Тема: Достоверность прогнозов.
► Далеко не во всех ситуациях прогноз гарантирует правильность планирования. Не всегда и планирование основывается на правильных прогнозах. Составление любого прогноза всегда сопровождается различными предположениями и допущениями. Допустим, мы используем какой-либо метод (или сочетание методов) для прогнозирования общего объема спроса на товары (услуги). Спрос зависит от факторов, не связанных с ним напрямую, их невозможно предвидеть в деталях. Например, структуру спроса на многие виды продукции могут изменять события, которые не поддаются прогнозированию (крупные стихийные бедствия, катастрофы, появление принципиально новых технологий и товаров).
► Возможны и субъективные ошибки в процессе прогнозирования работы предприятия.
► Таким образом, прогнозы могут оказаться недостоверными. Степень достоверности прогнозов зависит от следующих факторов:
o Качество и полнота исходных данных.
o Правильность их трактовки.
o Соответствие данных реальной экономической ситуации.
o Точность предвидения возможных экономических и социально-политических изменений.
o Качество статистической обработки данных.
o Правильность оценки результатов обработки данных.
o Отсутствие ошибок в подборе экспертов, профессионализм специалистов, занимающихся прогнозированием.
► Для того чтобы повысить степень достоверности прогнозирования, необходимо выявлять спорные (или невыясненные) вопросы и уточнять информацию.
► К технике разработки сценариев относят методы, с помощью которых можно составлять картины будущего, отражающие гипотетическую последовательность событий и причинно-следственные связи между ними, а также содержащие ключевые для принятия решений параметры. Техника разработки сценария — это многоступенчатый, требующий привлечения большого числа специалистов универсальный процесс поиска решения проблем, на отдельных этапах которого применяются различные методы исследования.
► Процесс разработки сценария не имеет постоянной структуры, тем не менее, можно отметить несколько общих моментов:
o Учет возмущающих событий в явном виде.
o Обработка количественной и качественной информации.
o Учет взаимовлияния и взаимозависимости многих факторов внешней среды.
o Гибкость с точки зрения постановки проблемы или применяемых в отдельности методов и в связи с этим комбинирование различных методов анализа и прогнозирования.
► Процесс разработки сценария состоит из 8 последовательных этапов, разбитых на 4 уровня на рисунке. Процесс начинается с постановки задачи, после чего определяется и структурируется область исследования. Этот шаг отнесен к уровню проработки проблемы. Часто можно сразу перейти от этапа постановки задач к этапу поиска и отбора решений, а также к этапу его реализации.
► При решении комплексных проблем стратегического характера наряду с собственно проблемной областью определяют еще проблемную область внешней среды, влияющую на данную проблему. Далее исследуют влияние, которое может оказать внешняя среда, в частности, на исследуемую проблему, и формулируют требования к альтернативным решениям. Речь идет о 2-м и 7-м этапах процесса разработки сценария, которые можно отнести к уровню проблем внешней среды.
► Поскольку сценарии ориентированы в будущее, то недостаточно только анализировать сегодняшнюю ситуацию. Чтобы описать будущее состояние внешней среды, определяют отдельные параметры (дескрипторы) и проецируют в будущее их потенциальное развитие. Этот шаг отнесен к уровню проекций в будущее. Совокупности проекций отдельных параметров дают картины возможного будущего, на основании которых снова делаются выводы относительно потенциального воздействия будущего на проблему (3-й и 5-й этапы).
► Типичными для процесса разработки любого сценария являются 4-й и 6-й этапы. Поскольку развитие параметров может определяться неоднозначно, необходимы альтернативные гипотезы о различном, но правдоподобном ходе событий, причем развитие отдельных параметров должно быть непротиворечивым. Наряду с этим уточняют предположения о возмущающих событиях, которые могут существенно влиять на развитие, и анализируют потенциальное воздействие этих событий. Эти этапы (4-й и 6-й) образуют уровень создания гипотез (формулировка альтернативных предположений), на базе которых разрабатываются альтернативные сценарии.
► Сценарии, в свою очередь, используются в качестве базы для генерального целевого и стратегического планирования, а в дальнейшем — и для контроля планов.