Тема: Назначение аналитической работы в планировании сбыта

► Для того чтобы составить качественную сбытовую программу, необходимо провести большую аналитическую работу, которая включает исследование рынка и выявление всех факторов, имеющих значение для успешной реализации продукции. Аналитическую ра­боту проводит планово-экономический отдел совместно с информа­ционно-аналитической службой предприятия и его отделом сбыта.

► Данная аналитическая работа предполагает ответ на вопрос: как достичь наибольшей эффективности сбыта продукции. При этом анализируется не только способ производства, срок службы, упаков­ка и стиль изделия, правила пользования, но также объем оборота, прибыль от продажи, конкурентоспособность, скорость продажи.

► Кроме того, исследование рынка включает в себя всесторонний анализ потребителя (его характеристика, требования к продукции), его мотиваций (предпочтения, условия приобретения продукции) и потребностей, а также сезонных колебаний спроса, эффективно­сти сбытовых организаций, рекламы, деятельности конкурентов.

► Аналитическая работа также охватывает взаимоотношения контрагентов (торговых партнеров) в процессе товародвижения (сбыта) продукции. Стратегически это выражается в построении вертикальных управляемых систем (вертикальной интеграции). Важно ответить на вопрос, какое звено в системе товародвижения контролирует сбыт и диктует условия своим контрагентам. В зави­симости от этого выстраиваются схемы взаимоотношений пред­приятия со своими торговыми партнерами (заключение договоров, предоставление скидок и других льгот и пр.).

► В ходе аналитической работы оцениваются возможные альтер­нативы организации сбыта продукции: каким образом будет организован сбыт — самостоятельно или через независимые сбытовые организации; насколько различные формы сбыта позволяют решать предприятию стратегические задачи,

► Только систематическое исследование рынка дает надежную основу для планомерной реализации продукции. Это, в свою очередь, предопределяет эффективность сбытовой деятельности по различным показателям (объем, выручка, время сбыта, территория распространения товара).

1.16.1. Тема: Принципы составление сбытовой программы предприятия.

► Контроль за сбытом позволяет сопоставить запланированные данные с полученными результатами. Контроль сбытовой деятель­ности проводится по нескольким направлениям. Для чего факто­ры, влияющие на сбытовую политику предприятия, подразделяют­ся на следующие три группы:

o Факторы товара.

o Факторы положения предприятия.

o Факторы рынка.

► Факторы товара, влияющие на сбыт:

o Отличие цены данного товара от цены конкурентных товаров — не является ли цена ограничивающим сбыт фактором.

o Его взаимозаменяемость другими товарами — имеет ли клиент возможность выбрать другой, заменяющий нашу продукцию, товар.

o Зависимость от необходимого для его производства оборудования, возможность быстро переключаться на производство других товаров — сможет ли предприятие быстро изменить свою производственную про­грамму, чтобы приспособиться к меняющимся условиям рынка.

o Косвенная польза товара для покупателя — какие свойства то­вара, кроме основных, могут привлечь покупателей.

o Уровень платежеспособного спроса на товар — обладает ли кли­ент необходимыми средствами для покупки нашей продукции.

► Факторы положения предприятия, влияющие на сбыт:

o Общее положение предприятия на рынке — насколько предпри­ятие удовлетворено своим положением на рынке и как его оценивает.

o Давление конкуренции — области, методы и острота конку­рентной борьбы.

o Престиж предприятия — оценка продукции и самого предпри­ятия глазами покупателей и контрагентов.

o Финансовые средства, которыми предприятие располагает для проведения сбытовых мероприятий — есть ли финансовые ресурсы для самостоятельного сбыта, организации своих торговых предста­вительств, предпродажного обслуживания продукции.

o Общая структура номенклатуры продукции — какие виды продук­ции (товарные группы, линии) предлагает предприятие на продажу.

o Гибкость производственной и сбытовой программ — возможно­сти по быстрому выпуску новой продукции.

► Факторы рынка, влияющие на сбыт:

o Общая емкость рынка — тип рынка (развивающийся, стабиль­ный, стагнирующий и др.).

o Соотношение сил предприятия и его конкурентов — позиция предприятие в сравнении с конкурентами (лидирующее, отста­ющее, проигрывающее, перспективное).

o Эластичность спроса — влияние ценовой политики на величину спроса.

o Звенность товародвижения — число посредников между пред­приятием — производителем продукции и ее конечными потребителями (оптовая торговля, мелкий опт, розница).

o Распределение рынка между конкурентами — доли рынка ос­новных конкурентов.

► На основании вышеназванных данных можно не только кон­тролировать сбытовую деятельность предприятия, но и намечать важнейшие конкретные задачи, которые необходимо решить в процессе планирования сбыта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: