Тема: Использование прогнозов в планировании.
► С помощью различных методов прогнозирования разрабатываются сценарии или картины будущего. Сценарии содержат описание возможных будущих ситуаций, а также ход развития условий возникновения этих ситуаций.
► Для описания границы возможного будущего события наряду с наиболее вероятным (трендовым) сценарием необходимо разрабатывать и альтернативные, в частности экстремальные, сценарии,
► Различают трендовые и нормативные сценарии. Трендовые сценарии имеют прогностический характер, нормативные — задают цель и прогнозируют пути ее достижения. Для того чтобы составить прогноз состояния внешней среды, разрабатываются, как правило, трендовые сценарии.
► Процесс прогнозирования предполагает также систему раннего предупреждения — особую информационную систему, благодаря которой руководство предприятия получает сведения о потенциальных опасностях, грозящих из внешней или (и) внутренней среды, с тем, чтобы своевременно и целенаправленно реагировать на «угрозы» соответствующими мероприятиями.
|
|
► Процесс создания системы раннего предупреждения включает:
o Определение областей наблюдения. Намечаются цели предприятия, дается характеристика его внешней и внутренней среды, так как она может быть потенциальным источником опасности, т.е. служить причиной кризисного развития предприятия. Внешними объектами наблюдения могут быть отдельные потребительские рынки, технологические сферы и пр. Внутренними — продуктовые программы, функции предприятия.
o Определение индикаторов раннего предупреждения. Индикаторы должны как можно раньше и точно указывать в наблюдаемых областях на развитие опасных для предприятия явлений. Такими индикаторами могут быть данные о поступаемых заказах, цены на продукцию, законодательные инициативы, требования профсоюзов.
o Определение целевых показателей и интервалов их изменения по каждому индикатору. Выявляются возможные последствия изменения индикаторов.
o Определение задач для центров обработки информации. Какие отделы (службы) следят за изменением индикаторов.
o Формирование информационных каналов. Предполагает структурирование информационных связей между внешней средой, предприятием и системой раннего предупреждения, а также между этой системой и ее пользователями — руководителями всех уровней.
► Стратегическое планирование призвано обеспечить необходимый экономический рост и желаемый уровень развития предприятия на предстоящий долгосрочный период. Оно является основой взаимодействия множества внутренних и внешних экономических процессов, факторов и явлений.
|
|
► Т. Коно выделяет два важных основания долгосрочного планирования: внедрение новшеств и объединение инновационных стратегий. По его мнению, система долгосрочного планирования эволюционирует тогда, когда меняются внешнее окружение и акценты стратегии предприятия.
► Д. Хан под стратегическим планированием в широком смысле понимает планирование роста, планирование развития предприятия и инновационное планирование. При стратегическом планировании речь идет об основополагающих решениях, которые характеризуются следующими признаками:
o Имеют особое значение для развития материальных активов и (или) показателей успеха предприятия.
o Требуют при принятии особой ответственности за предприятие в целом и учета всех взаимосвязей.
o Рассматриваются, принимаются и корректируются только высшим внутренним руководством и (или) внешними центрами волеизъявления предприятия (например, наблюдательным советом).
o Должны приниматься с учетом системы ценностей высшего руководства, философии и культуры предприятия в целом.
o Действуют в долгосрочной перспективе и принимаются относительно редко.
► Стратегический план разрабатывается на срок от 3 до 15 лет. В отечественных условиях стратегические планы принято составлять под конкретную «круглую дату», например 2005 или 2010 г.
► Необходимость стратегического планирования диктуется следующими обстоятельствами.
o Во-первых, стратегический план задает перспективные направления развития предприятия, определяет основные виды его деятельности, позволяет увязывать в единую систему маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность, а также позволяет лучше понимать структуру потребностей, процессы планирования, продвижения и сбыта продукции, механизм формирования рыночных цен.
o Во-вторых, он устанавливает каждому подразделению предприятия конкретные и четкие цели, которые согласуются с общей стратегией развития предприятия.
o В-третьих, он координирует усилия всех функциональных служб предприятия.
o В-четвертых, стратегический подход стимулирует управленцев правильно оценивать сильные и слабые стороны предприятия с точки зрения конкурентоспособности продукции, возможностей, ограничений и изменений окружающей среды.
o В-пятых, стратегический план определяет альтернативные действия предприятия на длительный срок.
o В-шестых, стратегический план создает основу для распределения наличных экономических ресурсов.
o В-седьмых, он объединяет основные функции планирования, Организации, управления, контроля и оценки работы предприятия в единую систему современного управления.
► Стратегическое планирование предполагает определение долгосрочной стратегии предприятия, основных целей и задач развития предприятия, создание стратегических хозяйственных подразделений, разработку основной стратегии маркетинга и укрупненное планирование производства продукции, выбор тактики и уточненное планирование способов и средств реализации выбранной стратегии, контроль и оценку основных результатов, корректировку выбранной стратегии и способов ее осуществления.
► Для того чтобы определить стратегию развития предприятия, необходимо изучить внешнее окружение, внутренние возможности предприятия и его основных конкурентов, проанализировать возможность возникновения непредвиденных рыночных обстоятельств.