Изменения в гражданском праве в период перестройки

Проблемы возникали и в сфере экономики. Сокращались показатели прироста промышленности и сельскохозяйственного производства. Реформы предполагали расширить права предприятий и трудовых коллективов, шире развернуть частную предпринимательскую инициативу.

В июне 1987 года принимается Закон «О государственном предприятии» (распространенный на все предприятия с 1989 года), предусматривавший новые начала хозрасчета и самофинансирования. Предприятия получали право: самостоятельно планировать свою деятельность, устанавливать прямые горизонтальные связи с другими предприятиями, действовать на основе контрактов, заказов, экономических нормативов.

Перечислялись виды предприятий: индивидуальные, кооперативные, в форме акционерного или иного хозяйственного общества или товарищества, принадлежащие общественным или религиозным организациям.

Государственные предприятия делились на союзные, республиканские, областные, окружные и коммунальные. Предполагалось создание совместных предприятий, арендных и малых государственных предприятий. Предприятия могли объединяться в союзы, хозяйственные ассоциации, концерны по отраслевому, территориальному и иным признакам.

Чистая прибыль предприятий (после уплаты налогов и других платежей в бюджет) поступала в их полное распоряжение. Основу планов предприятия составляют договоры, заключенные с потребителями, договор стал основой всех отношений, в которые вступало предприятие. Предприятие само устанавливало цены на свою продукцию.

Государство обязано было обеспечивать предприятию независимо от форм собственности равные правовые и экономические условия хозяйствования, способствовать развитию рынка и при регулировании использовать лишь экономические, рычаги. Само предприятие несет за все свои действия полную имущественную ответственность.

На практике государственные монополии (госзаказ, ценообразование, снабжение, налогообложение находились в ведении центральных органов) ограничивали область коммерческой деятельности предприятий. Система субсидий, получаемых предприятиями в централизованном порядке, значительный дефицит и развитая теневая экономика также не позволяли наладить новую систему ценообразования. Становление рынка проходило с огромными трудностями.

В декабре 1990 г. Верховным Советом СССР были приняты Основы законодательства об инвестиционной деятельности в СССР, перечислявшие в качестве объектов такой деятельности вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническую продукцию, интеллектуальные ценности, имущественные права и др. Субъектами (инвесторами и участниками) могли быть советские и иностранные граждане, юридические лица, государства.

В июне 1991 г. принимается Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности». В нем давалось определение инвестора: «субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование».

Субъектами этого вида деятельности могли быть заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, поставщики, банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи и проч.

Инвестициями могут быть денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, кредиты, любое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, «вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта».

В Законе «О банках и банковской деятельности» (декабрь 1990 г.) давался перечень операций, совершаемых банками. Наряду с государственными банками Закон определял статус и функции коммерческих банков. Последние могли выступать в форме акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, с участием иностранного капитала и др. По видам совершаемых операций они делились на универсальные и специализированные.

В ноябре 1986 года и в мае 1988 года законодатель легализует частную предпринимательскую деятельность в ряде производственных и сервисных областей.

Быстро стал развиваться кооперативный сектор экономики и индивидуальная трудовая деятельность. Вместе с тем, в легализованном частном секторе происходила «отмывка» капиталов, заработанных в сфере теневой экономики. Сложились четыре уровня цен: государственные, договорные, кооперативные и «черного» рынка, что также вело к усложнению экономической ситуации. Развитие частного предпринимательства наталкивалось на целый ряд организационных, финансовых, идеологических и психологических (неприятие) препятствий. Формирующаяся рыночная экономика в значительной степени стала носить спекулятивный характер, в своей работе ориентируясь на сиюминутную выгоду и не строя далеких перспектив.

Развитие рыночных отношений потребовало принятия специальных Законов «О товарных биржах и биржевой торговле» (февраль 1992 г.) и «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (ноябрь 1992 г.). Весной 1991 г. постановлениями Верховного Совета РСФСР возобновилась деятельность российских товарных и валютных бирж (прекративших свое существование с окончанием нэпа). Лицензирование товарных бирж осуществлял Комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур; формирование валютных бирж было поручено Центральному банку, Банку внешней торговли РСФСР и Министерству финансов РСФСР.

Эти акты были приняты на фоне нарастающих инфляционных процессов, усиления частнохозяйственных начал и экономического ослабления государственного сектора экономики.

Для решения хозяйственных споров между предприятиями и более четкого урегулирования этой процедуры в марте 1992 г. принимается Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и вносится ряд соответствующих изменений в ГК и ГПК РСФСР.

Изменения коснулись и аграрного сектора. В 1988 году введение арендных договоров на землю (на срок до 50 лет) заложило основу для формирования фермерства. В новом Положении о колхозах (1988 год) предусматривалось установление размеров приусадебного участка и поголовья скота в личном хозяйстве на основе решений коллектива каждого колхоза. Однако арендное движение так и не получило широких масштабов. Даже признанное право свободно приобретать землю, при отсутствии развитой инфраструктуры и сельхозтехники у крестьян, не изменило положения. Контроль местных властей за колхозами (за выделением и размерами приусадебных участков, заключением договоров аренды и т.п.) также не способствовал быстрому росту фермерских хозяйств.

В конце 1990 — середине 1991 г. принимается целый пакет законов, направленных на развитие новых экономических начал. Среди них: «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О земельной реформе», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

В Законе о фермерском хозяйстве последнее определялось как «форма свободного предпринимательства, осуществляемого на принципах экономической выгоды» и являющегося равноправным звеном экономической системы наряду с государственными, коллективными, индивидуальными и другими предприятиями и организациями.

Крестьянским хозяйствам предоставлялось право объединяться в кооперативы, ассоциации, союзы и т.п., а также учреждать и выступать участниками несельскохозяйственных объединений, консорциумов, банков, страховых учреждений, покупать и продавать ценные бумаги.

В Законе «О конкуренции и организации антимонополистической деятельности на товарных рынках» заявлялось о создании Государственного комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Давался перечень хозяйствующих субъектов: частные, государственные, муниципальные предприятия, акционерные общества и иные товарищества, союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные объединения и другие организации, занимающиеся самостоятельной предпринимательской деятельностью.

Под конкуренцией Закон понимал «состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них воздействовать на общие условия товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю». Все основные положения этих актов позже (в конце 1994 г.) войдут в принятую Государственной Думой первую часть Гражданского кодекса.

Основные изменения происходили в сфере переходной экономики. В феврале 1990 г. Верховный Совет СССР принял Основы законодательства СССР и союзных республик о земле. Определялось, что «земля является достоянием народов, проживающих на данной территории». Граждане получали право приобретать землю в пожизненное наследуемое владение или аренду. Подробно регламентировался режим предоставления земель физическим и юридическим лицам. Контроль за землепользованием возлагался на местные Советы.

В марте 1990 г. был принят Закон «О собственности в СССР», в котором перечислялись ее три основные формы: «собственность граждан», коллективная и государственная. Кроме того, допускалось существование в СССР собственности иностранных государств, международных организаций, иностранных юридических лиц и граждан. Собственность может быть долевой или совместной (общая собственность нескольких лиц) и смешанной (совместная собственность советских и иностранных субъектов).

Формами собственности граждан являются собственность трудового хозяйства, крестьянского и личного подсобного хозяйства. Формами коллективной собственности — собственность арендного предприятия, кооператива, хозяйственного общества, товарищества, акционерного общества, хозяйственной ассоциации, общественной организации и фонда, религиозной организации.

Государственная собственность подразделяется на общесоюзную, союзных, автономных республик, автономных областей и округов, собственность административно-территориальных образований (коммунальная), государственных предприятий, трудовых коллективов, государственных учреждений.

Остро стоял вопрос о приватизации объектов государственной собственности. В Законе «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» (июль 1991 г.) была намечена программа приватизации на три ближайших года. Программа включала перечень объектов государственной собственности, намеченных к приватизации, задания органам государственной власти и управления по приватизации государственного имущества, условия кредитования, суммы приватизационных вкладов, порядок взаиморасчетов фондов имущества разного уровня между собой и с соответствующими бюджетами по всем видам платежных средств и т.п.

Программу приватизации реализовал Государственный комитет РСФСР по управлению государственными имуществами (Госкомимущество РСФСР), Председатель комитета входит в правительство в качестве заместителя премьера. Комитет в числе прочего содействует созданию инвестиционных фондов и холдинговых компаний. Госкомимущество в своей деятельности опирается на систему республиканских и местных комитетов по управлению имуществом.

Продавцом приватизируемых государственных предприятий, находившихся в собственности РСФСР, признавался только Российский фонд федерального имущества и его представители.

Приватизация государственных и муниципальных предприятий определялась законом как приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов в частную собственность предприятий, оборудования, зданий, сооружений, лицензий, пакетов, а также долей (паев, акций) в капитале акционерных обществ, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий.

В апреле 1990 г. был принят Закон «Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик», разграничивающий полномочия Союза и республик в сфере экономики и финансов. В законе закреплялось понятие общесоюзный рынок, основой формирования и функционирования которого признавалась «самостоятельность предприятий, объединений, организаций и индивидуальных товаропроизводителей», действующих в условиях равноправия и состязательности всех форм собственности и в сфере действия антимонопольного законодательства.

Демократизация социальных структур отразилась в содержании новых законов «Об общественных объединениях» (октябрь 1990 г.) и «О профессиональных союзах» (декабрь 1990 г.). К общественным объединениям Закон относил: политические партии, мастные движения, профсоюзы, женские, ветеранские организации, организации инвалидов, молодежные и детские, научные, технические, культурно-просветительские, физкультурно-спортивные и иные добровольные общества, творческие союзы, землячества, фонды, ассоциации и другие объединения граждан.

Закон не разрешал создание общественных объединений, имеющих целью совершение насильственного изменения конституционного строя или насильственного нарушения единства территории СССР, разжигание классовой и иной розни, запрещал создание военизированных объединений и вооруженных формирований.

В Законе о профсоюзах наряду с общими правами союзов перечислялись их имущественные права: как юридические лица они «владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащими им на праве собственности имуществом и денежными средствами», могут участвовать во внешнеэкономической деятельности, создавать банки, страховые и акционерные общества, совместные коммерческие предприятия, заниматься издательской деятельностью, формировать различные фонды.

В целом законодательство периода перестройки заложило правовую основу для радикальных социально-экономических преобразований последующих лет.

В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку: Изучить: причины и основные задачи политики «перестройки». Падение цен на углеводородные носители на мировом рынке и начало экономического кризиса в СССР. Необходимость изменений в экономической и политической системе. Планы советского руководства по проведению реформ. М.С. Горбачев и его видение реформ в СССР. Политбюро как фактический орган руководства внешней и внутренней политикой СССР. Роль Генерального секретаря, характер и пределы его полномочий.

2. Доработать конспект.

3. Повторить материал лекции. Подготовиться к семинарскому занятию по следующим вопросам: 1. Политическое и государственное развитие СССР в период перестройки. 2. Общая характеристика советского права периода перестройки. 3. Предпосылки, причины и последствия распада СССР. 4. Декларация о государственном суверенитете РСФСР.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: