Решение проблем в социальной сфере осуществляется в рамках социальной региональной политики. Значительную роль должна сыграть реализация национальных проектов, которые направлены на решение приоритетных проблем в социальной сфере.
Основные направления реформирования социальной сферы современной России
А) реформирование системы пенсионного обеспечения.
Во-первых, увеличилось число пенсионеров и соответственно снизилось отношение пенсионеров и работающих. Сегодня оно составляет 1: 1,8. (было 1:10)
Во-вторых, снижается доля зарплаты в общей структуре доходов населения.
В - третьих, сокращается количество занятых в народном хозяйстве – с 75, 8 до 68,5 млн. человек за пять лет.
В-четвертых, большое число льготных пенсий.
Б) Второе направление – организация здравоохранения на принципах социального страхования и регулирования рынка с многоканальной системой финансирования.
Социальное медицинское страхование обеспечивает получение медицинской помощи на принципах общественной солидарности (независимо от уровня доходов, возраста, состояния здоровья). Роль свободного рынка медицинских услуг – удовлетворение потребности населения сверх гарантированного минимума.
|
|
Основные направления реализации национальных проектов на 2009-2012гг.
Национальный проект «Здоровье»
1. Формирование здорового образа жизни.
С 2009 года началось осуществление нового направления реализации проекта по формированию здорового образа жизни. Основой направления - информационно-разъяснительная кампания, на базе которой должны осуществляться программы и мероприятия по: повышению информированности населения; поддержке общественных инициатив, направленных на укрепление здоровья населения; привлечению к мероприятиям бизнеса, особенно производящего товары и услуги, связанные со здоровьем.
На наш взгляд, нужно сначала направить общество по “пути здоровья”, а именно (несколько важных мер):
· запретить рекламу сигарет и спиртного, запретить курение в общественных местах (как это сделали во многих развитых странах);
· развернуть кампанию по пропаганде здорового образа жизни, а не пропаганде “пивново-сигаретного образа жизни”. Государство должно думать о своих гражданах, а не о том, как на их слабостях набить свои карманы и карманы “пивных” баронов “грязными” деньгами от продажи “губительных” продуктов;
· открыть по всей стране Центры Здоровья, где бесплатно молодежь могла бы заниматься спортом;
· обеспечить население чистой питьевой.
2. Развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний.
|
|
Будет продолжено осуществление стимулирующих денежных выплат медицинскому персоналу участковой службы, персоналу фельдшерско-акушерских пунктов и скорой медицинской помощи; подготовка и переподготовка врачей первичного звена здравоохранения; развитие системы диспансеризации населения.
3. Повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.
4. Совершенствование медицинской помощи матерям и детям.
Национальный проект “Образование”
1. Модернизация институтов образования как инструментов социального развития: ежемесячное вознаграждение за классное руководство, включая учителей начальных классов; с 2010 года - реализация в рамках программ субъектов Российской Федерации и мероприятий Федеральной целевой программы развития образования, а также мероприятия «Современная школа».
2. Развитие инновационного характера базового образования как основы становления экономики знаний
Государственная поддержка в 2009 году 31 субъекта Российской Федерации, внедряющего комплексные проекты модернизации образования; с 2010 года - распространение отработанных моделей во всех субъектах Российской Федерации при поддержке внедрения оплаты за классное руководство в рамках перехода на новые системы оплаты труда.
3. Создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров
Национальный проект “Доступное и комфортное жильё гражданам России”
В настоящее время жилищная проблема стоит перед 61% российских семей. Общая потребность населения России в жилье составляет примерно 1569,8 млн. квадратных метров. Низкие объемы жилищного строительства и высокий спрос делают жилье очень дорогим, к тому же система ипотечного жилищного кредитования еще не достаточно развита.
1. Развитие массового жилищного строительства
В рамках указанного направления будут реализовываться мероприятия по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой, обеспечению автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой малоэтажной и многоквартирной застройки, развитию инженерной инфраструктуры субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также вовлечению в жилищное строительство земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
2. Государственная поддержка спроса на рынке жилья будет осуществляться через систему ипотечного жилищного кредитования и мероприятия по обеспечению жильем участников Великой Отечественной войны, молодых семей и отдельных категорий граждан.
3. Повышение качества жилищного фонда, жилищных и коммунальных услуг потребует реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и проведению капитального ремонта многоквартирных домов, а также модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Важным фактором, влияющим как на содержание и формы вхождения России в мировые хозяйственные связи, становится расширение непосредственного участия регионов РФ во внешнеэкономической деятельности
Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими внешнеэкономическую деятельность регионов России, являются:
- ФЗ от 8.12.03г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в ред. от 02.02.2006);
- ФЗ от 8.12.03г. №165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (в ред. от 30.12.2006);
- ФЗ от 07.07.1993г. №5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» (в ред. от 23.07.2008).
В основе внешнеэкономической деятельности российских регионов лежит:
1. Объективный интерес экономической территории, взаимодействующей с окружающим внешним миром;
2. Экономический интерес хозяйствующего субъекта;
|
|
3. Общероссийский интереса в области внешнеэкономической деятельности региона.
Механизм внешнеэкономической деятельности в регионах РФ включает:
-международную торговлю, кооперацию производства, в том числе функционирование совместных предприятий,
- привлечение иностранных инвестиций,
- активизацию во внешнеэкономических связях малого и среднего бизнеса,
- приграничное сотрудничество российских регионов,
- использование преимуществ зон свободного предпринимательства.
Основными функциями субъектов РФ в области внешнеэкономической деятельности:
ü совершенствование структуры экономики региона (как путем участия в реализации общефедеральных программ, так и самостоятельно);
ü содействие в меру возможностей организации кредитования и страхования экспортных сделок регионального значения;
ü налаживание экономического сотрудничества с зарубежными государствами и их регионами при наличии обоюдной заинтересованности;
ü помощь в организации сбытовой и информационной инфраструктуры внешнеэкономической деятельности (как совместно с федеральными властями, так и самостоятельно); содействие хозяйствующим субъектам в организации экспортно-импортных сделок, удовлетворяющих потребности региона.
17. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В РЕГИОНЕ И МЕТОДЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Сущность региональной экологической политики – это совокупность целей, задач, принципов и основных направлений деятельности органов территориального управления в экологической сфере, получающих закрепление в соответствующих регулирующих документах.
Государственная экологическая политика направлена на оздоровление и стабилизацию экологической обстановки в регионе, выполнение законов и нормативно-правовых актов в сфере охраны окружающей среды, принятых на федеральном и региональном уровнях. Таким образом, э кологическая политика предполагает предотвращение детериорации (ухудшения, порчи), улучшение экологической ситуации в регионе. Т.е. г лавная задача региональной экологической политики является поддержание нормального состояния окружающей природной среды.
|
|
Принципы региональной политики в области экологии:
- устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание его экономической, социальной и экологической составляющим, и признание невозможности развития человеческого общества при деградации природы;
- приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию ее ресурсов
- справедливое распределение доходов от использования природных ресурсов и доступа к ним;
- предотвращение негативных экологических последствий в результате хозяйственной деятельности, учет отдаленных экологических последствий;
- отказ от хозяйственных и иных проектов, связанных с воздействием на природные системы, если их последствия непредсказуемы для окружающей среды;
- природопользование на платной основе и возмещение населению и окружающей среде ущерба, наносимого в результате нарушения законодательства об охране окружающей среды;
- открытость экологической информации;
- участие гражданского общества, органов самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Приоритетные направления экологической политики:
• экологически обоснованное размещение производительных сил;
• безопасное для экологии развитие промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства;
• рациональное использование природных ресурсов;
• предупреждение возникновения противоречий в экологически неблагоприятных регионах между развитием производительных сил и сохранением экологического равновесия;
• обеспечение естественного развития экосистем, сохранение и восстановление уникальных природных комплексов;
• совершенствование управления в области охраны окружающей среды.
Экономический механизм охраны окружающей природной среды:
- в планировании и финансировании природоохранных мероприятий;
- в установлении лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов;
- в утверждении нормативов оплаты и размеров платежей за использование природных ресурсов;
- в предоставлении предприятиям, организациям и гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;
- в возмещении в установленном порядке вреда, причиняемого окружающей природной среде и здоровью человека.