double arrow

Страхование воздушных судов


Страхование воздушных судов- это один из видов авиа­ционного страхования, который включает страхование различных видов ответственности эксплуатантов воздушных судов, владельцев (операторов) аэропортов и ангаров, производителей летательных аппаратов и другой продукции авиационно-промышленного комплекса и связанных с авиацией отраслей.

Чикагская конвенция 1944 г., регулирующая вопросы дея­тельности гражданской авиации и страхования воздушных су­дов (аппаратов тяжелее и легче воздуха, исключая космичес­кие, независимо от их конструкции и назначения, предназна­ченных для полетов в воздушном пространстве, поддерживае­мых в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом и/или тяги двигателей).

Воздушные суда подразделяются на гражданские и негражданские.

Условия авиационного страхования составлялись с учетом опыта страхования судов и грузов, поэтому при страховании крупных авиационных рисков используются общие финансо­вые средства, обеспечивающие возможность страховой выпла­ты, а также универсальные и специализированные страховые организации андеррайтеров Ллойда, объединенных в синдика­ты, а в первую очередь - морских страховщиков.




Специфика авиационного страхования заключается в ката­строфической природе риска. Оно сохраняет свою рисковую при­роду, несбалансированность и убыточность для многих стра­ховщиков.

Основными страхователями воздушных судов в настоящее время являются коммерческие авиаперевозчики и эксплуатанты, занимающиеся многими видами воздушных работ, опера­торы воздушных такси, аэроклубы, авиазаводы, различные организации, фирмы, занимающиеся продажей и перепрода­жей авиатехники, частные владельцы воздушных судов и т. д. Кроме того, свои воздушные суда страхуют промышленные и коммерческие компании, имеющие собственные авиатранспор­тные службы для перевозки персонала и грузов.

Объектом страхования является имущественный интерес страхователя, связанный с сохранностью воздушного судна: его корпуса, включая крылья и хвостовую часть, шасси, электри­ческих, гидравлических систем, навигационного и радиообору­дования, установленного внутри или на корпусе воздушного судна, а также частей, снятых с воздушного судна, на то вре­мя, пока на нем не установлены аналогичные части взамен сня­тых.

В мировой практике наиболее распространены комбиниро­ванные полисы по страхованию воздушных судов (так называ­емое «АВИАКАСКО») и различных видов ответственности, связан­ных с их эксплуатацией.

По договору страхования страховщик обязан возместить в денежной или в натуральной форме или уменьшить размер ущерба, нанесенного по любым причинам в течение периода страхования во время нахождения воздушного судна в поле­те, при рулении, на стоянке с выключенными двигателями - на земле или на воде (для гидропланов и других воздушных судов с поплавковым шасси). Воздушные суда могут быть за­страхованы на условиях «только от полной гибели» или «от всех рисков».



В первом случае при наступлении страхового случая (т.е. полное разрушение, гибель воздушного судна) выплачивается страховое возмещение в размере полной страховой суммы. Во втором - страхователю выплачивается страховое возмещение не только при гибели судна, но и при его повреждениях, воз­никших по любым причинам, кроме специально установлен­ных как исключения (оговорки) в полисе, но сумма выплаты зависит от условий и тяжести страхового случая.

Не покрывается ущерб вследствие износа, коррозии, кон­структивных дефектов, поломки электрооборудования или ме­ханической, поломки отдельных механизмов, деталей и частей, если такой ущерб не явился следствием гибели или поврежде­ний, вызванных пожаром, молнией, взрывом, ударом, столк­новением воздушного судна с другим воздушным судном или с прочими объектами, злоумышленных действий третьих лиц

Стоимость страхования зависит от ряда факторов и повы­шается при более низком уровне безопасности полетов, про­фессионализма летного илетно-технического состава, при плохой организации обслуживания пассажиров на земле и на борту воздушных судов, плохом обеспечении условий от­дыха членов экипажей, снижающих их нормальную работоспособность.

Распределением крупных рисков среди страховщиков час­то занимаются брокеры, которые выполняют расчетную и дру­гую техническую работу по поручению или с согласия страхов­щика - лидера данного вида страхования.







Сейчас читают про: