Страхование грузов призвано защитить имущественные интересы владельца груза или лица, которое несет материальную ответственность за груз. Основными участниками перевозки являются:
-отправитель (или грузоотправитель) - физическое или юридическое лицо, отправляющее принадлежащий ему груз из пункта отправления в пункт назначения;
-получатель - физическое или юридическое лицо, которое имеет право получить этот груз впункте назначения;
- перевозчик - физическое или юридическое лицо (транспортная организация), владеющее транспортным средством или арендующее его (перевозчик должен доставить переданный ему отправителем груз из пункта отправления в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю) или доставить в пункт перевалки на другое транспортное средство);
- экспедитор - как правило, юридическое лицо, которое обеспечивает координацию и взаимодействие всех сторон, вовлеченных в перевозку, осуществление перевалочных операций в пунктах перевалки и иных услуг, связанных с договором перевозки.
Договор может быть заключен на следующих условиях страхования: от всех рисков или от рисков, представленных некоторым списком. В последнем случае страховщик ограничивает свои обязательства только страхованием тех рисков, которые, по его мнению, возможно и выгодно страховать. Следовательно, для страховщика следует подготовить список страхуемых рисков, из которого страхователь делает выбор нужного ему набора страхуемых рисков.
Страховщик оценивает риск по предоставляемой ему информации о клиенте, транспортной компании и других участниках перевозки, грузе, маршруте и условиях перевозки, а также специфические сведения о грузе, например нормы естественной убыли груза вследствие усушки, утруски, и т.п.
Обычно договоры транспортного страхования грузов заключаются: с ответственностью за все риски (предоставляется страховая защита от всех видов ущербов по любой причине); с ответственностью за частную аварию (возмещаются убытки от полной гибели всего или части груза); без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения.
Каждый вид груза имеет свою специфику проявления рисков. Перевозка автотехники сопряжена с частыми мелкими повреждениями лакокрасочного покрытия и мелкими кражами узлов и агрегатов. Продукты питания при перевозке подвержены рискам кражи, грабежа, порчи, заражения, загрязнениям Нефть и нефтепродукты могут быть недолиты и загрязнены. При страховании перевозок комплектного оборудования необходимо осуществлять проверку работоспособности оборудования сразу же после разгрузки или в оговоренные сроки, оговаривать взаимодействие страховщика и страхователя при ремонте или замене поврежденных узлов и агрегатов.
Страховые премии дифференцируют по видам транспортировки и типам страховой ответственности. Они зависят от места нахождения грузов при перевозке водным транспортом (в трюме или на палубе), а также других условий перевозки (дальность, направление и район плавания, конструкция, возраст и состояние транспортных средств и др.). При заключении договора с дополнительной ответственностью применяют индивидуальные ставки платежей, исходя из содержания этой дополнительной ответственности и специфики перевозимых грузов. Кроме того, для торговых судов ставки различаются в зависимости от их специализации (танкеры, лесовозы, зерновозы, контейнеровозы и т.д.) и ряда других признаков.
Особое внимание в договоре уделяют периоду страхования (часто устанавливают временный лимит действия страхового покрытия на одну перевозку) и распространению ответственности на отдельные транспортные операции: погрузку, разгрузку, промежуточное хранение и т. д., на которых риск повреждения или утраты товара может возрастать. После истечения срока страхования (лимита), но по продолжении транспортных операций страховщик вправе либо потребовать уплаты дополнительной страховой премии, либо считать договор прекратившим свое действие.
Нормы естественной убыли груза в процессе транспортировки обычно используются для определения франшизы.
В страховании авиаперевозок, для удобства расчетов лимитов ответственности за гибель, уничтожение или утрату имущества, введена т.н. единица СПЗ (специальных средств заимствования) – расчетная единица, принятая Международным валютным фондом. Одна единица СПЗ равняется примерно 20 дол. США. Например, за уничтожение при международных авиаперевозках 1 кг багажа, лимит ответственности составляет 17 единиц СПЗ.
Страхование фрахта, т.е. платы за перевозку груза, вносит свою специфику. Страхователем может выступать перевозчик, грузовладелец, либо тот и другой. Если по договору перевозки фрахт подлежит оплате в любом случае, даже при гибели судна с грузом, то в страховании фрахта и возмещении провозной платы заинтересован грузовладелец. Если же фрахт должен оплачиваться при доставке груза в порт назначения, то страхование фрахта - в интересах как перевозчика (судовладельца), который не получит фрахта в случае недоставки груза (в результате гибели судна); так и грузовладельца, который должен будет оплатить фрахт при доставке груза, даже если он поврежден. Перевозчик заинтересован в страховании фрахта в случаях, когда судно направляется под погрузку в другой порт и в пути получит повреждение, не позволяющее осуществить перевозку в установленные договором сроки.
Правовое регулирование гражданской ответственности перевозчика при международных грузовых автоперевозках осуществляется на основании Женевской Конвенции о договоре международной перевозки грузов (КДПГ). Для авто перевозчиков стран, подписавших протокол КДПГ, лимиты страховой ответственности также устанавливаются в единицах СПЗ (8,33 ед. СПЗ за 1 кг груза).