double arrow

Лекция 3 10 страница


6. Представление налоговой отчетности и юридическая ответственность за её непредставление или несвоевременное представление. Споры были в связи с представлением нулевой налоговой декларации; а также расчетов по авансовым платежам по налогам. Нормы об ответственности должны характеризоваться определённостью а особенно определенностью диспозиции. Если что-то не предусмотрено в диспозиции, то санкция за это наступать не может;

7. Налоговые конфликты, связанные с порядком проведения мероприятий налогового контроля: в особенности, если речь идет об истребовании необходимых для проверки документов, если речь идет об экспертизе, когда речь идет о допросе в качестве свидетеля, когда речь идет о выемке. Вопросы вызывали действия налоговых органов, связанные с тем, что они забывали приложить к карте налоговой проверки все те документы, которые они использовали при вынесении акта налоговой проверки.

Что касается оспаривания результатов, то если приложения к акту не были представлены, то это существенно нарушение прав налогоплательщика, которое должно повлечь отмену результатов акта проверки.




Вопросы, связанные с результатами досудебного урегулирования споров: сейчас в Президиуме ВАС есть дело, где решается вопрос, о том, предусмотрен ли досудебный порядок только для актов проверки либо для всех остальных действий (например, при апелляционном обжаловании).

Когда не вызывают лицо на рассмотрение возложений и других материалов проверки, то это существенное нарушение процедуры проверки. Когда не вызывают на апелляционное рассмотрение, то считают, что всё в порядке.

У нас налоговый контроль не отделен от нарушений в области налогового законодательства. Возникает целый ряд проблем, связанный в т.ч. с обжалованием актов, действий и бездействий налоговых органов, решений как официальных письменных документов.

8. Налоговые конфликты вызывают сроки в налоговом праве и налоговых правоотношениях. Вопросы возникают о приостановлении сроков давности в случае противодействию проведения налоговой проверки и непреодолимому препятствию в проведении такой проверки. Какие могут быть препятствия для налоговых органов, если по Закону о полиции, сотрудники полиции могут привлекаться для налоговых проверок? Для прекращения течения этого срока должно быть принято решение. Для этого нужно определенные основания.

9. Самостоятельное обнаружение налогоплательщиком в представленной декларации ошибок, приводящих к уменьшению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет. Нужно доказать это раньше, чем узнали об этом налоговые органы и прежде чем они назначали выездную проверку.

10. Конфликты, связанные с коллизиями в законодательстве при уплате страховых взносов, о коллизиях при выплате средств для обязательного социального страхования с одной стороны и об индивидуальном персонифицированном пенсионном учете с другой стороны. Что касается Закона об индивидуальном персонифицированном пенсионном счете, то там предусмотрен штраф в размере 10% от подлежащей уплате суммы за непредставление или несвоевременное представление соответствующих документов.



11. Вопросы, связанные с разграничением составов правонарушений по НК, по ФЗ О страховых взносах с одной стороны, и КоАП, с другой стороны.

В НК все налоговые платежи, которые не являются социальными налогами. А по разграничению НК и КоАП, и ФЗ о страховых взносах, то по субъектному составу. Например, если субъект должностное лицо, то санкции применяются по КоАП и по процедуре, предусмотренной в КоАП. Однако, есть исключения по таможенным составами и административная ответственность за непредставление сведений ф.л. как участников налоговых правоотношений (ст. 15.6 КоАП)- это также в КоАП определяется.

Была практика, если обязанности ф.л., которые указаны в решении налогового органа не были исполнены, то это квалифицировалось как неисполнение решений государственных органов, то это квалифицировалось по Главе 19 КоАП. Например, организация не исполнила решения по представлению формы 2-НДФЛ.



Вопросы, связанные с разграничением ответственности по административному и налоговому законодательству. Были вопросы, связанные с уклонением от уплаты налогов, а также определением крупного и особо крупного вреда бюджету.

12. Конфликты, связанные с распределением бремя доказывания, а также связанные с относимостью и допустимостью доказательств в налоговых спорах. У нас есть процессуальные правила о том, что каждая сторона должна обосновать свои требования путем доказательства тех обстоятельств, на которые она ссылается. Что касается бремя доказывания, то этот вопрос вызывает большие споры.

Что касается допустимости, то иногда пытаются в качестве допустимых использовать доказательства материалов проверки, приложением к актам.

