Основные принципы построения систем автоматизации в налогообложении

Понятие информационных систем в налогообложении и их использование в налоговых инспекциях

Информационные системы налоговых органов

Система управления налогообложением в Российской Феде­рации представляет собой единую централизованную структуру, построенную по принципу многоуровневой иерархической орга­низации: федерального, регионального (субъекта РФ) и местного (территориального) уровней. Эта система предполагает единство целей, при котором локальные системы управления одного уров­ня функционируют по одной (типовой) схеме, решают идентич­ный набор задач по заранее определенной единой методологии и технологии обработки данных.

Основные задачи налоговых органов:

· учет налогоплательщиков (по категориям, территории, ви­дам налогообложения, роду деятельности);

· учет поступления налогов (по категориям налогоплатель­щиков, территории, видам налогов, роду деятельности, банкам);

· анализ динамики поступления налогов по всем отслеживае­мым признакам;

· информирование органов государственной власти о поступ­лении налогов;

· совершенствование системы налогообложения (законода­тельная инициатива, методические разработки, информацион­ное обеспечение);

· информирование налогоплательщиков по вопросам налого­вого законодательства и разъяснение им системы налогообложе­ния.

Система электронного документооборота является централь­ным связующим звеном, позволяющим автоматизировать управ­ление информационными потоками и обработку циркулирую­щих документов. В результате внедрения электронного докумен­тооборота достигается комплексная автоматизация всей «бюрократической» работы и документооборота. Документы обрабатываются по заданному алгоритму в авто­матическом и/или интерактивном режиме и перемещаются по заранее определенным маршрутам.

В целях эффективного взаимодействия введен единый иден­тификатор предприятий и граждан в масштабе всей страны - идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), присва­иваемый налоговыми органами.

Оптимальным уровнем для хранения информации является региональный уровень, на котором наиболее эффективно реша­ются задачи по обмену информацией с территориальными и фе­деральными органами, а также задачи по защите информации. Кроме того, деятельность большинства налогоплательщиков ред­ко выходит за пределы региона.

Основная цель разработки и совершенствования информаци­онной системы налоговых органов (ИСНО) — внедрение функ­ционально полной информационной технологии, объединяю­щей все структурные подразделения на базе единой вычисли­тельной сети, интегрированной в единое информационное пространство органов государственного управления и других за­интересованных организаций (МВД, суды, таможня, казначей­ство, банки и др.). Особенностями разработки ИСНО являются:

· неустойчивость налогового законодательства и методичес­кой базы деятельности налоговой инспекции;

· многоуровневая структура объектов автоматизации, их распределенность в пространстве и сложные связи между ними;

· большой объем баз данных с их повышенным временем жизни, превышающим срок жизни оборудования;

· использование в информационной системе уже функцио­нирующих отдельных частей.

К требованиям к ИСНО следует отнести обес­печение информационной безопасности, под которой понимает­ся защищенность информации и прикладных программ от слу­чайных или преднамеренных воздействий естественного или ис­кусственного характера, чреватых утечкой или потерей данных. Требования по безопасности системы направлены в первую оче­редь на обеспечение доступности данных, целостности ресурсов, конфиденциальности.

Программное обеспечение ИСНО должно быть обобщенным, т.е. строиться вокруг единой базовой модели данных. Программные средства должны проектиро­ваться таким образом, чтобы ими могли пользоваться все налоговые инспекции.

ИСНО представляет собой совокупность взаимодействующих прикладных подсистем, решающих определенные группы функциональных задач на основе оперативных баз данных и электронного хранилища данных (рис. 5.1).

Рис.3.1. Структура информационной системы налогового органа

(ККМ – контрольно-кассовая машина)

Среди прикладных подсистем ИСНО можно выделить две ос­новные группы:

• оперативной обработки (функциональные подсистемы);

• поддержки принятия решений.

Первая группа подсистем ориентирована на ввод данных по налогоплательщикам, довольно интенсивную оперативную обра­ботку (поиск, относительно простые запросы, свод данных и т.п.) и хранение. Данные в подобных подсистемах актуальны в течение нескольких лет. Основные требования к таким подсистемам - высокая производительность обработки транзакций и гарантиро­ванная скоростная доставка информации при удаленном доступе к базам данных по телекоммуникациям.

Вторая группа прикладных подсистем предназначена для об­работки больших объемов данных из различных источников за большой период времени, сосредоточенных в электронном хра­нилище данных. Подсистемы поддержки принятия решений включают средства многомерного анализа данных, статистичес­кой обработки, моделирования правил, причинно-следственных связей и ситуаций и т.п.

В ИСНО предусматриваются следующие подсистемы этой группы:

• анализ и прогнозирование налоговых платежей;

• макро- и микроимитационное моделирование;

• комплексный контроль финансово-хозяйственной деятель­ности организаций;

• выбор предприятий для выездных проверок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: