Тема: Техника разработки сценариев

Тема: Достоверность прогнозов.

► Далеко не во всех ситуациях прогноз гарантирует правильность планирования. Не всегда и планирование основывается на правильных прогнозах. Составление любого прогноза всегда сопрово­ждается различными предположениями и допущениями. Допустим, мы используем какой-либо метод (или сочетание методов) для прогнозирования общего объема спроса на товары (услуги). Спрос зависит от факторов, не связанных с ним напрямую, их не­возможно предвидеть в деталях. Например, структуру спроса на многие виды продукции могут изменять события, которые не под­даются прогнозированию (крупные стихийные бедствия, катастро­фы, появление принципиально новых технологий и товаров).

► Возможны и субъективные ошибки в процессе прогнозирова­ния работы предприятия.

► Таким образом, прогнозы могут оказаться недостоверными. Степень достоверности прогнозов зависит от следующих факторов:

o Качество и полнота исходных данных.

o Правильность их трактовки.

o Соответствие данных реальной экономической ситуации.

o Точность предвидения возможных экономических и социаль­но-политических изменений.

o Качество статистической обработки данных.

o Правильность оценки результатов обработки данных.

o Отсутствие ошибок в подборе экспертов, профессионализм специалистов, занимающихся прогнозированием.

► Для того чтобы повысить степень достоверности прогнозирова­ния, необходимо выявлять спорные (или невыясненные) вопросы и уточнять информацию.

► К технике разработки сценариев относят методы, с помощью которых можно составлять картины будущего, отражающие гипотетическую последовательность событий и причинно-следствен­ные связи между ними, а также содержащие ключевые для принятия решений параметры. Техника разработки сценария — это многоступенчатый, требующий привлечения большого числа специалистов универсальный процесс поиска решения проблем, на отдельных этапах которого применяются различные методы исследования.

► Процесс разработки сценария не имеет постоянной структуры, тем не менее, можно отметить несколько общих моментов:

o Учет возмущающих событий в явном виде.

o Обработка количественной и качественной информации.

o Учет взаимовлияния и взаимозависимости многих факторов внешней среды.

o Гибкость с точки зрения постановки проблемы или приме­няемых в отдельности методов и в связи с этим комбиниро­вание различных методов анализа и прогнозирования.

► Процесс разработки сценария состоит из 8 последовательных этапов, разбитых на 4 уровня на рисунке. Процесс начинается с постановки задачи, после чего определяется и структурируется область исследования. Этот шаг отнесен к уровню проработки проблемы. Часто можно сразу перейти от этапа постановки за­дач к этапу поиска и отбора решений, а также к этапу его реа­лизации.

► При решении комплексных проблем стратегического характера наряду с собственно проблемной областью определяют еще про­блемную область внешней среды, влияющую на данную проблему. Далее исследуют влияние, которое может оказать внешняя среда, в частности, на исследуемую проблему, и формулируют требова­ния к альтернативным решениям. Речь идет о 2-м и 7-м этапах процесса разработки сценария, которые можно отнести к уровню проблем внешней среды.

► Поскольку сценарии ориентированы в будущее, то недостаточ­но только анализировать сегодняшнюю ситуацию. Чтобы описать будущее состояние внешней среды, определяют отдельные пара­метры (дескрипторы) и проецируют в будущее их потенциальное развитие. Этот шаг отнесен к уровню проекций в будущее. Совокуп­ности проекций отдельных параметров дают картины возможного будущего, на основании которых снова делаются выводы относительно потенциального воздействия будущего на проблему (3-й и 5-й этапы).

► Типичными для процесса разработки любого сценария являют­ся 4-й и 6-й этапы. Поскольку развитие параметров может определяться неоднозначно, необходимы альтернативные гипотезы о различном, но правдоподобном ходе событий, причем развитие отдельных параметров должно быть непротиворечивым. Наряду с этим уточняют предположения о возмущающих событиях, кото­рые могут существенно влиять на развитие, и анализируют потен­циальное воздействие этих событий. Эти этапы (4-й и 6-й) обра­зуют уровень создания гипотез (формулировка альтернативных предположений), на базе которых разрабатываются альтернатив­ные сценарии.

► Сценарии, в свою очередь, используются в качестве базы для генерального целевого и стратегического планирования, а в дальнейшем — и для контроля планов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: