БУИС для крупного предприятия должна обеспечить:
• автоматизированное решение комплекса задач бухгалтерского учета в соответствии с российскими и международными стандартами, анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, планирования, а также внутреннего аудита;
• получение оперативной, постоянно меняющейся информации о текущем состоянии дел на предприятии.
• возможность консолидированного управления и получения консолидированных финансовых отчетов при наличии филиалов
БУИС крупного предприятия, отвечающую данным требованиям, создают на основе комплекса функционально взаимосвязанных АРМ специалистов. Каждый АРМ специалиста ориентирован на конкретный участок бухгалтерского учета. При этом информация, поступающая с участков учета в сводную программу, должна быть сопоставимой.
Сопоставимость информации обеспечивается наличием единого фонда нормативно-справочной информации (НСИ) и файлами проводок. Совокупность АРМ специалистов - это открытая модульная система, которая характеризуется возможностью удаления или добавления новых модулей (АРМ) без существенной переработки ПО.
Для создания комплексной БУИС для крупного предприятия необходимо наличие нескольких АРМ по участкам учета (АРМ по учету материальных ценностей, АРМ по учету основных средств, АРМ по учету готовой продукции и ее реализации, АРМ учета труда и заработной платы, АРМ табельного учета), а также АРМ сводного учета и формирования отчетности.
На крупных предприятиях бухгалтерский учет организуется по двухуровневой системе управления: управленческий (производственный) и финансовый учет.
Управленческий учет оперирует показателями себестоимости, затратами подразделений, выявляет результаты проведенных операций по ответственным лицам, секторам деятельности, по другим подразделениям. Сметы, нормативы, калькуляции, оптимальные соотношения затрат и результатов — объекты управленческого учета. Его аналитические данные используются для управления операциями, отделами, бригадами, подразделениями.
Информация управленческого учета имеет четко выраженную внутреннюю направленность. Она используется производственным, управленческим персоналом, дирекцией для внутрихозяйственного управления и, как правило, настолько конфиденциальна, что считается коммерческой тайной.
Финансовый учет направлен на обобщение, синтез информации. Он позволяет оперативно определять прибыль предприятия за период, обобщать активы и пассивны предприятия в форме отчетного баланса, характеризовать имущественное и финансовое состояние предприятия.
Информация финансового учета широко используется внешними потребителями: инвесторами, кредиторами, другими организациями и предприятиями. Она необходима также и управленческому персоналу, финансистам, акционерам предприятия, членам правления для принятия финансовых решений, планирования и прогнозирования экономики предприятия, экономического анализа информации.
Финансовый учет регламентируется общими для всех правилами, что гарантирует единообразие и понятность информации для всех. Достоверность финансовой отчетности подтверждается независимым специалистом — аудитором.
Финансовый и управленческий учет - это самостоятельные, но взаимосвязанные подсистемы бухгалтерского учета, основанные на одном и том же массиве первичных данных и первичной документации.
Первичный учет представляет собой систему сбора, измерения, регистрации, накопления, хранения информации, а также передачи ее для дальнейшей обработки. На крупном предприятии первичный учет следует также выделить в отдельную подсистему.
Т. о., обработка учетной информации с помощью БУИС ведется на трех уровнях, соответствующих первичному, управленческому и финансовому учету (рис. 2.2). На каждом уровне в соответствии с методологией сбора, регистрации и обработки учетной информации создаются АРМ экономистов, бухгалтеров, финансистов и аналитиков, взаимодействующих между собой.
АРМ организованы по функциональным участкам, каждый из которых связан или с первичным учетом (материалов, готовой продукции, табельным учетом), или с определенным объектом бухгалтерского учета, где осуществляются непрерывная регистрация и обработка хозяйственных операций, или со сводным учетом и составлением отчетности, планированием и анализом, а также внутренним аудитом.
Рис. 2.2. Схема взаимосвязи и распределения АРМ по уровням учета в БУИС на крупном предприятии
Для каждого АРМ или группы АРМ разрабатывается самостоятельный программный модуль. Организованная таким образом БУИС представляет собой открытую модульную систему с возможностью добавления и удаления ее компонентов (АРМ). Добавляемые со временем модули не должны вызывать перестройку всей системы.
Обмен информацией между отдельными АРМ осуществляется по каналам связи с помощью приложений, построенных в многоуровневой архитектуре «клиент-сервер».
На первом уровне (первичный учет) с помощью АРМ работников, ведущих первичный учет, выполняются сбор, регистрация, накопление и частичная обработка первичной информации, возникающей в производственно-хозяйственных подразделениях предприятия (цехах, складах, подразделениях). На этом уровне функционируют АРМ по учету МЦ, ведению табельного учета и учету готовой продукции на складе.
Полученные на каждом участке результирующие данные поступают на второй уровень — управленческий учет. На этом уровне данные первичных документов и информация, полученная с нижнего уровня, регистрируются и группируются в системе синтетических и аналитических счетов. Для этого сведения об остатках хозяйственных средств и их источниках, а также данные текущих хозяйственных операций отражаются в различных учетных регистрах.
На втором уровне функционирует группа АРМ бухгалтеров (по учету материальных ценностей, основных средств (ОС) и нематериальных активов (НА), труда и заработной платы, финансово-расчетных операций, готовой продукции и ее реализации, затрат на производство). Они формируют результирующие данные, отражающие все хозяйственные операции предприятия в стоимостной оценке, в виде файлов бухгалтерских проводок. Эта информация передается на третий уровень обработки данных — финансовый учет, где организуются АРМ сводного учета, финансового анализа и планирования, а также внутреннего аудита.
С помощью АРМ сводного учета на основе данных аналитического и синтетического учета, поступающих с нижних уровней, формируются Главная книга, бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и другие учетные регистры синтетического и аналитического учета.
АРМ финансового анализа и планирования формирует аналитическую информацию для принятия решений, а также предоставляет руководству оперативную информацию. К такой информации относятся показатели себестоимости, прибыли, состояние расчетного и других счетов, дебиторской и кредиторской задолженности, различные экономические показатели, динамика их движения в виде таблиц и графических диаграмм, результаты анализа, прогнозы, сведения о сотрудниках. Вся эта информация может быть получена по запросу в любой момент времени.
Данный АРМ ориентирован прежде всего на финансового директора, главного бухгалтера, финансового менеджера-аналитика, сотрудников отдела планирования. Возможна передача информации к внешним пользователям — налоговым службам, потенциальным партнерам, инвесторам.
АРМ внутреннего аудитора позволяет отслеживать все совершенные операции (дата ввода, информация о лице, осуществившем ввод, ссылки на документы, обосновывающие проводку, и др.). В целях осуществления аудиторского анализа АРМ предусматривает возможность подготовки детальной распечатки проводок по счетам, а также ежемесячных расшифровок реализации и затрат по продукции. Кроме того, данный АРМ помогает отслеживать изменения в системе бухгалтерских стандартов, анализировать хозяйственную ситуацию и законодательство, вырабатывать предложения по учетной политике, по регулированию издержек и рациональному построению инвестиционной политики, осуществлять налоговое планирование.