Формы и методы реализации функций государства

Классификация функций государства

Понятие функций государства

Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.

Признаки функций государства:

1. Функции государства непосредственно выражают и предметно конкретизируют его классовую и общечеловеческую сущность. Их содержание учитывает классовые, групповые (корпоративные), национальные и частные интересы членов общества.

2. В функциях государства воплощается и раскрывается его активная служебная роль как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису, реализуется разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на международной арене.

3. Функции государства возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям.

4. В функциях государств различных исторических типов проявляются и объективируются присущие им особенности и закономерности развития, динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества.

5. Состав и содержание функций конкретного государства зависят от самых разных факторов: экономики, социальной структуры, политики, идеологии, религии, культуры, национально-исторических особенностей, географического местоположения страны.

Задачи и функции государства – явления соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие. Их нельзя ни противопоставлять, ни отождествлять.

Задачи государства воплощаются в жизнь посредством осуществления его функций.

Не следует также смешивать функции государства с принципами его формирования и деятельности.

Некоторые авторы относят, например, к числу функций современного Российского государства обеспечение народовластия, видят основное назначение этой функции в осуществлении государством посредством представительных и иных органов власти волеизъявления народа по руководством обществом. В действительности же обеспечение народовластии, развитие демократии представляет собой не какую-то отдельную функцию нынешнего Российского государства, а один из закрепленных в главе 1 Конституции РФ основных принципов его организации и деятельности, одну из основ конституционного строя.

В зависимости от типа государства (если использовать, например, формационный подход) различаются функции рабовладельческого, феодального, буржуазного, социалистического государства. Специфика общественно-экономической формации определяет характер государства в целом и его функций.

По степени значимости выделяют функции главные и производные (вспомогательные). Под главными понимаются функции, направленные на решение наиболее важных, основополагающих задач. Производные, вспомогательные функции имеют более узкие задачи, подчиненные главным. Примером может служить вспомогательная функция налогообложения и финансового контроля, подчиненная главной экономической функции. В такой позиции есть здравый смысл, но существует также опасность чрезмерного и неоправданного дробления функций государства. Логичнее было бы рассматривать вспомогательные функции как составные части главных.

По продолжительности действия функции государства подразделяются на постоянные и временные. Считается, что постоянные функции реализуются на всем протяжении существования государства, временные – на ограниченном историческом этапе. В качестве примера временных функций часто приводится деятельность государства по ликвидации последствий стихийного бедствия, масштабных катастроф и т.п.

В учебной и научной литературе часто различаются функции классовые и общесоциальные (по характеру удовлетворяемого интереса). Такое деление представляется неоправданным, так как любая функция государства содержит в себе общесоциальный и классовый компоненты.

По сфере воздействия функции государства делятся на внутренние и внешние. Внутренние функции предполагают деятельность государства внутри страны, внешние – на международной арене. Поскольку деятельность государства подчинена единым целям и задачам, постольку набор внутренних и внешних функций симметричен: государство реализует политическую, экономическую, идеологическую, военную, правоохранительную, социальную, экологическую функции как внутри страны, так и за рубежом.

Политическая функция. Центральный вопрос политики – это вопрос о государственной власти, ее силе и границах влияния. В этом смысле политическая функция – основополагающая для государства. Все остальные функции государства возможны только тогда, когда состоялся факт становления государственной власти. Если государство еще не состоялось как главный политический, властный орган, оно не в состоянии заниматься деятельностью по обеспечению потребностей общества.

Политическая функция включает в себя следующие направления:

1) обеспечение государственного суверенитета (его внутреннего компонента) – верховенства государства на всей его территории.

Политическое пространство не терпит пустоты: если государство ослабевает, власть не исчезает, а перетекает в другие институты – партию, церковь, родоплеменные кланы, политико-территориальные образования.

2) Деятельность государства по удержанию государственной власти господствующей политической и экономической элиты, по созданию наиболее благоприятных условий для правящего класса и защите его интересов.

3) Государственное строительство. Любое государство стремится к совершенствованию и укреплению своего механизма, повышению эффективности государственных органов.

4) Формирование политической системы общества. Государство определяет, какие институты следует допустить к активной политической жизни, какие нейтрализовать, а какие и вовсе уничтожить. Так, например, в годы советской власти церковь была практически выведена из политической сферы, ее политическая роль была сведена к нулю.

5) Обеспечение государственной и общественной безопасности.

6) Контрразведывательная деятельность государства

В целом внутриполитическая функция государства направлена на установление стабильности в обществе, устранение конфликтов между властью и обществом, между различными социальными группами, борьбу с силами, враждебными данному государству.

Внешнеполитический аспект:

1) защита государственного суверенитета;

2) создание наиболее благоприятных условий для положения данного государства на международной арене;

3) формирование внешнеполитической доктрины, установление приоритетов (поиск стратегических союзников и выявление потенциальных врагов);

4) участие в международных политических организациях и договорах, создание военно-политических блоков и участие в них;

5) деятельность по предотвращению войны или, напротив, по провоцированию войны;

6) участие в поддержании мирового порядка, используя институты ООН;

7) разведка.

Государство реализует свои функции в двух основных формах: правовой и организационной.

Используя правовые формы, государство осуществляет свои функции путем издания юридических актов (нормативного и ненормативного характера). Выделяются три основные правовые формы реализации функций государства: правотворческая, правоприменительная и правоохранительная.

Правотворческая деятельность включает в себя процесс подготовки, принятия и опубликования нормативных правовых актов. Данная форма закладывает правовые основы деятельности государства.

Правоприменительная деятельность требует принятия государством юридических актов, реализующих законодательство страны.

Правоохранительная деятельность предполагает охрану прав и правопорядка, поддержание режима законности, охрану прав и свобод граждан.

Организационные формы связаны с организационной деятельностью государства, основанной на вербальных (устных) решениях. Указаниях, приказах, распоряжениях.

Организационные формы деятельности государства имеют как самостоятельный характер, так и вспомогательный в отношении его правовых форм деятельности.

Методы реализации функций государства представляют собой способы, приемы и средства деятельности власти. Специфика сферы деятельности обусловливает выбор государством соответствующих методов. Реализуя ту или иную функцию, государство использует, как правило, комплекс методов, способных привести к желаемому результату. Наиболее часто применяются такие методы, как убеждение, принуждение, договорное регулирование, планирование, прогнозирование и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: