Промеры глубин в гидрометрическом створе (стр. 4)
Промеры глубин в гидрометрическом створе
При измерении глубины механическим лотом с использованием лебедки после установки судна в створе гидрометрический груз выводится за борт и опускается до касания нижней плоскостью поверхности воды. Затем счетчик сбрасывается на нуль, и груз опускается до дна, что определяют по ослаблению натяжения троса. Рукояткой лебедки производится несколько касаний грузом дна, после определения по счетчику глубины подается отмашка флагом или сигнал или измеряется угол с судна секстантом. Результаты измерений записываются в книжку КГ-3м. Чтобы избежать внесения поправок на относ троса течением, следует подбирать такую массу гидрометрического груза, при которой угол относа будет не более 10о (см. таблицу 2).
Для измерения глубины гидрометрической штангой, наметкой или лотом судно устанавливается в створе на якоре. Нижний конец гидрометрической штанги или наметки забрасывают вверх по течению, под действием которого штанга или наметка, погружаясь, встает вертикально на дно реки. После установки гидрометрической штанги или наметки в створе определяется глубина на вертикали и подается отмашка флагом или сигнал на берег для измерения угла или расстояния дальномерным или угломерным инструментом. При использовании секстанта угол измеряется с лодки.
Таблица 2
Рекомендуемые массы гидрометрических грузов
при производстве промерных работ в зависимости от скорости потока
Наибольшая скорость течения, м/с | 1,0 | 2,0 | 3,0 | 4,0 | 5,0 |
Минимальная масса груза, кг |
Если при большой скорости течения применение гидрометрического груза необходимой массы не возможно, следует измерять углы отклонения троса от вертикали и вводить соответствующие поправки в измеренную глубину.
Когда установка судна на якоре представляет трудности из-за скального грунта и высокой скорости течения, низкой скорости течения и встречного ветера и т.д., рекомендуется следующий способ:
1. Судно поднимается несколько выше гидрометрического створа.
2. Лот или штанга (наметка) опускаются до дна.
3. Сплавляясь вниз по течению (или на веслах), замерщик, держа вертикально трос лота или штангу, касается ими дна, следя за глубиной.
4. В момент прохождения створа наблюдатель дает отмашку флагом (или сигнал) и команду замерщику на определение глубины.
5. Замерщик снимает показания глубины по тросу лота или штанге (наметке) и сообщает значение для записи.
6. В журнале записывается номер промерной точки, цвет флага (или сигнала) и значение глубины.
7. После этого судно вновь поднимается выше створа, перемещаясь несколько поперек реки, чтобы опять пересечь створ в следующей промерной точке.
Предложенный способ позволяет измерять глубины наметкой, штангой и ручным лотом с грузом массой 3-5 кг.
Для промеров глубин больших рек рекомендуется использование записывающих эхолотов ЭИР. Перед промерами глубин выполняются подготовительные работы:
- Установка эхолота на промерном судне:
- забортное устройство (вибратор, излучатель) эхолота с помощью крепежных деталей устанавливается за бортом судна на расстоянии не менее 10 см от обшивки, рабочая поверхность вибратора должна быть параллельна водной поверхности и заглублена на 20-80 см, глубина заглубления записывается на ленте эхолота;
- эхолот устанавливается в горизонтальном положении в удобном для работы с ним месте;
- к эхолоту присоединяется кабели вибратора и источника питания, производится проверка работы эхолота с переключением тумблера на контроль.
2. Проводится полевое тарирование эхолота в следующем порядке:
- промерное судно устанавливается на якоре;
- эхолот включается и прогревается в течение 10-15 минут;
- наметкой или лотом дважды измеряется глубина у вибратора, а на батиграмме записывается значение измеренной глубины;
Батиграмма эхолота – лента для записи глубины в эхолоте.
- снимаются показания с батиграммы эхолота;