Бухгалтерские информационные системы для крупных предприятий

БУИС для крупного предприятия должна обеспечить:

• автоматизированное решение комплекса задач бухгалтер­ского учета в соответствии с российскими и международными стандартами, анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, планирования, а также внутреннего аудита;

• получение оперативной, постоянно меняющейся информа­ции о текущем состоянии дел на предприятии.

• возможность консолидированного управления и получения консолидированных финансовых отчетов при наличии филиалов

БУИС крупного предприятия, отвечающую данным требова­ниям, создают на основе комплекса функцио­нально взаимосвязанных АРМ специалистов. Каждый АРМ спе­циалиста ориентирован на конкретный участок бухгалтерского учета. При этом информация, поступающая с участков учета в сводную программу, должна быть сопоставимой.

Сопоставимость информации обеспечивается наличием еди­ного фонда нормативно-справочной информации (НСИ) и фай­лами проводок. Совокупность АРМ специалистов - это открытая модульная система, которая характеризуется возможностью уда­ления или добавления новых модулей (АРМ) без существенной переработки ПО.

Для создания комплексной БУИС для крупного предприятия необходимо наличие нескольких АРМ по участ­кам учета (АРМ по учету материальных ценностей, АРМ по учету основных средств, АРМ по учету готовой продукции и ее реали­зации, АРМ учета труда и заработной платы, АРМ табельного учета), а также АРМ сводного учета и формирования отчетности.

На крупных предприятиях бухгалтерский учет организуется по двухуровневой системе управления: управ­ленческий (производственный) и финансовый учет.

Управленческий учет оперирует показателями себестоимости, затратами подразделений, выявляет результаты проведенных операций по ответственным лицам, секторам деятельности, по другим подразделениям. Сметы, нормативы, калькуляции, опти­мальные соотношения затрат и результатов — объекты управлен­ческого учета. Его аналитические данные используются для уп­равления операциями, отделами, бригадами, подразделениями.

Информация управленческого учета имеет четко выражен­ную внутреннюю направленность. Она используется производ­ственным, управленческим персоналом, дирекцией для внутри­хозяйственного управления и, как правило, настолько конфи­денциальна, что считается коммерческой тайной.

Финансовый учет направлен на обобщение, синтез информа­ции. Он позволяет оперативно определять прибыль предприятия за период, обобщать активы и пассивны предприятия в форме отчетного баланса, характеризовать имущественное и финансо­вое состояние предприятия.

Информация финансового учета широко используется внеш­ними потребителями: инвесторами, кредиторами, другими орга­низациями и предприятиями. Она необходима также и управлен­ческому персоналу, финансистам, акционерам предприятия, чле­нам правления для принятия финансовых решений, планирова­ния и прогнозирования экономики предприятия, экономическо­го анализа информации.

Финансовый учет регламентируется общими для всех прави­лами, что гарантирует единообразие и понятность информации для всех. Достоверность финансовой отчетности подтверждается независимым специалистом — аудитором.

Финансовый и управленческий учет - это самостоятельные, но взаимосвязанные подсистемы бухгалтерского учета, основан­ные на одном и том же массиве первичных данных и первичной документации.

Первичный учет представляет собой систему сбора, измере­ния, регистрации, накопления, хранения информации, а также передачи ее для дальнейшей обработки. На крупном предприятии первичный учет следует также выделить в отдельную подсистему.

Т. о., обработка учетной информации с помощью БУИС ведется на трех уровнях, соответствующих пер­вичному, управленческому и финансовому учету (рис. 2.2). На каждом уровне в соответствии с методологией сбора, регистра­ции и обработки учетной информации создаются АРМ эконо­мистов, бухгалтеров, финансистов и аналитиков, взаимодейству­ющих между собой.

АРМ организованы по функциональным участкам, каждый из которых связан или с первичным учетом (материалов, готовой продукции, табельным учетом), или с определенным объектом бухгалтерского учета, где осуществляются непрерывная регист­рация и обработка хозяйственных операций, или со сводным уче­том и составлением отчетности, планированием и анализом, а также внутренним аудитом.

Рис. 2.2. Схема взаимосвязи и распределения АРМ по уровням учета в БУИС на крупном предприятии

Для каждого АРМ или группы АРМ разрабатывается самосто­ятельный программный модуль. Организованная таким образом БУИС представляет собой открытую модульную систему с воз­можностью добавления и удаления ее компонентов (АРМ). Добавляемые со време­нем модули не должны вызывать перестройку всей системы.

Обмен информацией между отдель­ными АРМ осуществляется по каналам связи с помощью приложений, построенных в многоуровневой архитектуре «клиент-сервер».

На первом уров­не (первичный учет) с помощью АРМ работников, ведущих пер­вичный учет, выполняются сбор, регистрация, накопление и час­тичная обработка первичной информации, возникающей в про­изводственно-хозяйственных подразделениях предприятия (цехах, складах, подразделениях). На этом уровне функциониру­ют АРМ по учету МЦ, ведению табельного учета и учету готовой продукции на складе.

Полученные на каждом участке результирующие данные поступают на второй уровень — управленческий учет. На этом уровне данные первичных документов и информация, полученная с нижнего уровня, регистрируются и группируются в системе синтетических и аналитических сче­тов. Для этого сведения об остатках хозяйственных средств и их источниках, а также данные текущих хозяйственных операций отражаются в различных учетных регистрах.

На втором уровне функционирует группа АРМ бухгалтеров (по учету материальных ценностей, основных средств (ОС) и немате­риальных активов (НА), труда и заработной платы, финансово-расчетных операций, готовой продукции и ее реализации, затрат на производство). Они формируют результирующие данные, отражающие все хозяйственные операции предприятия в стои­мостной оценке, в виде файлов бухгалтерских проводок. Эта ин­формация передается на третий уровень обработки данных — фи­нансовый учет, где организуются АРМ сводного учета, финансо­вого анализа и планирования, а также внутреннего аудита.

С помощью АРМ сводного учета на основе данных аналити­ческого и синтетического учета, поступающих с нижних уровней, формируются Главная книга, бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и другие учетные регист­ры синтетического и аналитического учета.

АРМ финансового анализа и планирования формирует аналитическую информацию для принятия решений, а также предоставляет руководству оперативную информацию. К такой информации относятся показатели себестоимости, прибыли, состояние расчетного и других счетов, дебиторской и кредитор­ской задолженности, различные экономические показатели, ди­намика их движения в виде таблиц и графических диаграмм, результаты анализа, прогнозы, сведения о сотрудниках. Вся эта информация может быть получена по запросу в любой момент времени.

Данный АРМ ориентирован прежде всего на финансового ди­ректора, главного бухгалтера, финансового менеджера-аналити­ка, сотрудников отдела планирования. Возможна передача ин­формации к внешним пользователям — налоговым службам, по­тенциальным партнерам, инвесторам.

АРМ внутреннего аудитора позволяет отслеживать все совер­шенные операции (дата ввода, информация о лице, осуществив­шем ввод, ссылки на документы, обосновывающие проводку, и др.). В целях осуществления аудиторского анализа АРМ преду­сматривает возможность подготовки детальной распечатки про­водок по счетам, а также ежемесячных расшифровок реализации и затрат по продукции. Кроме того, данный АРМ помогает отсле­живать изменения в системе бухгалтерских стандартов, анализи­ровать хозяйственную ситуацию и законодательство, вырабаты­вать предложения по учетной политике, по регулированию из­держек и рациональному построению инвестиционной полити­ки, осуществлять налоговое планирование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: