Экономический анализ в БУИС

Исходя из степени интеграции и порядка взаимодействия, можно выде­лить три больших класса информационных систем экономического анализа:

• функциональный модуль в корпоративных информаци­онных системах (КИС);

• самостоятельные программы.

• специализированные приложения к бухгалтерским программным пакетам.

Экономический анализ в КИС базируется как на итоговой информации за определенные отчетные периоды, так и на опера­тивных данных. Оперативные данные о происходящих хозяйственных опера­циях, закупке материалов, сбыте продукции позволяют оцени­вать финансовые потоки компании и управлять ими. Наиболее простой формой такого управления является бюджетирование, т.е. составление и исполнение бюджета компании. На основе анализа финансовых потоков строится план финансовой дея­тельности компании, включающий доходные и расходные части бюджета с возможностью детального распределения доходов и затрат. Например, такие системы позволяют оценивать доход­ность каждого товара или группы товаров, планировать расходы на закупку материалов, маркетинг, заработную плату и т.д.

Большинство представленных на российском рынке самосто­ятельных программ экономического анализа использует данные бухгалтерского учета, т.е. ориентировано на финансовый анализ деятельности предприятия. Возможности экономического анали­за обеспечиваются за счет введения пользователем дополнитель­ных данных, алгоритмов расчета показателей и других настроек системы. Его реализация обеспечивается с помощью таких прог­рамм, как «Audit Expert» (фирма «Pro-INVEST Consulting»), «Ана­литик», «(фирма «ИНЭК»), «БЭСТ-Ф» (компания «Интеллект-Сервис») и др.

В отличие от корпоративных систем в самостоятельных прог­раммах экономического анализа отсутствует возможность опера­тивного управления финансами. Это связано с тем, что в качест­ве исходных данных для таких программ используется бухгалтер­ская отчетность, а не оперативная информация о хозяйственной деятельности компании.

В настоящее время основной тенденцией создания современных БУИС является разработка и сопровождение программ, существенно расширяющих возможности настройки со стороны пользователя. Некоторые современные системы имеют встроенные средства разработки специализированных приложений (модулей) для автоматизации решения управленческих задач конкретной орга­низации.

Такие приложения создаются, например, на базе программ фирмы «1С», имеющих встроенный язык программирования. Достоинством таких приложений является то, что они позволяют работать с оперативной бухгалтерской информацией и разраба­тываются при непосредственном участии заказчика.

Главная цель создания такой системы - обеспечение руко­водства необходимой информацией обо всех аспектах экономи­ческого положения предприятия. Как правило, такие данные го­товит экономический отдел, экономическое управление или от­дел финансово-экономического управления (ФЭУ). На рис. 2.6 представлена схема поступления данных в отдел ФЭУ на приме­ре производственного предприятия.

Рис. 2.6. Схема поступления данных в отдел финансово-экономического управления

Ниже приводится примерная последовательность разработки модуля ФЭУ.

Этап 1. Определение нормативно-справочной информации, не­обходимой для работы мо дуля. К такой информации относятся нормативные затраты труда и материалов, данные о комплекта­ции изделий, нормативной стоимости материалов, часовых тарифных ставках, окладах и иная условно-постоянная информа­ция.

Этап 2. Проектирование модуля ФЭУ на базе «1С: Пред­приятие».

Этап 3. Разработка алгоритмов решения задач оперативного управления затратами. Основой для решения этих задач является методика управления по отклонениям. В подсистеме оператив­ного управления решаются следующие задачи:

• определение фактической рентабельности изделий и в целом по предприятию. На основе этих данных выявляются отклонения от плановых показателей и норма­тивных затрат на изделие;

• расчет нормативных затрат на оплату труда различных кате­горий работников,

• определение общих показателей производственной деятельности (объем реализации на одного работающего, средняя заработная плата работни­ков и др.);

• установление других показателей,

Этап 4. Разработка подсистемы импорта-экспорта данных для обмена информацией с другими программами, используемыми на конкретном предприятии. («Excel», GAMS, OSL, CPLEX и другие).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: