И задачи науки административного права

Определение и обоснование предмета науки административ­ного права в настоящее время является наиболее актуальной проблемой, так как в государстве в последнее десятилетие про­водятся радикальные политические, социальные, экономичес­кие, правовые и организационные реформы.

Административная наука как одна из научных отраслей публичного права представляет собой систему теоретических взглядов, представлений и положений об отрасли администра­тивного права, предмете и методе его регулирования. Прежде чем перейти к рассмотрению этого вопроса следует уточнить понятие терминов «наука» и «теория».

Наука — это сфера человеческой деятельности, назначени­ем которой является выработка и теоретическая систематиза­ция объективных знаний о реальной действительности.

В нашем случае речь идет о выработке и систематизации объективных знаний о реальных процессах, происходящих в области управленческих отношений в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления и их уполномоченных должностных лиц.

Теория — это система научных знаний о внутренней приро­де явлений. То есть с помощью науки как особого вида челове­ческой деятельности не только получают объективные знания о сущности исследуемых явлений, но и теоретически система­тизируют эти знания в соответствии с внутренней природой этих явлений. Роль же теории сводится к теоретической систе­матизации объективных знаний о реальных процессах в уп­равленческих отношениях с целью их упорядоченности, со­гласованности и оптимизации.

Административная наука, как одна из научных отраслей права, вырабатывает и теоретически систематизирует объек­тивные знания, идеи, взгляды, понятия, представления и по­ложения об отрасли административного права, ее предмете и методе его регулирования, ее правотворческой и правоприме­нительной практике, осуществляемой органами исполнитель-

ной власти, государственного управления, администрациями органов МСУ и их уполномоченными должностными лицами.

Предмет (что исследуется) и объект (на что направлено исследование) науки административного права существенно отличается от предмета (объекта) отрасли права и учебной дис­циплины, где существует только различие предмета и объекта в объеме управленческих отношений.

Предметом науки административного права является ис­следование законов, закономерностей и особенностей в управ­ленческой деятельности органов исполнительной власти, орга­нов государственного управления, администраций органов МСУ, их должностных лиц и осуществляемых при этом управлен­ческих отношений в иных сферах, эффективности админист­ративно-правовых норм, регулирующих эти отношения, пра­воприменительной практики, выявление свойств, с целью их совершенствования. Объект науки административного пра­ва (на что направлено исследование), это управленческие от­ношения, которые исследуются наукой с целью их совершен­ствования. Перед наукой ставятся задачи исследования с це­лью совершенствования административно-правового регулиро­вания управленческих отношений.

К числу основных задач исследования науки администра­тивного права следует отнести:

1) предмет административного права в современных усло­виях становления и развития исполнительной власти, госу­дарственного управления;

2) методы и формы правового регулирования в деятельнос­ти органов исполнительной власти, исполнительно-распоряди­тельной деятельности органов государственного управления в современных условиях;

3) правовой статус органов исполнительной власти, органов государственного управления, администраций органов МСУ, как субъектов административно-правовых отношений;

4) правовое положение физических лиц в сфере деятельно­сти органов исполнительной власти, государственного управ­ления, администрации органов МСУ;

5) административно-правовой статус государственных и муниципальных служащих, как субъектов административно-правовых отношений;

6) правовое положение негосударственных и общественных объединений как коллективных субъектов административно-правовых отношений;

7) административно-юрисдикционная деятельность, ее под­ведомственность в разрешении управленческих споров и рас­смотрения индивидуальных дел об административных право­нарушениях;

8) ответственность по административному праву;

9) административное правонарушение и административная ответственность;

10) административный процесс и его виды;

11) административное производство и его виды;

12) административно-правовые режимы;

13) эффективность обеспечения законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти, государствен­ного управления, администраций органов МСУ и их должнос­тных лиц;

14) административно-правовое регулирование общего, от­раслевого и межотраслевого государственного управления и его правовое регулирование;

15) административно-правовое регулирование управленче­ских отношений в экономической, хозяйственной, промыш­ленной, аграрной сферах и областях;

16) административно-правовое регулирование государствен­ного управления в административно-политической сфере;

17) административно-правовое регулирование управленче­ских отношений в социально-культурной сфере и др.

Все эти задачи исследуются в единстве и взаимосвязи, об­разуют целостное единство самого предмета как системы на­уки административного права.

В результате научных исследований практике предлагают­ся рекомендации и предложения по совершенствованию адми­нистративно-правового регулирования во всех отраслях и сфе­рах деятельности органов исполнительной власти, государствен­ного управления, администраций органов МСУ, а также осу­ществления административных правоохранительных функций в смежных отраслях права.

Наука административного права уделяет большое внима­ние исследованию таких административно-правовых категорий, как понятие и сущность деятельности органов исполнитель­ной власти, государственного управления, а также выявляет объемы, соотношения понятий государственной службы и дол­жностного лица, административных наказаний и администра­тивной ответственности, содержанию административно-право­вых норм и правоотношений и многому другому.

Особым элементом предмета науки административного права является правотворческая и правоприменительная деятельность

органов исполнительной власти, государственного управления и их должностных лиц. Изучая практику применения адми­нистративно-правовых норм, можно оценивать их эффектив­ность, выявлять пробельность в законодательстве и дефекты в юридической технике.

Основное назначение науки административного права — на основе исследований предлагать методы и средства совершен­ствования системы деятельности органов исполнительной вла­сти, государственного управления, органов МСУ в их повсед­невной, регулярной и непрерывной организации управления во всех жизненно важных областях и сферах государства и общества.

Наука административного права также разрабатывает на­учные понятия и категории, которыми она пользуется для ис­следования управленческих отношений, реализуемых органа­ми исполнительной власти, государственного управления, орга­нами МСУ, а также оказывает влияние на дальнейшее разви­тие и совершенствование деятельности органов исполнитель­ной власти, государственного управления совершенствования механизма, методов и форм административно-правового регу­лирования.

Результатом проводимых научных исследований являются рекомендации, предложения и выводы, направленные на по­вышение эффективности управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления и административно-правового регулирования иных управленческих отношений, а также совершенствование прак­тики применения норм административного права в целях ох­раны отношений, регулируемых другими отраслями права.

Теоретической основой науки административного права яв­ляются философские и социологические науки, положения тео­рии социального управления и общей теории социологии и пра­ва. Большое значение для научных исследований имеют реше­ния государственных органов власти по вопросам организации деятельности исполнительной власти, государственного управ­ления, а также правового регулирования их деятельности.

Потребности практики требуют в каждом конкретном слу­чае определять механизм исполнения законов — конкретных исполнителей, формы, методы, сроки и перечень подзаконных действий, ответственность определенных лиц, а также систе­му контроля и проверки исполнения. При этом необходимо учитывать вопросы ресурсного обеспечения законотворчества и правоприменительной практики.

Примером такого слабого учета правоприменительной прак­тики стали задачи научного обоснования разработки админис­тративно-правового института регулирования процесса банк­ротства предприятий и банков как объектов управленческой деятельности, ликвидации взаимных неплатежей, регулиро­вания рынка ценных бумаг, определенного регулирования цен на основные виды сырья и товаров, особенно первой необходи­мости, социальной защиты населения и др.

Посредством норм административно-правового регулирова­ния можно позитивно влиять на тенденцию сокращения эконо­мических преступлений. Например, указ Президента РФ от 12 мая 1997 г. № 467 «О прекращении представления гарантий и поручительств за счет средств федерального бюджета» в неко­торой степени перекрыл возможные каналы хищений государ­ственных средств из бюджета путем коррупции, однако таких мер далеко не достаточно.

Важно при этом определить роль и пределы действия адми­нистративного права как метода регулирования тех новых от­ношений, которые складываются в негосударственном секторе экономики. Разговор здесь должен идти не об отказе от госу­дарственного регулирования этих отношений, а об изменении его форм и методов. Хотя основным методом регулирования в сфере хозяйственной деятельности становится метод согласо­вания, это не исключает применения в определенных преде­лах и метода императивных предписаний.

Теоретической основой науки административного права являются философские и социологические науки, положения теории социального управления и общей теории социологии и права. Большое значение для научных исследований имеют решения государственных органов власти по вопросам органи­зации деятельности органов исполнительной власти, государ­ственного управления, а также по правовому регулированию их деятельности.

Большое значение для научных исследований проблем ад­министративного права имеет изучение законодательства Рос­сийской Федерации, в котором содержатся нормы и решения, регламентирующие различные вопросы функционирования де­ятельности органов исполнительной власти, государственного управления. Особое значение в развитии науки административ­ного права имеет методология познания объектов и явлений реального мира, в том числе и управленческих отношений.

Методология — это учение о системе научных методов и средств познания объектов или явлений реального мира.

Методологической основой науки административного пра­ва являются совокупность общенаучных и частно-научных методов и средств познания, с помощью которых исследуются закономерности, законы и особенности специфических (управ­ленческих) отношений в отрасли административного права, процесса законотворчества и правоприменительной деятельно­сти, а также изучаются категории, понятия и институты са­мой науки административного права.

Для выявления сущности методологии следует усвоить по­нятия метода вообще и общенаучных и частно-научных мето­дов познания в частности.

Метод — это способ, средство, путь теоретического или прак­тического решения задач, для достижения сформулированной цели. Существуют различные методы познания и воздействия, которые изучаются другими науками, мы только перечислим их.

Общенаучные методы познания — это общие, используе­мые в различных отраслях научного знания способы, средства и пути исследования свойств, предметов и явлений, а также тенденций их изменения.

К общенаучным методам относятся: анализ, синтез, ин­дукция, дедукция, гипотеза, аналогия, обобщение, абстраги­рование, формализация, эксперимент, системный подход, сис­темный анализ, математические методы, моделирование, диа­лектический, исторический и другие методы исследования.

Частнонаучные (специальные) методы познания: анали­тическое и социологическое обследование, статистический ана­лиз, сравнительно-правовой, формально-юридический, социо­логические методы, функциональный анализ и другие.

Основная задача науки административного права — ис­следовать предмет науки с целью выработки рекомендаций и мер по созданию благоприятных условий для успешного функ­ционирования государства и, в первую очередь, деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, органов МСУ в новых условиях рыночной экономики. При­оритетной целью всей деятельности органов исполнительной власти, государственного управления становится не волевое, императивное управление народным хозяйством, а сочетание методов государственного управления и правового регулирова­ния посредством различных налоговых стимулов, согласова­ний, регистрации, лицензирования, подбора и расстановки кадров органов исполнительной власти, государственного уп­равления, осуществление контроля за деятельностью должно-

стных лиц, отработка механизма обеспечения законности и дисциплины.

Одной из проблем науки административного права в насто­ящее время является правильное определение места, роли и объема полномочий и компетенции федеральных органов ис­полнительной власти по отношению к органам исполнитель­ной власти субъектов РФ, субъектами государственного управ­ления в экономической и социально-культурной сферы в усло­виях рыночных отношений. Все эти проблемы не могут быть успешно разрешены без использования достижений науки ад­министративного права, как основного института публичной отрасли права, позволяющей гармонично защищать законные интересы личности, общества и государства.

Большое значение для научных исследований проблем ад­министративного права имеет законодательство Российской Федерации, в котором содержатся нормы, регламентирующие различные вопросы деятельности органов исполнительной вла­сти, органов государственного управления.

Методологической основой науки административного пра­ва являются также исторический, сравнительно-правовой, фор­мально-юридический, социологический, логический и другие методы исследования.

Наука административного права как система построена на основе внутренней взаимосвязи и взаимозависимости админи­стративно-правовых положений, принципов организации и институтов, образующих целостное информационно-правовое единство научной отрасли права. Система науки администра­тивного права по объему шире системы отрасли администра­тивного права, так как наука административного права иссле­дует не только совокупность административно-правовых норм, но и другие теоретические проблемы, связанные с теорией и практикой административно-правового регулирования.

Совершенствование научной базы административного пра­ва невозможно без изучения истории ее становления, осмыс­ливания различных концепций, ранее имевших особое звуча­ние, преемственности позитивного опыта, творческой перера­ботки устаревших положений применительно к новым соци­ально-экономическим условиям.

Российская наука административного права — одна из ос­новных отечественных правовых наук, имеющая богатые ис­следовательские традиции.

То делать похвально, что подобает, а не то что дозволено.

Чевист


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: