Тема: Назначение стратегического планирования

Тема: Использование прогнозов в планировании.

► С помощью различных методов прогнозирования разрабатыва­ются сценарии или картины будущего. Сценарии содержат описание возможных будущих ситуаций, а также ход развития условий возникновения этих ситуаций.

► Для описания границы возможного будущего события наряду с наиболее вероятным (трендовым) сценарием необходимо разрабатывать и альтернативные, в частности экстремальные, сцена­рии,

► Различают трендовые и нормативные сценарии. Трендовые сценарии имеют прогностический характер, нормативные — задают цель и прогнозируют пути ее достижения. Для того чтобы составить прогноз состояния внешней среды, разрабатываются, как правило, трендовые сценарии.

► Процесс прогнозирования предполагает также систему раннего предупреждения — особую информационную систему, благодаря которой руководство предприятия получает сведения о потен­циальных опасностях, грозящих из внешней или (и) внутренней среды, с тем, чтобы своевременно и целенаправленно реагировать на «угрозы» соответствующими мероприятиями.

► Процесс создания системы раннего предупреждения включает:

o Определение областей наблюдения. Намечаются цели пред­приятия, дается характеристика его внешней и внутренней среды, так как она может быть потенциальным источником опасности, т.е. служить причиной кризисного развития предприятия. Внеш­ними объектами наблюдения могут быть отдельные потребитель­ские рынки, технологические сферы и пр. Внутренними — продук­товые программы, функции предприятия.

o Определение индикаторов раннего предупреждения. Инди­каторы должны как можно раньше и точно указывать в наблюдае­мых областях на развитие опасных для предприятия явлений. Та­кими индикаторами могут быть данные о поступаемых заказах, це­ны на продукцию, законодательные инициативы, требования профсоюзов.

o Определение целевых показателей и интервалов их измене­ния по каждому индикатору. Выявляются возможные последствия изменения индикаторов.

o Определение задач для центров обработки информации. Ка­кие отделы (службы) следят за изменением индикаторов.

o Формирование информационных каналов. Предполагает структурирование информационных связей между внешней сре­дой, предприятием и системой раннего предупреждения, а также между этой системой и ее пользователями — руководителями всех уровней.

► Стратегическое планирование призвано обеспечить необходи­мый экономический рост и желаемый уровень развития предприятия на предстоящий долгосрочный период. Оно является основой взаимодействия множества внутренних и внешних экономических процессов, факторов и явлений.

► Т. Коно выделяет два важных основания долгосрочного плани­рования: внедрение новшеств и объединение инновационных стратегий. По его мнению, система долгосрочного планирования эволюционирует тогда, когда меняются внешнее окружение и ак­центы стратегии предприятия.

► Д. Хан под стратегическим планированием в широком смысле понимает планирование роста, планирование развития предприятия и инновационное планирование. При стратегическом плани­ровании речь идет об основополагающих решениях, которые ха­рактеризуются следующими признаками:

o Имеют особое значение для развития материальных активов и (или) показателей успеха предприятия.

o Требуют при принятии особой ответственности за предприятие в целом и учета всех взаимосвязей.

o Рассматриваются, принимаются и корректируются только выс­шим внутренним руководством и (или) внешними центрами волеизъявления предприятия (например, наблюдательным советом).

o Должны приниматься с учетом системы ценностей высшего ру­ководства, философии и культуры предприятия в целом.

o Действуют в долгосрочной перспективе и принимаются относи­тельно редко.

► Стратегический план разрабатывается на срок от 3 до 15 лет. В отечественных условиях стратегические планы принято составлять под конкретную «круглую дату», например 2005 или 2010 г.

► Необходимость стратегического планирования диктуется сле­дующими обстоятельствами.

o Во-первых, стратегический план задает перспективные направ­ления развития предприятия, определяет основные виды его дея­тельности, позволяет увязывать в единую систему маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность, а также позволяет лучше понимать структуру потребностей, процессы планирования, продвижения и сбыта продукции, механизм формирования рыночных цен.

o Во-вторых, он устанавливает каждому подразделению предпри­ятия конкретные и четкие цели, которые согласуются с общей стратегией развития предприятия.

o В-третьих, он координирует усилия всех функциональных служб предприятия.

o В-четвертых, стратегический подход стимулирует управленцев правильно оценивать сильные и слабые стороны предприятия с точки зрения конкурентоспособности продукции, возможностей, ограничений и изменений окружающей среды.

o В-пятых, стратегический план определяет альтернативные дей­ствия предприятия на длительный срок.

o В-шестых, стратегический план создает основу для распределе­ния наличных экономических ресурсов.

o В-седьмых, он объединяет основные функции планирования, Организации, управления, контроля и оценки работы предприятия в единую систему современного управления.

► Стратегическое планирование предполагает определение долго­срочной стратегии предприятия, основных целей и задач развития предприятия, создание стратегических хозяйственных подразделе­ний, разработку основной стратегии маркетинга и укрупненное планирование производства продукции, выбор тактики и уточнен­ное планирование способов и средств реализации выбранной стра­тегии, контроль и оценку основных результатов, корректировку выбранной стратегии и способов ее осуществления.

► Для того чтобы определить стратегию развития предприятия, необходимо изучить внешнее окружение, внутренние возможности предприятия и его основных конкурентов, проанализировать возможность возникновения непредвиденных рыночных обстоя­тельств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: