Тема: Количественные методы прогнозирования

► Количественные методы позволяют получать информацию только о количественно измеряемых объектах прогнозирования.

► Количественные методы прогнозирования целесообразно при­менять в случаях устойчивой экстраполяционной направленности исследуемого явления, т.е. тогда, когда можно предположить, что прошлая деятельность предприятия имела определенную тенденцию, которую можно ожидать и в перспективе. При этом имею­щейся информации должно быть достаточно для внесения возможных коррективов и выявления статистически достоверных за­висимостей.

► К числу количественных методов прогнозирования принадле­жит метод экстраполяции (или статистических оценок), основан­ный на аналитической обработке данных об объекте прогнозиро­вания за прошлый период и распространении обнаруженных тен­денций его развития на будущее время.

► Динамику обобщающих и частных количественных показателей можно прогнозировать, используя методы одно- и многопарамет­рического прогнозирования.

► Однопараметрическое прогнозирование базируется на функцио­нальной взаимосвязи между прогнозируемым параметром (пере­менной) у и его прошлыми значениями:

где уt+ 1 — оценка параметра в момент времени t+ 1.

► При обработке таких прогнозов используются методы трендов и экспоненциального сглаживания.

► В основе многопараметрических прогнозов лежит предположение о причинной взаимосвязи между прогнозируемым параметром (Переменной) у и другой независимой переменной х (или несколь­кими переменными):

► Для оценки прогнозов здесь применяется регрессионный анализ. В частном случае математическая функция при многопараметрическом прогнозировании описывается линейным уравнением вида

► После расчетов коэффициентов а и b (в моделях многопарамет­рического прогнозирования их называют коэффициентами реакции) в уравнение можно подставить конкретные значения и рас­считать прогнозируемую переменную у.

► Обобщающими показателями количественного состояния внешней среды являются макроэкономические показатели (например, валовой национальный продукт, уровень инфляции и внешнеторговый оборот), дифференцированные по отраслям («производителям» и «потребителям») и по крупным хозяйствен­ным регионам.

► Среди специальных объектов количественного прогнозирова­ния, характеризующих развитие значимых для предприятия секторов экономики, интерес представляют агрегированные пока­затели спроса, например совокупный спрос на рынках устареваю­щих и потенциально новых продуктов, а также динамика поступ­ления заказов у конкурентов и на собственном предприятии.

► Многопараметрические методы оправдывают себя для средне- и долгосрочного прогнозирования, при котором прогнозируемая переменная (например, объемы потребления продуктов питания) может быть связана только с одним макроэкономическим показателем (например, объемом валового продукта) и только с одним коэффициентом реакции.

► Однопараметрические методы используются, как правило, только для краткосрочного (менее года) прогнозирования показа­телей, изменяющихся ежедневно или ежемесячно.

► Наряду с методом экстраполяции используется моделирование, или экономико-математические методы. Они предусматривают создание технических, структурных либо математических моделей, которые отражают наиболее существенные закономерности поведения объекта прогнозирования в их тесном взаимодействии как с внутренними, так и с внешними факторами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: