Направления административной реформы

Исторический опыт реформ в России

Обобщая исторический опыт реорганизации государственного управления в нашей стране, можно отметить следующие особенности:

1. Преобразования инициировались первыми лицами государства, причем далеко не всегда их инициативы были сразу поняты и поддержаны обществом.

2. Успешными (т. е. доведенными до конца) были только те реформы, где сопротивление чиновничества переменам подавлялось жестко и бескомпромиссно, часто в форме репрессий.

3. Как правило, преобразования не имели серьезной научной основы и проводились по наитию, на основе интуиции или простого здравого смысла.

4. Очень редко учитывались национально-исторические особенности российского общества, чаще имело место организационное или идеологическое заимствование иностранного опыта.

5. Практически не учитывался позитивный опыт, накопленный в рамках предыдущей системы государственного управления.

6. Даже назревшие и системные преобразования давались очень дорогой ценой, зачастую приводя к смуте или гражданской войне.

7. Население никогда не привлекалось ни к поиску путей повышения эффективности работы госаппарата ни к реализации и оценке этих преобразований.

Таким образом, мы видим, что исторический опыт, «сын ошибок трудных», требует от нас более серьезно, внимательно и ответственно подходить к характеристике и оценке современной административной реформы. Россия как сложное государственное образование требует к себе бережного и, как подчеркнул Президент Российской Федерации В. В. Путин, профессионального отношения.

Реформа может строиться по следующим направлениям:

1. Общеполитическое направление предполагает развитие и укрепление демократических начал нашего государства. Государственное управление − неотъемлемая часть общества. И если в этой системе, скажем, будут свертываться права, свободы человека, другие принципы демократии, то бессмысленно даже говорить о современной реформе этого института.

1.1. К числу главных задач, связанных с демократизацией государственного управления, относятся:

а) отработка механизма взаимодействия государственных органов с партиями, общественными объединениями, средствами массовой информации, другими институтами гражданского общества, включая создание в рамках собственной структуры эффективно работающих служб по связям с общественностью;

б) повышение открытости, «прозрачности» системы государственной службы, ее «отзывчивости» к нуждам граждан.

1.2. Превращение государственной службы в публичную, а граждан − в ее клиентов. Это предполагает постепенное изменение самой системы взаимодействий между государственной службой и обществом, а также господствующих в обществе ценностных установок по отношению к государственному аппарату.

1.3. Формирование новых критериев эффективности работы государственного аппарата, учитывающих материально-экономические, социальные и нравственные аспекты государственной службы.

1.4. Формирование нового стиля отношений в системе государственного управления, соответствующего требованиям современной управленческой культуры (менеджмента).

2. Законотворческое направление. В последние годы на федеральном и на республиканском уровнях было принято немало нормативных актов, регламентирующих деятельность органов государственного управления, принят ряд новых законов о государственной гражданской службе.

Однако создание достаточной правовой базы государственного управления далеко не завершено. Здесь имеется несколько аспектов:

2.1. Необходимо завершить работу по дополнению и конкретизации общих законов Российской Федерации и Республики Башкортостан о государственной службе в целом и о гражданской государственной службе в частности нормативными актами – не только президентскими указами, но и законами: например, о служебных расследованиях, административных судах и т. д.

2.2. Следует завершить регламентацию муниципальной службы, обеспечив при этом не только ее гарантии и самостоятельность, но и преемственность с государственной службой.

2.3. Необходимо принять и начать реализацию концепции административной реформы.

3. Организационное направление включает в себя:

3.1. Совершенствование организационно-управленческой структуры государственной власти, включающей:

а) структуру и перечень должностей в государственных органах;

б) структуру самих органов государственной службы; речь идет не только об изменении их полномочий, но и о сокращении или создании новых.

3.2. Создание органа управления государственной службой и административной реформой (федеральная служба по административной реформе).

4. Развитие кадрового потенциала государственного управления.

4.1. Ввести переходной период (3−5 лет), в течение которого все государственные служащие (кроме младших государственных должностей) могли бы получить соответствующее образование.

4.2. Смелее использовать позитивный опыт работы с кадрами, особенно в приеме граждан на государственную службу (равенство, гласность, конкурсный отбор) и при аттестации госслужащих (современные технологии оценки, объективность и постоянное стремление к совершенствованию).

4.3. Аттестацию госслужащих проводить чаще (раз в 1−2 года) и нацелить ее не только на оценку соответствия госслужащих занимаемым должностям, но и на повышение госслужбы в целом, поиск резервов и новых возможностей.

4.4. Контингент студентов и слушателей по специальности государственное и муниципальное управление должен быть связан с заказчиком более тесно.

4.5. Очень важно не только расширить число специализаций по государственному и муниципальному управлению, но и обеспечить их более углубленный характер. Подготовка государственного служащего для работы в министерстве финансов должна серьезно отличаться от подготовки инспектора управления народного образования в городской администрации.

4.5. Сформировать (или восстановить) систему повышения квалификации государственных служащих на местах.

5. Морально-этическое направление сегодня является, на наш взгляд, чрезвычайно актуальным. Необходима разработка программы по повышению престижа государственных органов, включающей:

5.1. Борьбу с коррупцией и злоупотреблениями (от комитетов по этике до деклараций о доходах).

5.2. Формирование нового имиджа госслужащего (честность, демократичность, профессионализм, открытость).

5.3. Наполнение реальным содержанием прав и гарантий государственных служащих.

5.4. Разработку и принятие этического кодекса гражданских государственных служащих Республики Башкортостан. Возможно и введение присяги, как это было в досоветской России.

6. Информационно-аналитическое направление предполагает:

6.1. Разработку и подготовку комплексных долгосрочных стратегических преобразований, отражающих и обеспечивающих эволюцию России, в том числе и ее государственного аппарата.

6.2. Ведение и публикацию развернутого статистического учета государственного аппарата.

6.3. Организацию широкой научной деятельности в данной сфере − от социологического мониторинга госслужбы до компаративистских исследований.

6.4. Создание Реестра государственных служащих Республики Башкортостан.

6.5. Широкое использование международного и исторического опыта, а также опыта организации государственной службы в субъектах Российской Федерации. Для специалистов в области государственной службы интерес может представлять: карьерная система прохождения государственной службы; система стимулирования служащих; организация повышения квалификации государственных служащих, их стажировки, самостоятельной работы по повышению своего профессионального уровня и многое другое.

7. «Менеджерское» направление, включающее в первую очередь внедрение новых управленческих технологий (принятие решений, мотивация и контроль персонала, управление конфликтами, деловое общение, стратегическое планирование и т. д.), новых критериев эффективности государственного управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: