Страхование грузов

Страхование грузов призвано защитить имущественные интересы владельца груза или лица, которое несет материаль­ную ответственность за груз. Основными участниками пере­возки являются:

-отправитель (или грузоотправитель) - физическое или юридическое лицо, отправляющее принадлежащий ему груз из пункта отправления в пункт назначения;

-получатель - физическое или юридическое лицо, которое имеет право получить этот груз впункте назначения;

- перевозчик - физическое или юридическое лицо (транспор­тная организация), владеющее транспортным средством или арендующее его (перевозчик должен доставить переданный ему отправителем груз из пункта отправления в пункт на­значения и выдать его уполномоченному на получение гру­за лицу (получателю) или доставить в пункт перевалки на другое транспортное средство);

- экспедитор - как правило, юридическое лицо, которое обес­печивает координацию и взаимодействие всех сторон, во­влеченных в перевозку, осуществление перевалочных опе­раций в пунктах перевалки и иных услуг, связанных с до­говором перевозки.

Договор может быть заключен на следующих условиях страхования: от всех рисков или от рисков, представленных некото­рым списком. В последнем случае страховщик ограничивает свои обязательства только страхованием тех рисков, которые, по его мнению, возможно и выгодно страховать. Следователь­но, для страховщика следует подготовить список страхуемых рисков, из которого страхователь делает выбор нужного ему набора страхуемых рисков.

Страховщик оценивает риск по предоставляемой ему ин­формации о клиенте, транспортной компании и других участ­никах перевозки, грузе, маршруте и условиях перевозки, а также специфические сведения о грузе, например нормы естественной убыли груза вследствие усушки, утруски, и т.п.

Обычно договоры транспортного страхования грузов за­ключаются: с ответственностью за все риски (предоставляется страховая защита от всех видов ущербов по любой причине); с ответственностью за частную аварию (возмещаются убытки от полной гибели всего или части груза); без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения.

Каждый вид груза имеет свою специфику проявления рис­ков. Перевозка автотехники сопряжена с частыми мелкими по­вреждениями лакокрасочного покрытия и мелкими кражами узлов и агрегатов. Продукты питания при перевозке подверже­ны рискам кражи, грабежа, порчи, заражения, загрязнениям Нефть и нефтепродукты могут быть недолиты и загрязнены. При страховании перевозок комплектного оборудования необ­ходимо осуществлять проверку работоспособности оборудования сразу же после разгрузки или в оговоренные сроки, огова­ривать взаимодействие страховщика и страхователя при ремонте или замене поврежденных узлов и агрегатов.

Страховые премии дифференцируют по видам транспорти­ровки и типам страховой ответственности. Они зависят от мес­та нахождения грузов при перевозке водным транспортом (в трюме или на палубе), а также других условий перевозки (даль­ность, направление и район плавания, конструкция, возраст и состояние транспортных средств и др.). При заключении договора с дополнительной ответственностью применяют инди­видуальные ставки платежей, исходя из содержания этой до­полнительной ответственности и специфики перевозимых гру­зов. Кроме того, для торговых судов ставки различаются в за­висимости от их специализации (танкеры, лесовозы, зерново­зы, контейнеровозы и т.д.) и ряда других признаков.

Особое внимание в договоре уделяют периоду страхования (часто устанавливают временный лимит действия страхового покрытия на одну перевозку) и распространению ответственно­сти на отдельные транспортные операции: погрузку, разгруз­ку, промежуточное хранение и т. д., на которых риск повреж­дения или утраты товара может возрастать. После истечения срока страхования (лимита), но по продолжении транспортных операций страховщик вправе либо потребовать уплаты допол­нительной страховой премии, либо считать договор прекратив­шим свое действие.

Нормы естественной убыли груза в процессе транспорти­ровки обычно используются для определения франшизы.

В страховании авиаперевозок, для удобства расчетов лимитов ответственности за гибель, уничтожение или утрату имущества, введена т.н. единица СПЗ (специальных средств заимствования) – расчетная единица, принятая Международным валютным фондом. Одна единица СПЗ равняется примерно 20 дол. США. Например, за уничтожение при международных авиаперевозках 1 кг багажа, лимит ответственности составляет 17 единиц СПЗ.

Страхование фрахта, т.е. платы за перевозку груза, вносит свою специфику. Страхователем может выступать перевозчик, грузовладелец, либо тот и другой. Если по договору перевозки фрахт подлежит оплате в любом случае, даже при гибели суд­на с грузом, то в страховании фрахта и возмещении провозной платы заинтересован грузовладелец. Если же фрахт должен оп­лачиваться при доставке груза в порт назначения, то страхова­ние фрахта - в интересах как перевозчика (судовладельца), ко­торый не получит фрахта в случае недоставки груза (в резуль­тате гибели судна); так и грузовладельца, который должен бу­дет оплатить фрахт при доставке груза, даже если он повреж­ден. Перевозчик заинтересован в страховании фрахта в случа­ях, когда судно направляется под погрузку в другой порт и в пути получит повреждение, не позволяющее осуществить пе­ревозку в установленные договором сроки.

Правовое регулирование гражданской ответственности перевозчика при международных грузовых автоперевозках осуществляется на основании Женевской Конвенции о договоре международной перевозки грузов (КДПГ). Для авто перевозчиков стран, подписавших протокол КДПГ, лимиты страховой ответственности также устанавливаются в единицах СПЗ (8,33 ед. СПЗ за 1 кг груза).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: