Понятие информационных систем в налогообложении и их использование в налоговых инспекциях
Информационные системы налоговых органов
Система управления налогообложением в Российской Федерации представляет собой единую централизованную структуру, построенную по принципу многоуровневой иерархической организации: федерального, регионального (субъекта РФ) и местного (территориального) уровней. Эта система предполагает единство целей, при котором локальные системы управления одного уровня функционируют по одной (типовой) схеме, решают идентичный набор задач по заранее определенной единой методологии и технологии обработки данных.
Основные задачи налоговых органов:
· учет налогоплательщиков (по категориям, территории, видам налогообложения, роду деятельности);
· учет поступления налогов (по категориям налогоплательщиков, территории, видам налогов, роду деятельности, банкам);
· анализ динамики поступления налогов по всем отслеживаемым признакам;
· информирование органов государственной власти о поступлении налогов;
· совершенствование системы налогообложения (законодательная инициатива, методические разработки, информационное обеспечение);
· информирование налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснение им системы налогообложения.
Система электронного документооборота является центральным связующим звеном, позволяющим автоматизировать управление информационными потоками и обработку циркулирующих документов. В результате внедрения электронного документооборота достигается комплексная автоматизация всей «бюрократической» работы и документооборота. Документы обрабатываются по заданному алгоритму в автоматическом и/или интерактивном режиме и перемещаются по заранее определенным маршрутам.
В целях эффективного взаимодействия введен единый идентификатор предприятий и граждан в масштабе всей страны - идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), присваиваемый налоговыми органами.
Оптимальным уровнем для хранения информации является региональный уровень, на котором наиболее эффективно решаются задачи по обмену информацией с территориальными и федеральными органами, а также задачи по защите информации. Кроме того, деятельность большинства налогоплательщиков редко выходит за пределы региона.
Основная цель разработки и совершенствования информационной системы налоговых органов (ИСНО) — внедрение функционально полной информационной технологии, объединяющей все структурные подразделения на базе единой вычислительной сети, интегрированной в единое информационное пространство органов государственного управления и других заинтересованных организаций (МВД, суды, таможня, казначейство, банки и др.). Особенностями разработки ИСНО являются:
· неустойчивость налогового законодательства и методической базы деятельности налоговой инспекции;
· многоуровневая структура объектов автоматизации, их распределенность в пространстве и сложные связи между ними;
· большой объем баз данных с их повышенным временем жизни, превышающим срок жизни оборудования;
· использование в информационной системе уже функционирующих отдельных частей.
К требованиям к ИСНО следует отнести обеспечение информационной безопасности, под которой понимается защищенность информации и прикладных программ от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых утечкой или потерей данных. Требования по безопасности системы направлены в первую очередь на обеспечение доступности данных, целостности ресурсов, конфиденциальности.
Программное обеспечение ИСНО должно быть обобщенным, т.е. строиться вокруг единой базовой модели данных. Программные средства должны проектироваться таким образом, чтобы ими могли пользоваться все налоговые инспекции.
ИСНО представляет собой совокупность взаимодействующих прикладных подсистем, решающих определенные группы функциональных задач на основе оперативных баз данных и электронного хранилища данных (рис. 5.1).
Рис.3.1. Структура информационной системы налогового органа
(ККМ – контрольно-кассовая машина)
Среди прикладных подсистем ИСНО можно выделить две основные группы:
• оперативной обработки (функциональные подсистемы);
• поддержки принятия решений.
Первая группа подсистем ориентирована на ввод данных по налогоплательщикам, довольно интенсивную оперативную обработку (поиск, относительно простые запросы, свод данных и т.п.) и хранение. Данные в подобных подсистемах актуальны в течение нескольких лет. Основные требования к таким подсистемам - высокая производительность обработки транзакций и гарантированная скоростная доставка информации при удаленном доступе к базам данных по телекоммуникациям.
Вторая группа прикладных подсистем предназначена для обработки больших объемов данных из различных источников за большой период времени, сосредоточенных в электронном хранилище данных. Подсистемы поддержки принятия решений включают средства многомерного анализа данных, статистической обработки, моделирования правил, причинно-следственных связей и ситуаций и т.п.
В ИСНО предусматриваются следующие подсистемы этой группы:
• анализ и прогнозирование налоговых платежей;
• макро- и микроимитационное моделирование;
• комплексный контроль финансово-хозяйственной деятельности организаций;
• выбор предприятий для выездных проверок.