13. Налогообложение с иностранным элементом либо в качестве объекта либо в качестве субъекта.

Способы разрешения налоговых конфликтов

Способа два:

1) Административный;

2) Судебный.

Стараются развивать именно административные, чтобы до суда доходило как можно меньше налоговых дел.

Если говорить об административном способе, то нужно понимать, что этот способ не нужно воспринимать как административное обжалование. Его нужно иметь в виду уже на стадии подготовки к исполнению налогового обязательства. Необходимо получить информацию в устной и/или письменной форме, а от компетентных органов либо на основе запроса либо в рамках консультаций. Желательно к таким консультациям привлекать людей, которые в этом разбираются.

В отношениях с иностранных субъектов речь идет о справке компетентного органа о месте резидентства такого субъекта, которая должны быть представлена до момента исполнения налогового обязательства. Речь также идет об СРП, о консолидированной группе налогоплательщиков, о соглашениях об установлении цен.

Постановка на учет в налоговом органе с определённым правовым статусом налогоплательщика. Речь идет о правовом положении статуса налогоплательщика с иностранным элементом (при открытии обособленного подразделения), о специальных налоговых режимах для малого и среднего бизнеса (ЕНВД, упрощенная система налогообложения).

Прежде чем исполнять налоговые обязательства, необходимо определиться с собственным правовым статусом и порядком исполнения налоговых обязательств.

При камеральной и выездной налоговых проверках, при проверке ФНС полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, при получении налоговыми органами информации о конкретных сделках от других участников таких сделок- только в рамках указанных производств могут проводиться мероприятия налогового контроля.

Помимо проверок, возможно истребование налоговыми органами информации о конкретных сделках другими участниками таких сделок (ст. 93.1 НК).

Какие применяются способы получения доказательств, которые могут быть использованы как основание для возникновения налоговых конфликтов и при их разрешении только в рамках налоговых проверок?

1) Истребование документов у налогоплательщика;

2) Истребование документов о налогоплательщика у его контрагента и или иных третьих лиц;

3) Производство выемки документов и предметов. Если есть полномочие по истребованию, то может быть применена выемка, если требованием не выполнено;

4) Допрос свидетеля;

5) Осмотр помещения;

6) Проведение экспертизы;

7) Привлечение специалиста;

8) Привлечение переводчика.

В рамках камеральной проверки допустимо только истребование документов у самого налогоплательщика в случаях, прямо предусмотренных налоговым законодательством. Если в представленной декларации заявлены применение льгот, суммы НДС к возмещению из бюджета, исчисление налогов, связанных с добычей полезных ископаемых либо если документы должны быть приложением к налоговой отчетности, но не были представлены одновременно с налоговой декларацией.

По этому поводу было дело в Президиуме ВАС- Постановление Президиума от 26 апреля 2011 года № 17393/10.

Выемка предметов и документов рассматривается как тот способ, который является производным от истребованиям. Она возможна в рамках камеральной налоговой проверки, когда возможна истребование документов.

Допрос свидетеля не допускается при камеральной налоговой проверки. Такая позиция закреплена также в Постановлении Президиума от 26 апреля 2011 года № 17393/10.

Осмотр помещений также при камеральной проверке не допускается- п. 23 ПП ВАС «О некоторых вопросах практики применения ч.1. НК» (опубликовано на сайте ВАСа).

Проведение экспертизы при камеральной проверке допускается только в случаях, предусмотренных НК. Это предусмотрено ФЗ № 132-ФЗ. Там один случай приведен: экспертиза отчетов о выполненных НИОКР.

Когда специалист дает экспертное заключение, то это подмена экспертизы и это не допустимо и не должно быть принято судом.

Налоговому ответчику должна быть предоставлена возможность участия в мероприятиях налогового контроля и дача пояснений в ходе этих мероприятий налогового контроля. Если допускаются процессуальные нарушения проверяющими, то лучше сначала это держать при себе, а потом при обжаловании использовать, т.к. существенные нарушения ведут к отмене решений налоговых органов.

Стадия рассмотрения материалов налоговой проверки

Налогоплательщику должна быть предоставлена возможность ознакомления с актом проверки либо дополнительных мероприятий и со всеми материалами проверки. До мероприятий составляется акт материалов проверки. Материалы проверки и дополнительные материалы рассматриваются в одинаковом порядке.

У налогоплательщика есть право, т.е. он может представить возражения на акт проверки в течение 15 рабочих дней. Для консолидированной группы налогоплательщиков- это 30 рабочих дней со дня получения акта проверки либо получения акта дополнительного налогового контроля.

Подаются в согласованный срок документы, которые подтверждают обоснованность возражений. Можно привезти такие документы на рассмотрение материалов проверки. Документы подаются в подлинниках либо в заверенных копиях.

Налогоплательщик должен быть извещен о месте и времени рассмотрения материалов проверки, которые должны быть рассмотрены руководителем налогового органа или его заместителя в течение определённого срока со дня получения акта проверки или акта дополнительных мероприятий налогового контроля. Указанный срок может быть продлён на 1 месяц, и налогоплательщику должна быть предоставлена возможность ознакомления со всеми документами проверки.

Рассмотрение материалов проверки часто называют рассмотрением возражений. Эти права должны быть обеспечены. Если возражения не представлены, то должно быть право прийти и выразить свои возражения на акт проверки.

Если не предоставлена возможность для представления возражений, не предоставлена возможность ознакомления с актом проверки, налогоплательщик не уведомлен о месте и вре5мени рассмотрения материалов проверки. Если документ представлен после рассмотрения возражений, и налогоплательщика не вызвали для рассмотрения этого документа, то всё это является существенными нарушениями, которые влекут отмену или признание недействительными решения о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении к ответственности, даже если нормы материального права применены верно. Т.е. отмена будет по процессуальным основаниям.

Налогоплательщику должна быть представлена возможность участия в мероприятиях проверки, независимо от представления им возражений.

При представлении дополнительных документов после рассмотрения материалов проверки они должна быть рассмотрены с соблюдением процедуры материалов проверки.

Например, приезжаем мы в налоговую, а нам говорят, что руководитель и его зам заняты. Но есть проверяющий, который под протокол, который потом будет подписан руководителем или его замом, рассмотрит материалы проверки. В этом случае ситуацией можно воспользоваться. Нужно носить диктофон. Во вторых есть такая форма как заявление, сделанная у нотариуса. Когда мы говорим, что руководитель и заместитель налогового органа не участвовали в результатах проверки. Но можно испортить потом отношения с налоговыми органами, которые входят в структуру ФНС. Лучше использовать следующее: мы говорим, что наша аудиозапись не соответствует тому, что написано в протоколе, и требуем исправления протоколы на основе расшифровке аудиозаписи.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководителем налогового органа или его заместителем принимается решение о привлечении налогоплательщика к ответственность за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности за налоговое правонарушение (например, когда была переплата). В случае необходимости получения дополнительных доказательств принимается решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в срок, не превышающий одного месяца.

После завершения дополнительных мероприятий их результаты должны быть рассмотрены с соблюдением процедур рассмотрения материалов проверки. Процедура предполагает повторное рассмотрение материалов налоговой проверки в той части, в которой дополнительные материалы были проработаны с участием того лица, который будет подписывать решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности. Не должно быть так, что материалы проверки рассматривает заместитель, а решение принимает руководитель. Это должно быть всегда одно лицо.

Досудебное рассмотрение

Решение о привлечении к ответственности либо в отказе в привлечении к ответственности может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в апелляционном порядке до его вступления в силу. Здесь нужно сказать, что апелляционный порядок обжалования однозначно применяется в отношении тех решений, которые приняты в результате налоговой проверки. Если речь идет о решениях о привлечении либо отказе в привлечении к налоговой ответственности, то вопрос о том, применяется ли апелляционный порядок, является спорным. Было Определение ВАС от 27 апреля 2012 № ВАС-2873/12 «О направлении дела, касающегося спора о применении административного порядка обжалования в отношении тех решений, которые вынесены не в результате налоговой проверки, в Президиум ВАС».

В Постановлении Президиума ВАС от 24 мая 2011 года № 18421/10 указано, что если решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности не было обжаловано в вышестоящем налоговом органе, то решение о частичном возмещении либо отказе в возмещении НДС должно быть обжаловано в досудебном порядке. Это Постановление Президиума будет предопределять Постановление Президиума, которые указано выше. Т.е. любые решения можно обжаловать в апелляционном порядке, т.е. после вступления в законную силу

Подается жалоба в апелляционный орган в течение 10 дней после вручения решения. Если жалоба подана, то решение вступает в силу с момента его утверждения вышестоящим органом по результатам рассмотрения его вышестоящим органов. С момента вручения решения исчисляется 10-дневный срок (10 рабочих дней) для его апелляционного обжалования. Решение не вступает в силу в течение этого срока. Если подана жалоба, то решение вступает в силу с момента утверждения жалобы вышестоящим органов. Если оно не было обжаловано в апелляционном порядке, то оно может быть обжалована налоговым органов в течение года с момента его вынесения. Досудебный порядок предполагает, что до обращения в суд нужно обратиться я вышестоящий налоговый орган либо в апелляционном порядке либо если пропущен срок в порядке обжалования вступивших в законную силу решений.

Обязательное досудебное обжалование предусмотрено по НК только для тех решений, которые вынесены по результатам налоговых проверок. Если лицо привлечено к ответственности не по результатам проверки, то применяется порядок обжалования действий или бездействий должностных лиц налоговых органов. Такие действия или бездействия могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган в течение 3-х месяцев со дня, когда лицо узнало либо должно было узнать о нарушении своих прав. В случае пропуска срока по уважительной причине он может быть восстановлен по заявлению лица, подающего жалобу.

Когда мы говорим об административном способе разрешения конфликтов, то мы должны предусмотреть взыскание сумм в административном порядке и пресекательные сроки.

Судебный способ разрешения налоговых конфликтов

Какие здесь существуют варианты реализации этого способа?

1) Предъявление налогоплательщиком требований неимущественного характера, т.е. оспаривания им решения, действия (например, незаконной выемки документов), либо бездействия (например, если истек срок о возмещении НДС, а решение принято), по производству по делам об оспаривании правовых актов органов публичной власти и должностных лиц. В этих делах бремя доказывания должно быть возложено на налоговый орган;

2) Предъявления налогоплательщиком требований имущественного характера, т.е. заявление иска о возврате либо зачете, возмещении излишне взысканных ил и уплаченных сумм налога, пеней и штрафа. Требования имущественного характера рассматриваются по правилам искового производства с учетом требований о производстве, возникающие из публичных правоотношений;

3) Предъявление налогоплательщиком требований в порядке нормоконтроля т.е. оспаривание норм подзаконных нормативных актов. Суды сейчас говорят, что раз акт был опубликован и действует, то нельзя его незаконным признать. Т.е. оспаривание норма подзаконных нормативно-правовых актов на предмет их соответствия закону либо оспаривание норм законов и их толковании в правоприменительной практики на предмет их соответствия Конституции РФ Конституциям и Уставам субъектов РФ;

4) Предъявление налоговым органом требования о взыскании налога, пеней и штрафа в судебном порядке, для которого установлена регламентированная процедура, предусматривающая предварительное предъявление требований и сроки, которые в данном случае могут быть восстановлены.

Стадия налогового учета и отчетности

Получение письменных разъяснений компетентных органов, прежде всего, Минфином, до совершения такой операции.

Также нужно применять налоговый аудит, который определит потенциальные искажения налоговых обязательств в финансовой отчетности. Работа по налоговому аудиту предполагает:

1) Анализ налогового статуса организации (является ли организация налогоплательщиком, налоговым агентом);Является ли налогоплательщик группой лиц, консолидированной группой налогоплательщиков; используется ли специальный налоговый режим;

2) Общая оценка соблюдения налогоплательщиком налогового законодательства и выявления тех сфер, которые требуют улучшения налогового администрирования;

3) Оценка методов налогового планирования, применяемых налогоплательщиком;

4) Анализ той налоговой выгоды, которой налогоплательщик пользуется на предмет выявления потенциальных налоговых рисков;

5) Анализ задолженностей по уплате российских налогов, пеней и штрафов;

6) Обзор последних и завершенных налоговых проверок, результатов предыдущего налогового аудита, потенциальных и реальных налоговых споров, в т.ч. судебных дел по налогам и сборам;

7) Анализ реальных налоговых рисков, связанных со спорами с налоговыми органами, если эти споры не завершены на момент налогового аудита.

8) Анализ и оценка система налоговых рисков и разовых или специфических налоговых рисков за период, открытый для проверки налоговых органов (если больше трех лет период, то проверять уже не надо);

9) Анализ уплаты налогов организацией: НДС, акцизы, налог на имущество, земельный налог;

10) Оценка необходимости и достаточности имеющейся информации, т.е. регистров аналитического и синтетического, бухгалтерского и/или налогового учета, данных из бухгалтерских программ (программа «САП»), вспомогательных расчетов налоговой базы, первичных бухгалтерских документах. Вся это информация используется для заполнения налоговой декларации и корректного определения налоговой базы по основным налогам.

11) Необходимо проверять наличие и правильность оформления принятой учетной политики для целей налогообложения- насколько она соответствует действующему законодательству;

12) Необходимо проанализировать выбранные способы налогового учета;

13) Необходимо проанализировать существующие договорные и контрактные отношения и ценовую политики для целей определения потенциальных рисков, связанных с трансфертным ценообразованием.

Налоговый аудит делится на внутренний и внешний: либо собственными силами либо с привлечением налоговых консультантов.

Необходимо отразить в учетной политике особенностей ведения налогового учета по рисковым операциям (например, операции хеджирования рисков). Требуется дополнительно документальное подтверждение с обоснованием рисковых операций. Рекомендуется составлять мотивированные бухгалтерские справки. Либо при разногласиях руководителя и главного бухгалтера, мотивированные письменные возражения руководителя.

Правовые приёмы защиты прав налогоплательщиков на стадии налоговой проверки

Необходимо представлять документы по требованию налогового органа с сопроводительными письмами и с мотивированными письменными пояснениями, т.к. нужно там отражать особенность ведения хозяйственной деятельности. Все документы нужно представлять с подробной описью. Налоговые органы будут воспринимать содержание этих документов, так как мы им напишем.

Нужно такие сопроводительные письма представлять не под роспись проверяющему, а через канцелярию в налоговый орган с получением отметки. Это серьезная гарантия того, что к нам не будет претензий, связанных с непредставлением или несвоевременным представлением документов.

Если допускаются налоговыми органами процессуальные злоупотребления, которые влекут нарушения прав налогоплательщиков (например, когда налоговые органы сами берут документы из шкафов; когда заставляют ксерокопировать все документы), то нужно составлять обращение в Минфин с описанием фактических обстоятельств и с вопросом о том, насколько это правомерно. Минфин направляет ответ в налоговый органа, а налогоплательщику говорит, что его обращение рассмотрено. Идея в том, что после этого поведение налогового органа поменяется в пользу налогоплательщика.

Вышестоящий орган может отменить любой акт нижестоящего органа. А судебные обращения допускаются только в том случае, когда это предусмотрено законом. И налоговые органы не могут обращаться в суд либо в отношении вышестоящих либо в отношении нижестоящих органов. Суд в любом случае будет связан теми доводами, которые заявлены заявителем.

У налогоплательщика есть право участия в конкретных мероприятиях налогового контроля: в допросе свидетеля, в выемке, в экспертизе, в осмотре, в участии специалиста и переводчика, а также представление необходимых пояснений. Такие пояснения желательно представлять в налоговый орган через канцелярию с получением отметки.

Стадия рассмотрения материалов налоговой проверки руководителем налогового органа или его заместителем

1) Налогоплательщик имеет право на ознакомление с актом проверки путем вручения на руки или отправкой по почте;

Не позднее следующего дня после получения акта налогоплательщик должен предоставить письмо о дате получения проверки и исчислить с этой даты в соответствии с НК, нужно указать срок для представления возражений с обоснованием порядка его исчисления. Понимание срока должно быть единообразное. Для возражений- 15 рабочих дней. Такое письмо в двух экземплярах в налоговый орган через канцелярию с отметкой.

2) Представление возражений с документальным подтверждением правовой позиции и фактических обстоятельств, изложенных в возражениях с приложениям к возражениям по описи (т.е. лист после просительной части- это приложение) и необходимо представить все документы, на которые мы ссылаемся в возрождениях, а также акты судебной практики ВАС и ФАСов округов с учетом того, что это акты обязательного толкования;

Судебные акты нужно постольку, поскольку практика должны быть учтена в соответствии с письмами ФНС, которые являются обязательными для налоговых органов и которые предполагают, что проекты решений не могут быть завизированы, если не учитывают судебную практику (Письмо от 30 мая 2006 года № ШС-6-14/550@ и Письмо от 14 сентября я 2007 года № ШС-6-18/716@). Такие письма обязательны для налоговых органов.

3) Участие в рассмотрении возражений и иных материалов налогового контроля и представление устных пояснений по вопросам, возникающим в ходе рассмотрения возражений;

Необходимо представить дополнительные письменные пояснения и документы по результатам рассмотрения возражений и иных материалов налогового контроля. Если такие материалы представляются, то необходимо участвовать в рассмотрении таких материалов и давать дополнительные письменные пояснения, если они у нас есть.

4) Ознакомление с решением о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля (тот же порядок, когда налогоплательщик должен быть ознакомлен с актом проверки);

5) Представление пояснений и документов при дополнительных мероприятиях налогового контроля- с описью документов, с мотивированными письменными пояснениями, через канцелярию налогового органа с получением отметки;

6) Ознакомление с актом дополнительных мероприятий налогового контроля и представление возражений на такой акт;

7) Участие в рассмотрении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Такие материалы должны быть рассмотрены лицом, которой рассматривал первоначальные материалы.

На стадии досудебного регулирования отношений с налоговым органом действуют следующие приёмы защиты прав налогоплательщиков

Нужно ознакомиться с решением о привлечении к ответственности либо в отказе к привлечения. Нужно предоставить письмо с датой получений и сроком подачи апелляционной жалобы либо обычной жалобы с обоснованием порядка исчисления такого срока (10 дней для апелляционного обжалования и год для обычного обжалования).

Необходимо представить апелляционную жалобу либо жалобу с документальным подтверждением обстоятельств, изложенных в жалобе с приложением по описи всех необходимых документов и актов судебной практики ВАС и ФАСов округов.

Здесь нужно учитывать следующее: налогоплательщик имеет право как на административное, так и на судебной обжалование любых действий и бездействий, а также актов как официальных письменных документов. Решение о привлечении к ответственности либо в отказе можно обжаловать, если они не вступили в силу, за исключением случаев обязательного досудебного обжалования.

Чтобы обжаловать решение либо действие/бездействие или иной официальный документ необходимо доказать, что он нарушает права и законные интересы налогоплательщика, а именно нарушает или создает препятствия в осуществлении прав налогоплательщика, незаконно возлагает какие-либо обязанности, либо предусматривает незаконное применение мер государственного принуждения либо мер ответственности. Когда обжаловали незаконное приостановление проверки, то в отказных определениях суды говорили, что это н нарушает прав налогоплательщика, т.к. в это время его не проверяют. Поэтому, нужно обосновывать, как это нарушает права и интересы: должен нарушать права, препятствовать в осуществлении обязанностей или налагать дополнительные либо незаконно применяет ответственность. Т .е. нужно говорить зачем пришли и с чем пришли.

То, что акт налогового органа, затрагивает права и интересы налогоплательщика, это должно быть субъективным мнением налогоплательщика.

Раньше можно было подавать ходатайство о вызове на рассмотрение апелляционной жалобы. Потом ВАС указал, что это не предусмотрено НК. Хотя, это право на участие в мероприятиях налогового контроля и право на представление документов.

Стадия судебного рассмотрения

Как правило, речь идет о вступивших в силу решений налоговых органов. Необходимо обратиться с заявлением о принятии обеспечительных мер в суд. Такие заявления удовлетворяются при предоставлении банковской гарантии, либо внесения средств в размере оспариваемой суммы на депозит суда при оспаривании решения о привлечении к ответственности либо в отказе от привлечения к ответственности.

Судебная практика исходит из того, что налогоплательщики вправе защищать нарушенные права двумя способами:

1) Предъявив требованиям неимущественного характера, т.е. оспаривается акт как официальный письменный документ. Это требования рассматривается в порядке, предусмотренном для порядка оспаривания ненормативных правовых актов органов публичной власти и их должностных лиц;

2) Предъявление требования имущественного характера, т.е. заявление иска о возмещении путем возврата либо зачета излишне взысканных или уплаченных сумм налога, пеней и штрафа. Это требование рассматривается по правилам искового производства с учетом особенностей рассмотрения дел, возникающих из административных правоотношений.

Налогоплательщик вправе использовать как оба способа одновременно, так и любой из них по своему усмотрению в зависимости от конкретных обстоятельств налогового спора.

На сайте ВАС размещен проект Постановления Пленума «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами ч.1. НК», который предполагает невозможность применения второго способа без предварительного применения первого способа и/или досудебного порядка урегулирования спора. В этом случае АС оставляет заявление налогоплательщика без рассмотрения.







Сейчас читают про: