Региональные аспекты регулирования внешнеэкономической деятельности

Решение проблем в социальной сфере осуществляется в рамках социальной региональной политики. Значительную роль должна сыграть реализация национальных проектов, которые направлены на решение приоритетных проблем в социальной сфере.

Основные направления реформирования социальной сферы современной России

А) реформирование системы пенсионного обеспечения.

Во-первых, увеличилось число пенсионеров и соответственно снизилось отношение пенсионеров и работающих. Сегодня оно составляет 1: 1,8. (было 1:10)

Во-вторых, снижается доля зарплаты в общей структуре доходов населения.

В - третьих, сокращается количество занятых в народном хозяйстве – с 75, 8 до 68,5 млн. человек за пять лет.

В-четвертых, большое число льготных пенсий.

Б) Второе направление – организация здравоохранения на принципах социального страхования и регулирования рынка с многоканальной системой финансирования.

Социальное медицинское страхование обеспечивает получение медицинской помощи на принципах общественной солидарности (независимо от уровня доходов, возраста, состояния здоровья). Роль свободного рынка медицинских услуг – удовлетворение потребности населения сверх гарантированного минимума.

Основные направления реализации национальных проектов на 2009-2012гг.

Национальный проект «Здоровье»

1. Формирование здорового образа жизни.

С 2009 года началось осуществление нового направления реализации проекта по формированию здорового образа жизни. Основой направления - информационно-разъяснительная кампания, на базе которой должны осуществляться программы и мероприятия по: повышению информированности населения; поддержке общественных инициатив, направленных на укрепление здоровья населения; привлечению к мероприятиям бизнеса, особенно производящего товары и услуги, связанные со здоровьем.

На наш взгляд, нужно сначала направить общество по “пути здоровья”, а именно (несколько важных мер):

· запретить рекламу сигарет и спиртного, запретить курение в общественных местах (как это сделали во многих развитых странах);

· развернуть кампанию по пропаганде здорового образа жизни, а не пропаганде “пивново-сигаретного образа жизни”. Государство должно думать о своих гражданах, а не о том, как на их слабостях набить свои карманы и карманы “пивных” баронов “грязными” деньгами от продажи “губительных” продуктов;

· открыть по всей стране Центры Здоровья, где бесплатно молодежь могла бы заниматься спортом;

· обеспечить население чистой питьевой.

2. Развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний.

Будет продолжено осуществление стимулирующих денежных выплат медицинскому персоналу участковой службы, персоналу фельдшерско-акушерских пунктов и скорой медицинской помощи; подготовка и переподготовка врачей первичного звена здравоохранения; развитие системы диспансеризации населения.

3. Повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.

4. Совершенствование медицинской помощи матерям и детям.

Национальный проект “Образование”

1. Модернизация институтов образования как инструментов социального развития: ежемесячное вознаграждение за классное руководство, включая учителей начальных классов; с 2010 года - реализация в рамках программ субъектов Российской Федерации и мероприятий Федеральной целевой программы развития образования, а также мероприятия «Современная школа».

2. Развитие инновационного характера базового образования как основы становления экономики знаний

Государственная поддержка в 2009 году 31 субъекта Российской Федерации, внедряющего комплексные проекты модернизации образования; с 2010 года - распространение отработанных моделей во всех субъектах Российской Федерации при поддержке внедрения оплаты за классное руководство в рамках перехода на новые системы оплаты труда.

3. Создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров

Национальный проект “Доступное и комфортное жильё гражданам России”

В настоящее время жилищная проблема стоит перед 61% российских семей. Общая потребность населения России в жилье составляет примерно 1569,8 млн. квадратных метров. Низкие объемы жилищного строительства и высокий спрос делают жилье очень дорогим, к тому же система ипотечного жилищного кредитования еще не достаточно развита.

1. Развитие массового жилищного строительства

В рамках указанного направления будут реализовываться мероприятия по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой, обеспечению автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой малоэтажной и многоквартирной застройки, развитию инженерной инфраструктуры субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также вовлечению в жилищное строительство земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

2. Государственная поддержка спроса на рынке жилья будет осуществляться через систему ипотечного жилищного кредитования и мероприятия по обеспечению жильем участников Великой Отечественной войны, молодых семей и отдельных категорий граждан.

3. Повышение качества жилищного фонда, жилищных и коммунальных услуг потребует реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и проведению капитального ремонта многоквартирных домов, а также модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

Важным фактором, влияющим как на содержание и формы вхождения России в мировые хозяйственные связи, становится расширение непосредственного участия регионов РФ во внешнеэкономической деятельности

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими внешнеэкономическую деятельность регионов России, являются:

- ФЗ от 8.12.03г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в ред. от 02.02.2006);

- ФЗ от 8.12.03г. №165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (в ред. от 30.12.2006);

- ФЗ от 07.07.1993г. №5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» (в ред. от 23.07.2008).

В основе внешнеэкономической деятельности российских регионов лежит:

1. Объективный интерес экономической территории, взаимодействующей с окружающим внешним миром;

2. Экономический интерес хозяйствующего субъекта;

3. Общероссийский интереса в области внешнеэкономической деятельности региона.

Механизм внешнеэкономической деятельности в регионах РФ включает:

-международную торговлю, кооперацию производства, в том числе функционирование совместных предприятий,

- привлечение иностранных инвестиций,

- активизацию во внешнеэкономических связях малого и среднего бизнеса,

- приграничное сотрудничество российских регионов,

- использование преимуществ зон свободного предпринимательства.

Основными функциями субъектов РФ в области внешнеэкономической деятельности:

ü совершенствование структуры экономики региона (как путем участия в реализации общефедеральных программ, так и самостоятельно);

ü содействие в меру возможностей организации кредитования и страхования экспортных сделок регионального значения;

ü налаживание экономического сотрудничества с зарубежными государствами и их регионами при наличии обоюдной заинтересованности;

ü помощь в организации сбытовой и информационной инфраструктуры внешнеэкономической деятельности (как совместно с федеральными властями, так и самостоятельно); содействие хозяйствующим субъектам в организации экспортно-импортных сделок, удовлетворяющих потребности региона.

17. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В РЕГИОНЕ И МЕТОДЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Сущность региональной экологической политики – это совокупность це­лей, задач, принципов и основных направлений деятельности органов территориального управления в экологической сфере, получающих закрепление в соответствующих регулирующих документах.

Государственная экологическая политика направлена на оздоров­ление и стабилизацию экологической обстановки в регионе, выпол­нение законов и нормативно-правовых актов в сфере охраны окру­жающей среды, принятых на федеральном и региональном уровнях. Таким образом, э кологическая политика предполагает предотвращение детериорации (ухудшения, порчи), улучшение экологической ситуации в регионе. Т.е. г лавная задача региональной экологической политики является поддержание нормального состояния окру­жающей природной среды.

Принципы региональной политики в области экологии:

- устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание его экономической, социальной и экологической составляющим, и признание невозможности развития человеческого общества при деградации природы;

- приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию ее ресурсов

- справедливое распределение доходов от использования природ­ных ресурсов и доступа к ним;

- предотвращение негативных экологических последствий в ре­зультате хозяйственной деятельности, учет отдаленных экологи­ческих последствий;

- отказ от хозяйственных и иных проектов, связанных с воздей­ствием на природные системы, если их последствия непредска­зуемы для окружающей среды;

- природопользование на платной основе и возмещение населе­нию и окружающей среде ущерба, наносимого в результате на­рушения законодательства об охране окружающей среды;

- открытость экологической информации;

- участие гражданского общества, органов самоуправления и де­ловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Приоритетные направления экологической политики:

• экологически обоснованное размещение производительных сил;

• безопасное для экологии развитие промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и коммунального хозяй­ства;

• рациональное использование природных ресурсов;

• предупреждение возникновения противоречий в экологиче­ски неблагоприятных регионах между развитием производитель­ных сил и сохранением экологического равновесия;

• обеспечение естественного развития экосистем, сохранение и восстановление уникальных природных комплексов;

• совершенствование управления в области охраны окружаю­щей среды.

Экономический механизм охраны окружающей при­родной среды:

- в планировании и финансировании природоохранных мероприятий;

- в установлении лимитов ис­пользования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязня­ющих веществ в окружающую природную среду и размещения от­ходов;

- в утверждении нормативов оплаты и размеров платежей за использование природных ресурсов;

- в предоставлении предприятиям, организациям и гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении дру­гих эффективных мер по охране окружающей природной среды;

- в возмещении в установленном порядке вреда, причиняемого окру­жающей природной среде и здоровью человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: