Порядок проведения налоговых проверок

Пользователи информации, представленные в бухгалтерской отчетности

№п/п Пользователи отчетности Интерес в организации
  Собственники Получение дивидендов
  Кредиторы взаимодавцы Получение процентов и возврат кредитов и займов
  Инвесторы Доход по вкладам, инвестициям
  Исполнительный орган, руководство Оплата труда, другие привилегии
  Поставщики Оплата поставок
  Покупатели Получение товаров, работ, услуг
  Государственные органы Налоги и сборы

Аудиторский контроль (внешний аудит) может осуществляться юридическими лицами, аудиторскими организациями или аудиторами-физическими лицами.

При этом, обязательный аудит проводится исключительно аудиторскими организациями.

Аудиторская организация может иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную ГК РФ, кроме ОАО, государственного или муниципального унитарного предприятия, некоммерческая организация.

По степени обязательности аудиторский контроль подразделяется на обязательный аудит и инициативный, по составу и объему проверяемой документации на аудит годовой бухгалтерской отчетности и специальный аудит. По виду исполнителя аудиторских услуг аудиторский контроль подразделяется на внешний и внутренний аудит.

Контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей осуществляется налоговыми органами. Налоговым кодексом определены следующие формы налогового контроля:

1.Налоговые проверки

2.Получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков налоговых сборов.

3.Проверки данных учета и отчетности.

4.Осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода.

5.Другие формы, предусмотренные Кодексом.

Наиболее распространенной формой налогового контроля является налоговая проверка, которая может быть камеральной или выездной. Налоговой проверкой могут быть охвачены исключительно три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавшие году проведения проверки. Выездная налоговая проверка проводится на основании оформленного в установленном порядке решения руководителя (его заместителя) налогового органа. Период проведения выездной налоговой проверки ограничен двумя месяцами. При этом, указанный срок может быть продлен до 4 месяцев, а в исключительных – до шести. Установлено ограничение по количеству выездных налоговых проверок в течение одного календарного года. Налоговый орган не в праве проводить 2 и более проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Исключение составляют случаи, когда:

1.Выездная налоговая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации

2.Выездная налоговая проверка осуществляется вышестоящим налоговым органом, в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

3.Налогоплательщикам предоставляется уточненная налоговая декларация с указанием суммы налога в размере меньшим ранее заявленного.

Наряду с решением руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки, должностные лица налоговых органов, прибывшие для проведения проверки, обязаны предъявить служебные удостоверения.

По результатам выездной налоговой проверки лицами, проводившими проверку, составляется справка проведения проверки с указанием предмета проверки и срока ее проведения. При этом, датой начала проверки является дата вынесения решения о проведении проверки, а датой ее окончания – дата составления указанной выше справки.

Юридическим лицам необходимо знать, что при проведении выездной налоговой проверки должностные лица налоговых органов имеют право провести инвентаризацию имущества налогоплательщика, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода, а также осуществлять иные права, предусмотренные статьей 31 НК РФ, в том числе вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений в налоговые органы, привлекать для проведения налогового контроля на договорной основе специалистов и экспертов.

По завершении выездной налоговой проверки налоговыми органами составляется акт по результатам такой проверки, срок, в течение которого составляется акт, равен 10 рабочим дням с момента выявления нарушения. Акт выездной налоговой проверки должен быть составлен по установленной форме. Акт передается руководителю организации или его представителю под расписку или любым другим способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком. После получения акта выездной налоговой проверки и ознакомления с ним проверяемое лицо в случае несогласия с фактами в праве в течение 15 дней со дня получения акта представить в налоговый орган свои возражения по акту в целом, либо по отдельным положениям акта.

По истечении срока, предусмотренного кодексом, для представления возражений по акту, руководителем (его заместителем) в срок, не превышающий 10 дней, рассматриваются акт налоговой проверки и документы, представленные налогоплательщиком, который заблаговременно должен быть извещен о времени и месте рассмотрения материалов проверки, но не более, чем на 1 месяц. После рассмотрения материалов проверки руководителем налогового органа должно быть принято одно из следующих решений (в течение 10 раб. Дней):

А) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения

Б) об отказе привлечения налогоплательщика к ответственности

В) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

По решению о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения ему должно быть направлено требование об уплате налогов и штрафных и финансовых санкций.

Налогоплательщик же имеет в свою очередь право в 10-дневнй срок обратиться в вышестоящий налоговый орган для обжалования решения о привлечении к ответственности, после чего решение вступает в законную силу с 01 января 2008 года решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения можно обжаловать в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: