План лекции
- «Введение в языкознание» как учебная дисциплина. Языкознание как наука о языке.
- Язык, речь, речевая и языковая деятельность.
- Функции языка.
- Связь языкознания с другими науками.
- Основные разделы языкознания.
1. «Введение в языкознание» как учебная дисциплина
Курс «Введение в языкознание» - начальный элементарный курс общего языкознания, дающий первые сведения о языке вообще, о его структуре, об основных понятиях и терминах языкознания.
Главные цели и задачи курса:
1) познакомиться с основами теории языка;
2) дать представление о языке как средстве общения и о языке как о знаковой системе;
3) объяснить происхождение языка и закономерности его развития;
4) дать очерк основных разделов общего языкознания;
5) развить навыки лингвистического мышления и владения специальной терминологией;
6) рассмотреть классификацию языков народов мира.
Языкознание, языковедение, лингвистика - наука, изучающая языки (существующие, существовавшие, могущие существовать в будущем), а тем самым язык вообще.
Языкознание (языковедение, лингвистика) - наука о естественном языке вообще и обо всех языках мира как индивидуальных его представителях.
На свете, по последним данным (Горячие точки в лингвистике // ВЯ, 1996. № 2), еще существует около 6 тыс. языков, на которых все еще говорят люди. Но, по последним оценкам, только 10 процентов из них уцелеет к концу столетия. Сотни языков уже вымерли, и этот процесс трагическим образом все больше и больше ускорялся во второй половине 20 в. Число языков мира достигло своего наибольшего количества в 15 в. н. э., то есть до того как началась колонизация Африки, Америки, Австралии. С тех пор возобладали силы, стирающие языки с лица земли. На данный момент ежегодно вымирают около десятка языков. Является ли этот процесс желанным или прискорбным, но ясно одно: сохранение языкового многообразия является одной из коренных задач лингвистики.
Следует различать практическое знание языков и научное их изучение. Говорить на многих языках еще не означает быть языковедом (лингвистом). Для него важно научное понимание языка, хотя бы единственного.
Внутри лингвистики различают частное и общее языкознание (лингвистика). Частное занимается отдельным языком (напр. русским, английским, немецким, французским) или группой родственных языков (напр. славянскими языками). Частное языкознание может быть синхроническим (описательным), описывающим факты языка, состояние языка в определенную эпоху, в какой-то момент его истории (чаще всего - факты современного языка), либо диахроническим (историческим), прослеживающим развитие языка на протяжении большего или меньшего отрезка времени. Отношения между синхронией и диахронией Фердинанд де Соссюр выразил так: Синхрония - «ось одновременности» (отражает отношения между элементами языковой системы, вмешательство времени исключено). Диахрония - «ось последовательности» (отношения между одним и тем же элементом языка на разных этапах времени).