Лекция 3 11 страница

Соответственно, в соответствии с таким проектом такой налогоплательщик может быть лишен представления доказательств (документов) в суд, не представленных на досудебной стадии.

А решение по первому вопросу может иметь преюдициальное значение, то налогоплательщик может проиграть второй иск и не получит возврат уплаченных сумм налогов, пеней и штрафов.

Такие меры будут работать против налогоплательщиков.

Какие есть процессуальные гарантии и ограничения для защиты прав и законных интересов налогоплательщиков при выборе каждого из способов защиты?

При требованиях неимущественного характера- это Глава 24 АПК:

1) Небольшой размер гос. пошлины- 2 000 рублей за каждое требование и по 1 000 за апелляционное и кассационное обжалование;

2) Связанность налогового органа доводами и доказательствами оспариваемого решения.

Был случай, когда кассация инициировала третью налоговую проверку. Судья сказал «если бы я была бы проверяющий, то проверила бы ещё один вопрос».

3) Суд в резолютивной части решения указывает на обязанность налогового органа возвратить суммы, взысканные на основании признанного недействительным решения налогового органа.

Если приходим только с неимущественным требованиям, то могут сказать: акт мы признали недействительный, но про возврат взысканных сумм ничего говорить не будем. И нужно идти с иском о взыскании соответствующих сумм с уплатой гос. пошлины. Так часто делали с исками о признании недействительным отказа в возмещении НДС.

В противном случае в решение суда не включаются положения об обязании налогового органа возвратить суммы, взысканные на основании оспариваемого решения, а налоговые органы могут отказываться производить возврат или зачет. Это не соответствует требованиям ст. 201 АПК.

Но такая гарантия предусмотрена в п. 83 Проекта Пленума ВАС по ч.1. НК.

4) Короткие сроки защиты нарушенных прав. Это ограничение. П.4. ст. 198 АПК- налогоплательщик вправе обратиться в суд в течение 3-х месяцев с момента, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Т.е. на налогоплательщика налагаются более жесткие ограничения в части потенциальной возможности защиты нарушенных прав.

5) Связанность налогоплательщика доказательствами, представленными на досудебной стадии разрешения спора. Это допустимо при аналогичном ограничении для налогового органа и свободным выбором налогоплательщиком способа защиты прав. А такое положение предусматривает проект ПП ВАС по ч.1. НК. Если налогоплательщик попытается представить доказательства, которых не было на досудебной стадии, то суд будет соответствующим образом оценивать допустимость таких доказательств.

Нужно представлять все необходимые документы в рамках налогового контроля либо вместе с возражениями.

Требования имущественного характера- Глава 22 АПК

1) При обращении с заявлением в суд в порядке искового производства необходимо уплатить большой размер гос. пошлины (больше, чем тот, который уплачивается при требовании неимущественного характере). Размер гос. пошлины определяется исходя из размера требования, что мотивирует к использования производства по оспариванию ненормативно-правовых актов;

2) Стороны не связаны доводами и доказательствами, представленными на досудебной стадии разрешения спора. Т.е. поскольку дело подлежит рассмотрению по правилам искового производства, то налогоплательщик и налоговый орган должны быть свободны в представлении доказательств в ходе искового производства;

3) Большие сроки на защиту нарушенных пары. П.3. ст. 79 НК- налогоплательщик вправе обратиться в суд в течение 3-х дет с момента, когда он узнал или должен был узнать о факте излишне взысканного налога.

Т.е. налогоплательщик располагает достаточным временем при формировании доказательств, а также формировании своей позиции при выборе прав.

Преимущества выбора того или иного способа защиты прав:

1) В случае небольшого спора выгодно предъявлять требования неимущественного характера;

2) А если требование объемно, то нужно выдвигать требование имущественного характера с рассмотрением требования в порядке искового производства.

Существующая концепция защиты прав налогоплательщиков стимулирует налоговые органы на более качественную работу в ходе налоговой проверки и досудебного разрешения спора. Она позволит налогоплательщику избежать обращения в суд, освободить суд от осуществляемой ими функции проведения налоговых проверок по делам, которые рассматриваются в порядке производств налоговых органов.

Налоговые сборы и пошлины

Понятие и виды сборов и пошлин; государственная пошлина; таможенная пошлина.

Понятие и виды сборов и пошлин

Доходы казны подразделились на домены (это частно-правовые доходы от государственного имущества (речь идет о государственных землях, местах, капитале, праве собственности государства на доходы от имущества, которое было получено государством в качестве пожертвований или находящегося на ограниченном вещном праве у государства)) и регалии.

В широком смысле слова суверенитет- это сущность регалий. Регалии в широком смысле слова- судебная и монетные регалии.

Что касается регалий в узком смысле слова, то здесь суверенитет является предпосылкой регалии, т.к. понятие регалии в узком смысле слова здесь следующее: права государств без ущерба ему могут быть реализованы третьими лицами (например, природоресурсные платежи).

Регалии в широком смысле слова- это таможенные пошлины, сборы, а в узком смысле слова- это доходы казны, которые предполагают взимание платежей за право пользования регалиями. Это не сборы и пошлины, т.к. нет признака эквивалентности: например, лицензионные платежи за право пользования полезными ископаемыми.

Пошлины- платежи за публично-правовые услуги. Такие платежи не обязательные, но принудительные при отсутствии соглашения о цене услуге и других условий её указания. Например, хотим управлять ТС- нужно пройти техническое обслуживание, хотим пройти техническое обслуживание- заплатите.

Различали следующие регалии как доходы казны (сейчас это сборы):

1) Промышленная (за выдачу лицензий, разрешений, доходы от монопольной деятельности- сейчас это не сборы);

2) Судебная;

3) Монетная- доходы от эмиссия де5неш;

4) Таможенные платежи;

5) Доходы от имущественных санкций;

6) Бесхозяйные- доходы от кладов и иного вымороченного имущества.

Сборы

Сборы в налоговом законодательстве- это сборы, пошлины, а также парафискалитеты. Они отличаются от налогов тем, что установлены в экономических и социальных интересов в пользу ю.л. публичного или частного права. Например, Российский сбор правообладателей, куда должен быть уплачен сбор в пользу авторов. Парафискалитеты, являясь принудительным платежами, должны быть установлены законом (т.к. фактически являются налогами), а не Постановлением Правительства (как например установлен авторский сбор Никиты Михалкова).

Признаки сбора

1) Сбор отличает принудительный характер. Принуждением обеспечена не обязанность как в случае с налогом, а право. Даже если это право не реализуется, то не может быть надлежащим образом исполнена обязанность, что чревата применением мер гос. принуждения. Например, для реализации права на управление ТС нужно пройти ТО, а чтобы его пройти нужно заплатить сбор.

Уплата сбора характеризуется принудительностью.

2) Индивидуальная возможность получения плательщиком сбора в ответ на платеж возможности удовлетворить свой интерес, состоящий в приобретении преимуществ и выгод. Речь идет о правовом интересе, состоящего в достижении позитивного юридического результата и выражающегося в тер видах последствий:

a) Получение доступа к праву, его реализации и защите, которое может быть достигнуто не иначе как с применением мер принуждения: право на судебную защиту, авторское право, права супругов и детей;

b) Получение самого права (таможенные платежи, плата за представление лицензий или разрешений, природоресурсные платежи, плата за предоставление лицензий и разрешений за пользование объектами животного мира- последние два платежа некоторые авторы не относят к сборам, в т.ч. Елена Владимировна);

c) Уплата сбора как условие для реализации права, реализация которого не возможна без выполнения обязанности (пример с ТО).

