Орган государства: понятие, признаки, виды

Модели построения государственного аппарата

Современная юридическая наука выделяет три основные модели построения государственного аппарата:

· централизованно-сегментарная, в которой органами государственной власти являются только центральные органы, функционирующие в масштабе всего государства (президент, парламент, правительство), а также их представители на местах. Местные выборные органы рассматриваются в данной системе как органы местного самоуправления и имеют особую сферу деятельности. Такая модель характерна для современных демократических государств. Она особенно эффективна в условиях политической стабильности в стране;

· моноцефальная (лат. «моно» - один, «цефалс» - голова), в которой вся система государственных органов едина. Во главе ее стоит лицо или орган, обладающий всей полнотой власти и наделяющий ею все нижестоящие органы; преобладает назначаемость нижестоящих органов вышестоящими; структура носит жестко иерархический характер. Вся система государственных органов персонифицирована и пирамидальна по своей структуре. Местные органы власти представляют собой не органы местного самоуправления, а органы государства. Подобная модель характерна для диктаторских режимов и удобна для осуществления массового террора. Моноцефальная система складывается обычно в условиях политической нестабильности в послереволюционные периоды либо в результате военных переворотов;

· монотеократическая, в которой сочетается единовластие главы государства, основанное на религиозных догмах, и длительное сохранение родовых порядков. Глава государства является одновременно и высшим духовным лицом. Отсутствует разделение властей и парламентаризм. Такая модель характерна для государств, провозглашающих ислам государственной религией (Иран, Саудовская Аравия, Катар).

Государственная власть осуществляется непосредственно через государственные органы – организованную часть государственного механизма, наделенными властными полномочиями, определенной компетенцией и необходимыми средствами для осуществления задач, стоящих перед государством на конкретном участке государственного руководства обществом.

Анализ государства с позиций его механизма позволяет выявить место и роль каждого элемента в системе государственного властвования, определить его оптимальную структуру, иерархические связи с иными элементами и т.п. В то же время каждый элемент, рассматриваемый как составляющая единого механизма, выступает в виде органической и достаточно самостоятельной части целого, то есть явления, обладающего определенными интегративными и автономными качествами и свойствами, что позволяет полнее выяснить его природу и назначение.

Государственный орган – это составная часть механизма государства, которая имеет собственную структуру, определенные законом полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и тесно взаимодействует с другими элементами государственного механизма.

Признаки, отличающие государственный орган от иных организаций:

1. Государственно-распорядительный порядок образования, реорганизации, ликвидации. Государственные органы образуются не путем добровольного волеизъявления учредителей (пайщиков, акционеров, членов общественной организации), а по воле государства — на основе распоряжения вышестоящего органа.

2. Государственные органы занимают строго определенное место в управленческой иерархии. Каждый из них, с одной стороны, подотчетен и подконтролен вышестоящему органу, а с другой — контролирует нижестоящие государственные органы.

3. Государственные органы действуют от имени государства и в публичных интересах. Их деятельность носит некоммерческий характер, направлена не на получение дохода (прибыли) или иных частных выгод, а на реализацию общего блага.

4. Государственные органы наделяются компетенцией. Компетенциясовокупность государственно-властных полномочий по определенным предметам ведения.

Полномочияправа и обязанности органа, основанные на властно-принудительных возможностях государства. Здесь мы наблюдаем определенное слияние прав и обязанностей, не характерное для частных субъектов.

Государственные органы вправе издавать обязательные нормативные и индивидуально-правовые акты, требовать их исполнения, контролировать, применять меры принуждения.

Предметы ведения (подведомственность) — круг вопросов, субъектов, территорий, в отношении которых государственный орган вправе осуществлять властные полномочия.

5. Каждый орган имеет внутреннюю организационную структуру, го есть состоит из структурных подразделений, а также штатное расписание — перечень должностей, распределение функций и обязанностей между чиновниками, должностные оклады. Для выполнения публичных задач и функций государственные органы наделяются материально-техническими средствами, финансируются из бюджета.

Виды государственных органов. Государственные органы многообразны. Они могут подразделяться в зависимости от следующих критериев:

по порядку образования органы государства классифицируются на органы, избираемые непосредственно народом (Президент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации) и органы, формируемые другими государственными органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и пр.);

по форме реализации государственной деятельности – на законодательные (представительные), исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные органы;

по принципу разделения властей – на законодательные, исполнительные и судебные органы;

по иерархии – федеральные, региональные, местные органы;

по характеру подчиненности - центральные органы и их территориальные структуры в регионах (на местах);

по компетенции - органы общей и специальной компетенции. Деятельность первых носит универсальный характер, они отвечают за состояние территории в целом. Это — президент, правительство, парламент, представительные и исполнительные органы регионального, местного уровня. Органы специальной компетенции наделены компетенцией в узкой сфере государственного управления. Это, например, Конституционный суд, таможенные органы, Центральный банк, различного рода министерства и ведомства.

• по срокам полномочий – на постоянные и временные (Учредительное собрание, Временное правительство);

по способу принятия решений - единоначальные и коллегиальные органы;

по правовым формам деятельности – на правотворческие, правоприменительные и правоохранительные.

Тема 7. Политическая система общества и государство (2 часа)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: