Рассмотрим еще один вариант приведенной выше модели: с вероятностью р. соперник вообще не будет претендовать на патент; однако ко времени, когда нужно делать заявки на патент, монополисту неизвестно, будет соперник бороться за патент или нет. Ничего невероятного в этом предположении нет: выявить потенциальных конкурентов вообще непросто, как и определить, насколько заслуживают доверия их намерения.
Допустим также, что ни монополист, ни соперник не имеют притязаний на новый патент, в этом случае он остается невостребованным и монополист удерживает свои первоначальные позиции. При таких обстоятельствах какова готовность монополиста платить? Если монополист участвует в торгах за патент и приобретает его, он продолжает получать монопольную прибыль π м. Если монополист не претендует на патент, то с вероятностью 1 - р в торгах за патент участвует соперник, в результате чего прибыль бывшего монополиста опустится до πD. С вероятностью р соперник не участвует в торгах, благодаря чему прибыль монополиста сохраняется на первоначальном уровне π м. Это означает, что монополист готов заплатить за патент до:
|
|
.
В свою очередь соперник по-прежнему готов заплатить за патент до πD. Отсюда вывод, что при наличии серьезных сомнений по поводу присутствия на рынке соперника (высокий коэффициент р) монополист готов заплатить за нововведение меньше соперника.
Интуитивно ключ для этого вывода видится в эффекте возмещения, на который мы ссылались в предыдущем параграфе. С вероятностью р соперник не обязательно вынуждает монополиста. Это означает, что приобретение патента не приносит монополисту особых выгод, точнее, вообще не приносит выгод. Монополист замещает первоначальную монопольную прибыль π м монопольной прибылью π м от реализации нового продукта. Иначе говоря, монополист попросту каннибализирует свою собственную монопольную прибыль.
Пример. Компания Nintendo выступает монополистом, а компания Sega — соперником. Несмотря на то, что здесь не было борьбы за патент, в результате игр обеих компаний Sega первой выпустила на рынок новую усовершенствованную приставку. Хотя у Nintendo была возможность пойти тем же путем, она отбросила этот вариант, посчитав, что выпуск приставки классом выше урежет долю рынка прежней приставки.
До сих пор мы имели дело с постепенными нововведениями, т.е. с нововведениями, которые не вытесняют с рынка существующий продукт. Другими словами, мы исходили из того, что, даже если на рынок входит фирма с новым продуктом, монополисту удается сохранить положительную прибыль. Теперь рассмотрим радикальные нововведения, т.е. нововведения, вследствие которых устаревает существующий продукт. В этом случае, если соперник приобретает патент и входит на рынок, прибыль монополиста сводится к нулю, а монопольной прибыли добивается соперник.
|
|
Пересмотрим приведенные выше расчеты для случая с радикальным нововведением. Если монополист участвует в торгах за патент и приобретает его, он продолжает получать монопольную прибыль π м. Если монополист не претендует на патент, то с вероятностью 1 - р в торгах за патент будет участвовать соперник и в результате прибыль бывшего монополиста сведется к нулю. С вероятностью р соперник не участвует в торгах, благодаря чему прибыль монополиста сохраняется на первоначальном уровне π м. Это означает, что монополист готов заплатить за патент до:
В свою очередь соперник на этот раз готов заплатить за патент до π м, что превышает . Отсюда вывод: монополист готов платить за радикальное нововведение меньше соперника.
Вывод: У зрелых фирм более сильная, чем у новичков, мотивация осуществлять НИОКР, направленные на постепенные нововведения. Однако если точно неизвестно, существует ли угроза входа конкурентов, а также если нововведения достаточно радикальны, то игроки извне имеют более сильную, чем зрелые фирмы, мотивацию для НИОКР.