Максимизация прибыли. В рамках классической микроэкономической теории целью фирмы считается максимизация экономической прибыли – разница между совокупной выручкой и совокупными

В рамках классической микроэкономической теории целью фирмы считается максимизация экономической прибыли – разница между совокупной выручкой и совокупными издержками, включая альтернативную ценность собственных ресурсов фирмы (так называемую нормальную прибыль). Максимизация прибыли достигается в точке, в которой MR=MC.

Но является ли на самом деле максимизация прибыли фирмы главной целью?

В большинстве современных корпораций управление отделено от собственности, т.е. получатели прибыли (владельцы фирмы) не являются теми лицами, чьи решения, в конечном счете, определяют объем прибыли (менеджеры). Хотя весьма вероятно, что менеджеры заинтересованы в успехе фирмы, прибыль – лишь один из аспектов успешности. В основном цели менеджеров расходятся с целями акционеров. Означает ли это, что предположение о максимизации прибыли неверно?

Тема 3. Границы фирмы.

Почему размер фирмы такой, какой он есть, а не иной: почему не меньше и не больше? Что экономический анализ должен сказать о размере фирмы? Возможно, окажется полезным разделить эту проблему на два вопроса:

1. Что обусловливает горизонтальные размеры фирмы?

2. Что определяет степень вертикальной интеграции?

Горизон­тальные размеры тем больше, чем больше продукции какого-либо вида производит фирма и чем разнообразнее предлагаемая ею продукция. Под вертикальной интеграцией подразумевается количество этапов обработки продукции фирмой. Так, например, приобретя компании Skoda, SEAT» Bentley, компания Volkswagen увеличила тем самым горизонтальные размеры. Если бы Volkswagen приобрел, скажем, производителя авто­мобильных шин (шины — это один из ресурсов для производства автомобилей), то вы­росла бы степень вертикальной интеграции компании.

Горизонтальный размер фирмы определяется главным образом его издержками. Если график средних издержек U-образен, а доступ на рынок свободный, фирма выводит объем производства на такой уровень, при котором средние издержки минимизированы. Например, для цементного завода существует оптимальный размер, при котором издержки минимальны. Заводы гораздо меньшего или большего размера имели бы, по всей вероятности, более высокие издержки и в скором времени прекратили бы;вое существование.

Необходимо, однако, отметить, что, согласно эмпирическим данным, функции средних издержек U-образны и имеют плоское основание (т.е. по форме они напоминают блюдце). Это означает, что существует ряд значений объема выпуска, при которых средние издержки минимальны. Иначе говоря, знания только издержек недостаточно, чтобы точно предсказать размер фирмы.

Проблема еще больше усложнится, если принять во внимание различие между вводом и фирмой. Производственные издержки связаны с работой завода. Допустим, что существует единственный объем производства, при котором средние издержки завода минимальны, и что фирма владеет двумя заводами. Вполне возможно, что средние издержки такой фирмы могут быть близки средним издержкам фирмы, владеющей всего одним заводом. В таком случае фирмы, владеющие несколькими заводами, привносят дополнительную неопределенность в вопрос о размере фирмы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: