► Количественные методы позволяют получать информацию только о количественно измеряемых объектах прогнозирования.
► Количественные методы прогнозирования целесообразно применять в случаях устойчивой экстраполяционной направленности исследуемого явления, т.е. тогда, когда можно предположить, что прошлая деятельность предприятия имела определенную тенденцию, которую можно ожидать и в перспективе. При этом имеющейся информации должно быть достаточно для внесения возможных коррективов и выявления статистически достоверных зависимостей.
► К числу количественных методов прогнозирования принадлежит метод экстраполяции (или статистических оценок), основанный на аналитической обработке данных об объекте прогнозирования за прошлый период и распространении обнаруженных тенденций его развития на будущее время.
► Динамику обобщающих и частных количественных показателей можно прогнозировать, используя методы одно- и многопараметрического прогнозирования.
|
|
► Однопараметрическое прогнозирование базируется на функциональной взаимосвязи между прогнозируемым параметром (переменной) у и его прошлыми значениями:
где уt+ 1 — оценка параметра в момент времени t+ 1.
► При обработке таких прогнозов используются методы трендов и экспоненциального сглаживания.
► В основе многопараметрических прогнозов лежит предположение о причинной взаимосвязи между прогнозируемым параметром (Переменной) у и другой независимой переменной х (или несколькими переменными):
► Для оценки прогнозов здесь применяется регрессионный анализ. В частном случае математическая функция при многопараметрическом прогнозировании описывается линейным уравнением вида
► После расчетов коэффициентов а и b (в моделях многопараметрического прогнозирования их называют коэффициентами реакции) в уравнение можно подставить конкретные значения и рассчитать прогнозируемую переменную у.
► Обобщающими показателями количественного состояния внешней среды являются макроэкономические показатели (например, валовой национальный продукт, уровень инфляции и внешнеторговый оборот), дифференцированные по отраслям («производителям» и «потребителям») и по крупным хозяйственным регионам.
► Среди специальных объектов количественного прогнозирования, характеризующих развитие значимых для предприятия секторов экономики, интерес представляют агрегированные показатели спроса, например совокупный спрос на рынках устаревающих и потенциально новых продуктов, а также динамика поступления заказов у конкурентов и на собственном предприятии.
|
|
► Многопараметрические методы оправдывают себя для средне- и долгосрочного прогнозирования, при котором прогнозируемая переменная (например, объемы потребления продуктов питания) может быть связана только с одним макроэкономическим показателем (например, объемом валового продукта) и только с одним коэффициентом реакции.
► Однопараметрические методы используются, как правило, только для краткосрочного (менее года) прогнозирования показателей, изменяющихся ежедневно или ежемесячно.
► Наряду с методом экстраполяции используется моделирование, или экономико-математические методы. Они предусматривают создание технических, структурных либо математических моделей, которые отражают наиболее существенные закономерности поведения объекта прогнозирования в их тесном взаимодействии как с внутренними, так и с внешними факторами.