Тренинги, преодолевающие дисгармоническое развитие личности

Сатир-категории

Показатель Название
Блаймер Плакатер Дистрактор Компьютер
Поза Ноги расставлены, голова поднята, руки на поясе или бурная жестикуляция («перст указующий») Голова опущена, плечи согнуты, руки опущены вниз... Постоянно меняется, хаотичные, неловкие движения Зажатая, спина выпрямлена, руки прижаты или скрещены на груди, взгляд мимо собеседника
Голос Громкий, высокий, отчетливый, с короткими фразами Тихий, «ноющий» С изменяющимся темпом и интонаци­ями. Темп и интона­ции иногда не соот­ветствуют содержа­нию Монотонный, слабо интонированный
Способ восприятия Визуальный Кинестетический (че­рез ощущения в теле) Неопределенный Аудиальный (на слух)
Частые слова и выражения «Я хочу...», «Я знаю...», «Все вы не...», «Никто, никогда, ничего не делает!» «Это меня обижает...», «Они от меня хотят...», «Со мной не считаются...» «Ну..., вот... конечно..., может и так, да, но... с одной стороны... Да! Кстати...» «Имеется мнение...», «Ученые советуют...», «Как показали некоторые исследования...», «Говорят, что...»

-p.

0\ О

Окончание табл. 3

Показатель Название
Блаймер Плакатер Дистрактор Компьютер
Внимание в процессе общения Направлено на себя и цель деятельности (свои потребности) Направлено на других людей и цель деятель­ности (потребности других людей) На себя и другого человека, информация не воспринимается На информацию и дея­тельность. «Я» и «дру­гой» не воспринимаются
Основное влечение Против людей К людям Случайное чередова­ние влечений или не­сколько одновре­менно От людей
Основная потребность Власть Отношения Отношения Достижение
Внешнее впечатление Самоуверенность, агрессивность Неуверенность в себе, пассивность, подчиняемость Расторможенность, несобранность, неуклюжесть Замкнутость, стремле­ние к одиночеству, по­груженность в свои мысли
Внутреннее ощущение «Я один должен этого достичь, никто меня не понимает» «Они хотят, чтобы я сделал это, им я сам не важен» «Я хочу, чтобы они отвлеклись от этого занятия и обратили внимание на меня. У меня ничего не получается... «Я должен держать себя в руках, им незачем знать, что я действитель­но чувствую и думаю»

0 «Стратегии соблазнения» — для подростков с трудно­
стями общения в разнополой группе,

1 «Творчество!» — в группе демонстративных подрост­
ков, занимающихся музыкой.

2 «Жить в будущем» — для ребят, употребляющих нар­
котики и с проблемами социальной дезадаптации.

В последующих изданиях эти вопросы будут освещены более подробно.

Как следует из гл.. 7, при дисгармоническом развитии личности утрачивается естественный процесс адекватного реагирования на ситуации общения. В зависимости от типа нарушений, реакции становятся слишком бурными, или, наоборот, происходит игнорирование важных стимулов. Подросток привыкает, что его реакции «не как у людей», получая подтверждение этому — замечания родителей, учи­телей.

В этой группе тренингов нашей задачей было создание благоприятной среды для изменения ограничивающих убеж­дений, тренировка своих реакций и понимания поведения других.

Тренинг расширяет возможности достижения, снимая ограничение «этого не может быть, потому что не может быть никогда», но для личности важно иметь хотя бы что-то стабильное. Мы предпочитаем, чтобы это было стабильное будущее, так как представления о прошлом и настоящем во время семинара значительно изменяются. При создании на­шего тренинга мы исходили из простой схемы: 1) группа ставится в условия какого-либо упражнения, содержащего в открытой или метафорической форме требование к са­мым разным поведенческим реакциям; 2) если в ответ на разнообразные стимулы участник дает стереотипные реак­ции или испытывает замешательство, не имея реакций на данный стимул, то в игровой форме, в безопасных условиях семинара он может изменить свое поведение и выявить ле­жащие за ним убеждения. Если после этого подросток счи­тает, что можно попробовать действовать исходя не только

из этого убеждения, но принять и другие нормы, то он мо­жет это сделать, получив немедленную обратную связь со стороны других участников группы. Для тренера одинако­вую ценность представляет любой выбор участника: как осоз­нание и сохранение убеждения, так и его осознанное изме­нение. Задача тренера — создание игрового, метафоричес­кого контекста жизни группы, в котором бы мог легко проходить вышеописанный процесс. Мы «взяли с собой» группы в те контексты, которые для нас являются любимы­ми.и привносят интерес и разнообразие в наши взгляды на мир.

Первый контекст — тренинг-семинар «Этология (Пове­дение людей, поведение зверей)».

Задача тренинга — изучение общебиологических паттер­нов индивидуального поведения и поведения в разнообраз­ных сообществах. Мы использовали основные понятия это­логии только как метафорический контекст, позволяющий человеку узнать больше о себе и себе подобных. Источника­ми информации, которая помогла в разработке этого тре­нинга, были труды Дж. Г. Ван Лавик Гудолл (1982), К. Ло­ренца (1994), К. Прайор (1995), Дж. Хэрриота (1995) и соб­ственные наблюдения за людьми и животными. Тренинг рассчитан на 16 часов.

В течение первого дня участники знакомятся с основны­ми поведенческими паттернами: демонстрация агрессии, знакомства, доминирования, подчинения, защиты терри­тории, привлечения партнера. Каждое упражнение выпол­няется в парах, постепенно переходя от более абстрактного варианта к наиболее близкому к поведению человека в обыч­ной ситуации. В качестве иллюстрации, можно рассказать о процессе тренировки паттерна «Защита территории».

Т.: рассказывает о наличии трех основных дистанций:

• дальней, вызывающей ориентировочный рефлекс;

средней, в течение преодоления которой происходит оценка «свой—чужой»;

ближней, при пересечении которой включается оборони­тельный рефлекс.

Эти зоны отчетливо заметны, например, у собак — за забором, при пересечении границы охраняемого двора, при попытке залезть к собаке в будку.

Н.: Участники, разбившись на пары, приступают к выполнению первого упражнения: «животное — кисть руки».

Задача участника № 1 — маркировка своей территории, демонстрация различий в поведении при пересечении гра­ниц. Задача участника № 2 — вторгаться, оценивая, где и какую границу он пересекает.

У.: Совсем «моя» территория — всего 10 сантиметров. Он что, не видит, что я угрожаю? Ну что же, нападаю... Оказывается, те­перь реагирует. А какая его территория? Ого, раза в 3 больше!

Н.: После того, как это упражнение выполнено, переходим в «чет­вероногий» вариант. Три руки — «лапы» должны быть непрерывно на полу! В этой ситуации (где можно использовать положение тела, одну «лапу» и любые «животные» звуки) выполняется та же зада­ча — демонстрация охраняемых зон. Следующий этап — «двуно­гий».

Т.: У человека существуют аналогичные зоны, именуемые на психологическом языке «дистанцией контакта», они также четко маркируются определенными ощущениями в теле при пересечении границ. Однако не у всех людей представлен навык отчетливой де­монстрации допустимости или недопустимости пересечения грани­цы в каждой конкретной ситуации. Задача — невербальная марки­ровка границы оптимальной дистанции контакта.

Упражнение выполняется в различных парах, так как оптимальная дистанция контакта значительно различается в зависимости от пола партнера, возраста, сложившихся ранее отношений. Участники замечают, присутствуют ли затруднения при маркировке дистанции и при понимании невербальных сообщений партнера.

У.: Он пересек черту, но я должна улыбаться, ведь иначе это бу­дет невежливо... Он должен сам видеть... Не видит! Страшно... Ну что ж, ничего не поделаешь, ведь он сильнее...

Острое, неконтролируемое чувство страха при сближе­нии часто дает реакцию парадоксального поведения: на даль­ней и средней дистанции демонстрируется «отпугивающее», агрессивное поведение, которое при сближении на рассто­янии 20—30 сантиметров сменяется жалобной улыбкой, при­глашением с «подстройкой снизу». Это часто вызывает ре­акцию замешательства у партнера — люди с хорошо разви­тым чувством дистанции и не вступают в контакт, видя первоначальную реакцию; те же, у кого работает убеждение

4Г-

«Я всегда располагаюсь как можно ближе, потому что мне так удобно», наблюдают вторую реакцию и общаются на очень близкой дистанции. У партнера № 1 возникает ощу­щение, что на него «давят», «...симпатичные люди прохо­дят мимо, а на меня «наезжают» разные нахалы». Стремле­ние «отпугнуть» нахалов вызывает усиление парадоксаль­ной реакции, и круг стереотипного поведения замыкается. Если сам человек воспринимает этот результат как нежела­тельный, то в процессе тренинга мы уделяем внимание пре­одолению сложившегося стереотипа различными способа­ми. Иногда для этого достаточно демонстрации адекватных реакций с их постепенной тренировкой, иногда страх свя­зан с какой-либо конкретной психотравмирующей ситуа­цией, и тогда используются технологии НЛП типа реимп-ринтинга. Процесс считается завершенным, если участник не испытывает страха и может спокойно, достаточно отчет­ливо и понятно для других людей продемонстрировать оп­тимальные для него дистанции контакта в каждом конкрет­ном случае.

И последнее упражнение этой группы — дистанции кон­такта в процессе реального диалогистического общения. Точно так же, по ступенькам «животное—кисть руки», «чет­вероногое», «двуногое», «говорящее», проверяются и выст­раиваются все остальные навыки. Достаточно часто сильные ограничивающие убеждения не позволяют отчетливо про­демонстрировать агрессию или подчинение, в некоторых случаях сбои происходят на этапе «привлечения партнера» или выявляются стереотипы поведения, характерные для осо­бей другого пола. Участники осознают, в какой мере эти убеждения влияют на их жизнь, к каким последствиям при­водят в ходе реального общения. В зависимости от этого в каждом конкретном случае принимается решение об изме­нении существующего убеждения, «параллельной» трени­ровке навыка другого поведения или сохранении сложив­шегося стереотипа реакций.

У. (юноша): Если я знакомлюсь с девушкой, то чувствую, что она в чем-то сильнее меня. Может обидеть, обмануть, уйти. Тогда я сам стараюсь держать слишком большую дистанцию, иногда веду себя агрессивно...

464 "\

У. (девушка): Да, с тобой в паре первое время чувствуешь себя хорошо, спокойно, а потом надоедает следовать только твоим дви­жениям, хочется сделать что-то самой...

Т.: Попробуй молча отработать танец-узор, чтобы появилось чув­ство гармонии, равновесия, а не «давления».

Т.: За время наших тренингов мы убедились в эффективности это-логической модели поведения: практически всегда, если какой-либо навык отсутствовал во время упражнений, он не был представлен и в жизни, его наработка блокировалась каким-нибудь достаточно зна­чимым и воспринятым в детстве (недостаточно критично) убежде­нием вроде: «Надо быть всегда сильным», «Если покажешь свою слабость — не будут уважать», «Нельзя показывать свою злость», «Нельзя показывать, что тебе кто-то нравится», «Родители хотят, чтобы я была мальчиком, и я буду вести себя как мальчишка!»

Уже подросток может осознать все последствия подоб­ных убеждений и начать изменять свое поведение, сначала в самой безобидной ситуации, в отрыве от социального окру­жения, когда ты — «четвероногое животное», а для живот­ных совершенно естественно открыто и точно, понятно для существ своего вида выражать свои чувства и потребности. А потом, когда это новое поведение проявляется и закрепля­ется в человеческом варианте и получает поддержку со сто­роны других участников группы, становится значительно легче перенести его и в другие контексты, в обыденную жизнь.

Н.: Второй день посвящен работе с навыками вхождения в раз­личные сообщества и начинается с обсуждения вопроса: «Для чего животные создают стада и стаи? В чем преимущества жизни в со­обществе?» А дальше (также по ступенькам) начинается трениров­ка жизни в различных сообществах.

Т.: Самое простое, примитивное сообщество — колония, харак­терная для птиц, летучих мышей; там нет специализации, каждая особь стремится достичь своей цели, но особи сходны и цели у них сходны, и поэтому их поведение не отличается разнообразием. В колонии легко начинается паника, сигнал тревоги, поданный любой особью, мгновенно «поднимает на крыло» всех обитателей скалы или пещеры. Человеческий аналог — толпа на стадионе, «зеваки» на площади... Можно оценить, насколько удается комфортно чув­ствовать себя в толпе, принимать ее ритм, настроение, безопасно передвигаться, выходить из ситуаций паники или давки.

Н/. Участники группы постепенно учатся двигаться в толпе и сквозь нее, ощущать ритм якобы хаотического движения и рабо­тать как со страхом оказаться в толпе, так и с навязчивым стремле­нием «ощутить чувство локтя».

У.: Я неожиданно обнаружила, что все время нахожусь на пери­ферии «колонии» и даже угроза «быть съеденной» не может заста­вить войти внутрь. Когда вошла, появился сильный страх, воспоми­нание примерно 6-летнего возраста: «Жарко, душно, толпа в уни­вермаге. Я с бабушкой, и у меня сильно кружится голова».

Т.: Хочешь пройти этот страх индивидуально?

У.: Да. (Отрабатывает с помощью визуально-кинестетической диссоциации.)

Т.: На следующем этапе организации биологических сообществ возникает вожак (наиболее крупная, умная, «авторитетная» особь), который ведет за собой стадо. В некоторых группах вожак возника­ет почти сразу и он один на группу, иногда на это место претендуют сразу несколько участников, но через некоторое время видно, кому удается захватить своим ритмом, стилем движения все «четвероно­гое» и «двуногое» стадо.

Н.: Во время обсуждения обращают внимание на то, чем стал привлекателен «вожак» для стада, как используются эти приемы в рекламе, политике, шоу-бизнесе; кому и у какой группы удается стать «наиболее успешной особью своего вида». Часто обнаружи­ваются ограничивающие убеждения: «Нельзя показывать, что ты успешен», «Хвастаться нехорошо», «Никто меня все равно не пой­мет, нет существ моего вида...». И дальше в тренинг: расскажи о том, что умеешь, что тебе нравится. Вызови интерес, понимание, жела­ние заняться общим делом у одного... двух.... всех участников груп­пы. У какой группы в жизни хочется вызвать желание следовать за тобой? Удается ли это?

Т.: Более сложный этап организации биологического сообще­ства — стая. В ней не только есть вожак, но и все члены стаи нахо­дятся в иерархических взаимоотношениях друг с другом. Такой иерархии помогает сложиться демонстрация доминирования и под­чинения. После «боев» устанавливаются иерархии у «ручных жи­вотных», «четвероногих», «двуногих».

Н.: В каждой группе по-своему: иногда иерархия сохраняется, а иногда на каждом этапе свой лидер и свои «особи омега». И вновь проверяем — как чувствуем себя на вершине иерархии, в роли «за­местителя», «народа», «обиженного»? Какие убеждения мешают

занять желаемое место в человеческой иерархии? Во время обсуж­дения вспоминаем человеческие сообщества, в которых представ­лена строгая, самостоятельно возникающая иерархическая струк­тура. Приходилось ли участникам группы сталкиваться с такими со­обществами, какие возможны оптимальные для каждого варианты поведения в группе такого типа?

Т.: Следующая ступень организации — клан (в природе представ­лен у гиен), когда перед охотой или в экстремальных обстоятель­ствах происходит объединение всех членов клана, стирание обыч­ной иерархии, и весь клан начинает жить в едином ритме, как еди­ный организм.

У.: Я был членом секты, там именно это ощущение — одного орга­низма, преданности не столько вере, сколько клану. Когда ушел — было очень больно, думал, что я не такой, грешник, не выдержал искушения. Спасибо! Сейчас я понял, как это было построено!

Т.: Дальше — стадо обезьян с ситуативным лидерством, где при­влекает внимание и вызывает подражание со стороны других чле­нов стада наиболее умелая особь, демонстрирующая варианты но­вого поведения. И вновь — тренинг на демонстрацию нового пове­дения и подражание. И в группе возникает новый «обезьяний» лидер, чаще всего не совпадающий с лидером стаи и клана.

Н.: Если после этого тренинга остается время (и силы у участни­ков и тренера), то в качестве экзамена участники могут попробо­вать себя в различных социальных ролях человеческого сообщества: «шеф», «заместитель», «антилидер», «народ», «козел отпущения», «человек со стороны» (его задача — стать своим в группе и замоти-вировать ее на выполнение своей цели). Каждый участник может испытать себя во всех ролях. «Шеф» выбирает контекст игры: «Пи­ратский корабль», «Божий монастырь», «Фирма», «Тюрьма»... Тре­нер следит за точным соответствием избранной роли в процессе проживания игровой ситуации и общения с «человеком со сторо-' ны». Это дает возможность еще раз в игровой, метафорической, но все же уже человеческой форме закрепить новые варианты пове­дения, возникшие на тренинге, проверить свою поведенческую гиб­кость, способность достигать поставленных целей и адаптировать­ся к любым условиям.

У.: Я раньше очень завидовал тем «крутым» ребятам, которые собираются у нас во дворе, чувствовал, что я не смогу быть таким. А после этого тренинга подумал — хочу ли я становиться членом этой стаи? Больше всего мне понравилось быть заместителем в фирме.

Теперь я смогу иначе воспринимать отношения в классе, во дворе. Спасибо.

В тренинге «Этология» мы обращали внимание на уже существующие у участников убеждения, не уделяя особого внимания истории их возникновения. Но любое убеждение возникло когда-то в течение жизни, и в тот момент оно было связано с реальными внешними обстоятельствами, позволив человеку адаптироваться к ним, сохранить целост­ность своей личности.

Согласно концепции Э. Эриксона, структура сложившей­ся личности — синхронная организация всех пройденных личностных фаз и этапов развития, приобретенных ранее убеждений в их неизменном виде. На каждой из восьми вы­деленных Э. Эриксоном стадий развития личности человек делает выбор между двумя противоположными отношения­ми к миру и к себе. Этот выбор определяет ход развития личности на данной стадии, при переходе же на последую­щую стадию развития ранее сделанные выборы остаются без изменений (табл. 4).

На основе данной концепции был создан тренинг-семи­нар «Возрасты жизни». Его задача — повторное (в игре, пси­ходраме) прохождение этапов возрастного развития с об­наружением сделанных ранее выборов, принятых решений. Это дает возможность осознанно относиться к этим реше­ниям, а в случае необходимости — повторно переживать аналогичные стимулы, чтобы принять другие решения, из­менить структуру личности. Участники тренинга — старшие подростки. Задача тренера — создание контекста, максималь­но способствующего проявлениям возрастного регресса, сти­муляции игровой деятельности участников, открытого и спонтанного эмоционального выражения. Для этого исполь­зуются некоторые приемы возрастного регресса, характер­ные для трансактного анализа и телесно-ориентированной терапии.

После сбора информации о целях участников группы тре­нер рассказывает о задачах семинара и отчетливо маркирует два различных рабочих пространства: «пространство игры» и «пространство обсуждения». В «пространстве игры» посте­лены маты, лежат игрушки, кубики, пластилин, воздуш­ные шарики и т. д.; в «пространстве обсуждения» — столы,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: