаемым поведением и поощрениями?
5. Используйте положительное подкрепление во всех случаях, когда это возможно.
6. Наказания применяются только в исключительных случаях и для определенных типов поведения.
7. Для развития желаемого поведения используйте методику формирования (поощрять даже самые маленькие успехи).
8. Постарайтесь до минимума сократить интервал между правильным поступком или действием сотрудника и поощрением.
9. Подкрепление должно осуществляться достаточно часто в соответствии с выбранным графиком.
Развитие взглядов на работника. Модели ОП (отношение менеджеров к работникам)
Говорящее орудие (вдопромышленную эпоху, во времена рабства) – Рабочие руки – Рабсила – Трудовые ресурсы – Человеческие ресурсы (в СССР – кадры) – Персонал.
В основе моделей ОП лежат две теории: теория Х и теория У.
1. Большинство работников ленивы, пассивны и стараются всеми силами «увильнуть» от работы.
2. Работники нечестолюбивы, предпочитают быть ведомыми, избегать ответственности (ответственной работы, не хотят ни за что отвечать).
3. Они эгоцентричны (эгоцентризм – высшее проявление эгоизма. Эгоизм – себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих), т.е. их не заботят интересы организации; они сопротивляются переменам.
4. Доминирующая потребность – потребность в экономической безопасности (в сохранении рабочего места и в зарплате).
Роль менеджера заключается в принуждении к труду угрозами и наказаниями, жёстком контроле за их трудовым поведением.