3) Возникновение встречной обязанности государства в ответ на получение сбора и возврат сбора в случае, когда обязательство государство не выполнено по причинам, не зависящем от плательщика сбора (именно по этому признаку платежи за загрязнение окружающей среды не могут быть отнесены к сборам, а являются налогом);

4) Компенсационный характер- размер сбора должен устанавливаться исходя из размера затрат на деятельность, за которую уплачивается сбор.

Формирование бюджетных ресурсов для решения общественных проблем в соизмерении с тем, сколько лицо затратило для ведения деятельности.

За равные услуги должны взиматься равные платежи, т.к. при определении сбора доминирующим элементом является объектом, т.к. общественные отношения, в связи с которыми установлена обязанность по уплате сбора. А налог должен быть соразмерен экономическим возможностям разных налогоплательщиков.

Иными словами, сбор - это принудительный платёж, внесение которого является условием доступа к праву, получение права, реализация права, порождающий встречное обязательство органа публичной власти перед плательщиком и сопоставимый с объёмом и характером этого обязательства.

Сборы в узком смысле слова, отличают от пошлин следующим образом. Сборы- это платежи за специально право, а пошлины- это платежи за публичные услуги и за пользование публичным имуществом, т.к.. публичные услуги оказываются на базе публичного имущества.

Устанавливается широкая система платежей налогового характера. А сборы и пошлины- это платежи налогового характера. Они должны устанавливаться только законом.

Такая система платежей налогового характера предусмотрена для того, чтобы не включать их в систему налогов и сборов, а регулировать их в том поярке, отличного от того, который уставлен для регулирования налогов и сборов.

Таможенная пошлина- это индивидуально платеж, т.к. её уплата сопровождается встречным обязательством сто стороны государства по предоставлению плательщику таможенными органами права перемещения товаров через таможенную границу. Нарушение этого принципа не может подтверждать тот факт, что такая пошлина является налогом. Фискальная составляющая таможенной пошлины обеспечивается за счет вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, газ природный и товары, выработанные из нефти. Такие товары имеют черты налогов. А остальные таможенные пошлины относятся к сборам. Основная функция иных таможенных пошлин- регулятивная, а не фискальная.

Таможенная пошлина- налоговый платеж и считается неправомерным его регулирование за рамками налогового законодательства. А ставки таможенных пошлин устанавливаются ПП, т.е. на подзаконном уровне.

Государственная пошлина- это сбор как имущественный барьер доступности субъективного права, который не может не влиять на поведение плательщиков государственной пошлины при реализации ими своих субъективных прав и интересов. Размер может варьироваться в зависимости от регулирующих целей.

Т.е. в государственной пошлине проявляется регулирующая функция, которая превалирует над фискальной. Проявление регулирующей функции наиболее ярко заметно на примере судебной пошлины, оказывающей воздействие на поведение сторон ответчика. В конечном итоге пошлина ложиться на проигравшую сторону. А также она стимулирует ответчика на заключение мирового соглашения до вынесения решения суда: возврат истцу 50% уплаченной пошлины, а остальное можно распределись согласно соглашению.

Сегодня фискальная функция сбора характеризуется ростом ставки сбора (скачкообразный рост), неэквивалентность компенсационности сбора затратам государства (сбор начинает приобретать характер налога) и конечно стоит обратить внимание на фискальную составляющую функции сбора, которая отходит на второй план, т.к. на неё влияет регулятивная составляющая, которая её вытесняет. Если коротко коснуться истории, то фискальная сумма сбора превалировала. Затем основания цель сбора была связана с покрытием расходов. А сейчас регулирующая функция сбора начинает преобладать над фискальной, чтобы мотивировать плательщику сбора на добросовестную реализацию правового статуса (права, обязанность, ответственность, гарантии) и должна препятствовать злоупотреблению правом.

Елена Владимировна Овчарова,

Старший преподаватель кафедры финансового права

Налоговое право-система правовых норма, регулирующих общественные отношения. Эта система состоит из ФП и АП. Нормы ФП- те нормы, которые регулируют О.О, в которых проявляется распределительная функция финансов- путем перераспределения денежных средств из частных в публичные фонды путем обязательных платежей. Мы получаем финансовую систему, которая состоит из публичных и частных фондов. Государство не существует для того, чтобы зарабатывать, а существует, чтобы тратить: а именно, финансировать и кредитовать те расходы, которые являются публичными, необходимыми для выполнения функций и задач государства. Для этого денежные средства перераспределяются из частных в публичные фонды. При нормальной бюджетной системе- это бюджеты страны. Когда мы говорим о налоговом методе, то мы говорим о бюджетном методе как методе формирования. Но есть ещё и гос корпорации.

Разделение между частными и публичными фондами проводится по цели. Основная цель частных фондов- накопление, а публичных фондов- обеспечить публичные расходы. Деятельность субъектов направлена на получения доходов. Это производственные и инфраструктурные фонды (денежные фонды), фонда кредитования и страхования, фонды домохозяйств и личные денежные фонды. Денежные средства перераспределяются из частных денежных фондов в публичные денежные фонды, т.е. от частных лиц к государству и его административно-территориальным образованиям как субъектам публичных фондов.

Метод обязательных платежей-безвозмездный, безвозвратный, обязательный платеж. Первая группа отношений- те отношения, которые регулируют реализацию распределительной функции финансов, необходимую для создания публичных денежный фондов путем перераспределения денежных средств из частных фондов в публичные налоговым методом, т.е. методом обязательных платежей. Эти отношения относятся к предмету ФП, а налоговые платежи- это один из видов бюджетных доходов.

Что касается группы О.О., которые относятся к предмету АП-это О.О. по налоговому администрированию. Речь идет о выработке налоговой политики и подзаконном регулировании, об администрировании налоговых доходов бюджета. Налоговые органы выступают ГАД и АД налоговых доходов. Речь также идет об учете налогоплательщиков. Налоговое администрирование широко применяется в законодательстве и в правоприменительной практики. У нас один и тот же орган и контролирует, и администрирует. И контролировать он будет с учетом бюджета, т.е. держа мысль о администрировании и пополнения бюджета. Поэтому, разделяют эти функции, а также разделяют функции по выработке политики и нормативно-подзаконного регулирования (задача Минфина) и налоговому контролю (Налоговые Органы). В налоговом контроле выражается контрольная функция финансовая. С учетом того, что деньги любят финансы и контроль, каждая распорядительная операция контролируется. Предметом АП выступает также применение мер административного принуждения в сфере налогов и сборов, включая меры административной ответственности за нарушения законодательства. Ответственность, которая предусмотрена в НК-это административная ответственность. Уголовная ответственность будет применяться всё меньше и меньше- только по результатам проверки, которая закончилась решением о привлечением к ответственности и только при наличии недоимки, материалы могут быть переданы правоохранительным органам. Также есть уголовная ответственность за создание фирм однодневок.

К ФП относятся элементы юридического состава налога. А к предмету АП относится налоговое администрирование, налоговый контроль, применение мер принуждения в налоговой сфере.

Не ясно, где налоговый контроль, а где уже меры ответственности. Сначала субъект подконтрольный и представляет информацию на себя самого, которую налоговые органы включают в акт проверки. Мы лишены таких процессуальных гарантий как право участвовать в пересмотре собственного дела при налоговом контроле.

Структура нашего курса

Этот курс- проблемы науки налогового права и налоговой философии:

I. Налоговая политика государства;

II. Толкование налогового государства;

III. Фискально-правовая техника налогообложения;

IV. Международное налоговое право;

V. Налоговый федерализм;

VI. Налоговое обязательство и способы обеспечения его исполнения;

VII. Налоговые риски;

VIII. Налоговое планирование;

IX. Правовые основы борьбы с уклонением от уплаты налогов;

X. Трансфертное ценообразование;

XI. Анти-оффшорное регулирование;

XII. Налоговая конфликтология и защита прав налогоплательщиков;

XIII. Проблемы системы обязательных платежей;

XIV. Промысловое налогообложение (здесь мы рассмотрим специальные налоговые режимы);

XV. Природо-ресурсное налогообложение;

XVI. Регулирующее налогообложение (когда регулирующая функция либо на уровне фискальной либо превалирует над ней- речь идет об акцизах либо о налоге на роскошь. Легальный алкоголь доступен только 30% населению России. Путин про налог на роскошь сказал, что западные люди все сверх доходы инвестируют в капитал. Если это делать, то никакого налога на роскошь не будет. Если с ними ничего не делать, то будет налог на роскошь). Налоговое регулирование нас стимулирует либо дестимилирует на совершение каких-либо действий).

Налоговая политика государства

Методология изучения налогового права

Нужно начать с исторического метода. Парламент регламентирует изъятие денежных средств из частных для формирования публичных денежных фондов средств. Это ничто иное как ограничение права собственности. Любые ограничения правового статуса гражданина могут быть установлены актом федерального Парламента- ч3. Ст. 55 КРФ. Единственная правовая форма установления налога- это закон парламента. Право собственности может быть ограничено путем четкого определения всех существенных элементов налогового обязательства. Это правило закреплено в ст. 57 НК. Иные формы обязательных платежей, существовавшие до парламентаризма- неприемлемы. После развития парламентаризма единственной формой обязательных платежей могут быть платежи, которые установлены актом Парламента. Т.е. регалии, кормления- это всё в прошлом.

Сравнительный метод

Его ещё называют сравнительно-правовым. Есть 4 базовых моделей системы налогов в мире в зависимости от той роли, которые играют различные налоговые доходы в доходах бюджетов. Англо-саксонская модель- это та модель, в которой превалируют прямые налоги. Англия- родина парламентаризма, а США-демократии.

Вторая модель-евро-континентальная. Превалируют социальные налоги, регулирующая функция превалирует над фискальной, либо эти функции равно порядковые. Значительное место занимают косвенные налоги. Европа- родина косвенных налогов. НДС- европейское изобретение. Родина НДС- Франция. В конце 70-х у них был экономический кризис, и с помощью НДС они спасались от кризиса. Есть 6 Директива ЕС по НДС. Его комментатором был Бенджамин Детерро. Этот документ использовался как основа разработки Главы 21 НК о НДС. А Европа научилась у нас злоупотреблениям по НДС. Герман Греф, когда встречался с ЕС, отвечал на вопросы о том, как бороться со злоупотреблениями при экспортных схемах.

Латино-американская модель- превалируют косвенные налоги. Их юридическая конструкция позволяет защитить бюджет от инфляции.

Российская модель- превалируют природо-ресурсные налоги- НДПИ и экспортно-импортные пошлины на нефть, газ и нефтепродукты. Будет снижаться природо-ресурсная рента. Упал объем потребления наших ресурсов из-за финансового кризиса. Мы должны создавать собственную производственную базу.

Смешанная модель- диверсифицированная структура налоговых доходов, чтобы избежать зависимость бюджета от отдельного вида или группы налоговых доходов. Смешанная модель сформировалась в России в 90-е годы. Стали разбивать налоговые механизмы, связанные с природно-ресурсной рентой и механизмы, связанные с Резервным Фондом и Фондом национального благосостояния.

Социологический метод. Он предполагает учет интересов различных социальных групп населения в налоговом регулировании, а особенно в практике применения налогового законодательства. Если мы говорим о том идеале, к которому необходимо стремиться при применении социологического метода, то мы должны обеспечить баланс публичных и частных интересов в налоговом праве. Но сделать это нужно так, чтобы публичные интересы совпадали с интересами общества, а частные интересы не были разобщены. Это возможно при сбалансированном бюджете (когда расходы могут быть обеспечены при всех поступлениях в бюджет, налоговые изъятия позволяют сохранить накопления, не посягают на капитал, не изымают ту сумму дохода, которая обеспечивает прожиточный минимум и поступательное экономическое развитие).

Понятие налоговой политики государства и приёмы реализации в государстве

Налоговая политика- это выработка и реализация официальной политики государства по следующим вопросам:

1. Какую долю национального дохода можно извлекать с помощью налогов;

2. Как эта сумма должна распределяться между социальными группами и между отраслями экономики;

3. Как эта сумма должна распределяться между отдельными налогоплательщиками.

Элементы налоговой политики:

1) Предполагается развитие производительных сил, которая обеспечивает рост промышленного производства и экономическое развитие, которое обеспечивает прирост ВВП.

2) Приоритеты в выборе субъектов и объектов налогообложения, в правильном определении таких элементов юридического состава налога как налоговая база и налоговые льготы в зависимости от субъектов налогообложения и отраслей экономики, в которой возникают объекты налогообложения;

3) Учет индивидуальной способности к уплате налога.

Следует сказать о тех аспектах, которые определяют налоговую политику. Что касается первого вопроса. Какую долю национального дохода можно извлекать с помощью налогов? Только ту часть свободного дохода, которую нет необходимости направлять на дальнейшее развитие производительных сил для того, чтобы обеспечить рост промышленного производства, экономическое развитие и прирост ВВП. Ни в коем случае нельзя затрагивать капитал при налогообложении. Если речь идет о многоукладной экономики, при которой равным образом защищаются все формы собственности, то государство «может резать ту курицу, которая несет золотые яйца». Должны быть предусмотрены меры налоговой оптимизации малого и среднего бизнеса, особенно в период формирования первоначального капитала и начального производства. Была предусмотрена дедушкина оговорка для ИП-условия налогообложения не могут быть изменены в худшую сторону, пока не будет наращен капитал, или не улучшит свою деятельность.

Что касается социальных групп- в зависимости от того, насколько максимально вложен труд при создании объекта налогообложения, менее тягостным должно быть само налогообложение. Чем менее трудоемким является накопление и получение капитала, тем тяжелым должно быть налогообложение, и наоборот.

Например, налогообложение игорного бизнеса. Чем больше расходов, тем меньше налоговая база при формировании налогооблагаемой прибыли. Налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу на сумму экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов. Налоговое бремя меньше для тех налогоплательщиков, у кого больше затрат на собственный бизнес, и наоборот.

Нужно учитывать амортизационные поступления, когда могут быть учтены амортизационные премии до 30%, когда речь идет о техническом перевооружении производства. Что касается социальных групп, то не испытывают налоговое бремя студенты и пенсионеры, т.к. необходимо обеспечивать минимальный прожит очный минимум, который гарантируется путем получения пенсии или стипендии.

Регулирующая функция, наряду с фискальной, реализуется при налогообложение производства и оборота алкогольной продукции. И этот бизнес на 70% становится теневым. Обсуждается возможность введения государственной монополии. Акцизами традиционно облагались алкоголь и был специально налог на игорный бизнес. Налогообложение в этих целях выполняло как фискальную, так и регулирующие цели. Либо регулирующая превалировала над фискальной, либо они были равно порядковыми.

Как эта сумма должна распределяться между отдельными налогоплательщиками?

Необходимость обеспечить необлагаемый минимум для восстановления и производства рабочей силы. Второй аспект- необходимо обеспечить приоритет фискальной функции над регулирующей, чтобы налогообложение не заставляло налогоплательщиков отказываться от реализации основных конституционных прав и не подрывало их инвестиционных возможностей как основы для дальнейшего их развития. Например, сборы за регистрацию по месту жительства в наиболее благоприятных для жизни регионах страны- это было признано неконституционной мерой.

Тенденции современной налоговой политики:

1) Временное снижение ставок и количества налогов при фактической открытости и тенденции к расширению системы обязательных платежей, в т.ч. парафискалитетов (те платежи, которые являются обязательными, но платятся не в пользу публичных образований- например, авторский сбор);

2) Ставки уже частично увеличены- например, 10% ставка страховых взносов для высокооплачиваемых работников от 512 тыс. рублей и будут увеличены в дальнейшем;

3) Многие обязательные платежи будут названы налогами и будут учтены в качестве налогов-страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Основная цель связана с необходимостью обеспечить единое налоговое администрирование налоговыми органами.

4) Будет повышено бремя косвенных налогов- обсуждают увеличение ставки НДС-до 20%.

После выборов планируют вернуться к прежней системе и увеличить налоговое бремя. Патентная система более эффективная, чем нынешняя промыслового налогообложения малого и среднего бизнеса. Идут тенденции к снижению природо-ресурсной ренты. Бюджет больше не будет переполнен НДПИ, экспортными и импортными пошлинами на нефть, газ, нефтепродукты. Нужно осваивать альтернативные источники энергии.

5) Неопределенность и карательность нашего налогового законодательства. Нужно разрабатывать эффективные правила налогового планирования. Наш правоприменитель в лице налоговых органов и судов, выработал подходы в связи с оценкой уменьшения налогового бремени. Критерии такой оценки заложены в ПП ВАС от 12 октября 2006 года №53.Эта оценка, связанная с деловой целью, приоритета существа над формой, должной осмотрительности при выборе контрагентов и реальности операций. Все эти понятия являются оценочными. ВАС в своем постановлении обязал арбитражные суды при рассмотрении налоговых споров придерживаться этих критериев. Это не законодательный акт, но те указания, которые позволяют поставить точку в налоговом споре. Но они содержат оценочные критерии, которые применяются исходя из усмотрения при рассмотрении каждого дела. Если встает вопрос о должной осмотрительности в выборе контрагента, то мы сталкиваемся с уголовным преступлением за создание фирм однодневок для целей налоговой оптимизации. НК предусматривает меры принуждения в виде пеней, штрафов, взысканий, если налогоплательщик неправильно определил налоговую базу и исчислил суммы уплаты налогов в бюджет. Понятие добросовестности и обоснованной налоговой выгоды не предусмотрена НК.

6) Бремя доказывания в налоговых спорах переносится с налогового органа на налогоплательщика. Изначально оно возлагалось на налоговый орган. Именно налогоплательщик в споре с налоговым органом должен доказать свою добросовестность и обоснованность получения им налоговой выгоды, исходя из получения такой выгоды. А налогоплательщик добросовестно заблуждался при выборе поставщиков, но проявил должную осмотрительность при выборе контрагентов. Этот процесс не должен быть состязательным. Судья должен становиться налогоплательщика. Это позволяет компенсировать неравенство компетенции субъекта, наделенного государственно-властными полномочиями и субъекта, не наделенного такой компетенции. Нужно налогоплательщику разъяснять права, помогать собирать доказательства. У нас же это превратилось в обычный арбитражный процесс, в процесс инквизиционный;

7) Защита прав налогоплательщиков перенесена из судебной системы в систему налоговых органов. Необоснованные претензии, по которым сформирована судебная практика, они снимаются на стадии рассмотрения возражений налогоплательщиков на стадии проверки налогового органа и на стадии подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган на решения, принятые по результатам проверки нижестоящим налоговым органом. Налогоплательщику отказывают в удовлетворении требований, если сформирована негативная практика. Судебная практика складывается, главным образом, не в интересах налогоплательщиков, особенно, если в таких делах отсчитываются поставщики. Сейчас около 60% удовлетворяются требования налогоплательщиков в АС, а в ВАСе- 50%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: